Анализ влияния факторинга на динамику и уровень дебиторской задолженности




 

В рамках анализа проведём оценку уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия.

Проанализируем динамику дебиторской задолженности по данным балансов за 3 кв. 2007 и 2008 годов соответственно.


Таблица 2.8 Основные показатели управления дебиторской задолженностью

Показатель Уровень показателя Изменение
01.10.2007 01.10.2008 абсолютное относительное, в %
Дебиторская зад-ть (покупатели и заказчики), тыс руб       60,32%
В т.ч. просроченная - - - -
Общая величина оборотных активов       118,69%
доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов 96,69% 70,89% -25,80%  

 

Проведённый анализ показывает, что доля дебиторской задолженности в общем объёме оборотных активов снизилась на 25,8 процентных пункта, т.е. уменьшилась иммобилизация – отвлечение из хозяйственного оборота оборотных средств предприятия, хотя в абсолютном выражении рост дебиторской задолженности составляет 1 411 000 рублей. Таким образом, с помощью факторинга удалось «высвободить» дополнительные финансовые ресурсы в размере 1364,82 тыс рублей (25,8% от 5290 тыс руб).

Обобщённым показателем возврата задолженности является оборачиваемость, которая рассчитывается как отношение объёма продаж за период к средней величине дебиторской задолженности за период и показывает, сколько раз задолженность образуется и поступает в организацию за изучаемый период. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается, как положительная тенденция. Рассчитывается также период погашения дебиторской задолженности как отношение количества дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости. Этот показатель отражает среднее количество дней, необходимое для её возврата.

Рассчитаем динамику данных показателей по данным счетов 51 и 62 за 2008 год. Полученные данные сгруппированы в Таблице 2.9.

Динамика средней дебиторской задолженности и выручки по оплате представлена на Графике 2.1.

 

График 2.1 Динамика средней дебиторской задолженности и выручки по оплате ООО «Ратис» за 11 месяцев 2008 года.

 

По Графику 2.1 видно, что выручка и дебиторская задолженность росли неравномерно. Это связано как с сезонными колебаниями бизнеса (наибольшие отгрузки приходятся на весенне-летний период), так и с молодостью и нестабильностью бизнеса.

Динамику оборачиваемости дебиторской задолженности в днях за 2008 год отражает График 2.2:

 

График 2.2 Динамика периода оборачиваемости за 2008 год в днях.


По Графику 2.2 видно, что оборачиваемость в 2008 году снижалась и достигла 10 дней в ноябре. Это говорит об эффективном управлении дебиторской задолженностью. С января период оборачиваемости сократился почти в 8 раз. Хотя средний период за 11 месяцев 2008 года составил 31 день. В связи с переходом в 2009 году на новые договорные условия (увеличение отсрочки по основным дебиторам) период оборачиваемости дебиторской задолженности в первом квартале 2008 составил 52 дня. Однако с апреля по ноябрь 2008 года (т.е. с начала использования факторинга) средний период гашения составил 23 дня. Таким образом, сравнивая средние значения за январь-март и за апрель-ноябрь (именно средние значения обеспечивают сопоставимость данных), можно сделать следующие выводы:

-средняя выручка по оплате выросла на 2241553 рублей или на 39,5%;

-средняя дебиторская задолженность сократилась на1854892 рублей или на 24,15%;

-средняя оборачиваемость выросла на 0,62 раз или на 83,78%;

-средний период обращения дебиторской задолженности сократился на 29 дней или на 55,72%.

Рассчитанные показатели оборачиваемости могут быть уточнены, если брать более точные средние значения дебиторской задолженности (например, как среднее хронологическое еженедельных, ежедневных остатков по счёту 62 за рассматриваемый период). В этом случае показатели будут более точными, чем в приведённой таблице, где среднее значение рассчитано как среднее арифметическое значение по месяцам. Либо можно составить статистическую таблицу по всем поставкам за 2008 год и рассчитать период оборота дебиторской задолженности как средневзвешенные значения периодов гашения. В этом случае мы уберём погрешность, связанную с усреднением дебиторской задолженности.

Для проведения факторного анализа с целью установить количественное влияние факторинга на динамику средней дебиторской задолженности и показателей её оборачиваемости выделим в структуре выручки по оплате поступления от факторинга, а в структуре дебиторской задолженности средние остатки по дебету 62 счёта по клиентам, переданным на факторинг и по прочим клиентам. Преобразуем соответствующие показатели:

 

Во=Воф+Вопр, (4) где

 

Во- выручка по оплате;

Воф - поступления от факторинговой компании (Д51К76);

Вопр - прочие поступления от дебиторов (Д51К62).

 

ДЗср=ДЗф+ДЗпр, (5) где

 

ДЗср - среднее значение дебиторской задолженности;

ДЗф – средняя задолженность по клиентам, переданным на факторинг;

ДЗпр – средняя дебиторская задолженность по прочим клиентам.

Полученные данные сгруппированы в Таблице 2.

 

Таблица 2.10 Динамика основных показателей оборачиваемости дебиторской задолженности ООО «Ратис» за 2008 год в разрезе групп клиентов.

Показатель янв.07 фев.07 мар.07 апр.07 май.07 июн.07 среднее с янв по март среднее с апреля по ноябрь
нетто выручка                
среднее значение дебиторской задолженности (покупатели и заказчики)                
выручка по факторинговым клиентам                
выпучка по прочим                
среднее значение ДЗ по факторинговым клиентам                
средняя задолженность по прочим клиентам   -12172            
оборачиваемость, раз 0,39 0,55 1,16 0,67 1,22 1,52 0,74 1,36
период оборачиваемости, дни 78,61 50,72 26,73 44,56 25,37 19,71 52,02 23,03
оборачиваемость по факторинговым клиентам 0,38 0,53 1,16 0,35 0,96 1,47 0,73 1,25
период 1 оборота по факторинговым клиентам 80,55 57,98 26,78 88,26 32,46 21,15 55,10 29,34
оборачиваемость по прочим клиентам 1,94 -11,34 1,26 4,04 3,49 2,11 2,23 1,79
период 1 оборота по прочим клиентам 15,95 -2,73 24,57 7,68 8,89 14,69 12,60 21,08
d1 0,99 1,00 0,98 0,91 0,89 0,91 0,99 0,80
d2 0,01 0,00 0,02 0,09 0,11 0,09 0,01 0,20

 

Проанализируем изменение основных показателей под влиянием изменений показателей по факторинговым клиентам и прочим клиентам, используя аддитивную факторную модель.

1. Средняя выручка за апрель-ноябрь изменилась по сравнению с январем –мартом на на 2241553 рублей или на 39,5%, в том числе:

-увеличилась на 4,77% за счёт роста выручки по факторинговым клиентам;

-увеличилась на 34,73% за счёт роста выручки по прочим клиентам.

Таким образом, финансовые ресурсы от факторинга были направлены на привлечение новых клиентов.

2. Средняя дебиторская задолженность сократилась на 1854892 рублей или на 24,15%, в том числе:

- уменьшилась на 38,73% за счёт сокращения средней дебиторской задолженности по факторинговым клиентам на 60%;

-увеличилась на 14,57% за счёт увеличения средней дебиторской задолженности по прочим клиентам.

Как мы видим, по клиентам, переданным на факторинговое обслуживание (ООО «Строй Девелопмент», ЗАО «Пальмира», ЗАО «Теплотрансресурс») средняя дебиторская задолженность не исчезла полностью, а сократилась на 60%. Это связано с тем, что, во-первых, финансирование по факторингу происходит лишь в размере 90% от суммы поставки и только в рамках лимита финансирования клиента. Дебиторская задолженность при этом может быть больше.

Зависимость общего коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности от коэффициентов оборачиваемости клиентов, переданных на факторинговое обслуживание, и прочих клиентов выражается формулой:

 

Кодз=d1 х Кодзф+d2 х Кодзпр, (6) где

 

d1=доля средней дебиторской задолженности по факторинговым клиентам в общей дебиторской задолженности;

d2=доля средней дебиторской задолженности по прочим клиентам в общей дебиторской задолженности;

Кодзф – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности по факторинговым клиентам, раз;

Кодзпр – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности по прочим клиентам, раз.

Добавим соответствующие строки в расчётную Таблицу 2.10 и проведём факторный анализ изменения средней оборачиваемости в апреле-ноябре по сравнению с январём-мартом за счёт изменения показателей d1 х Кодзф и d2 х Кодзпр.

3. Средняя оборачиваемость выросла на 0,62 раз или на 83,9%, в том числе:

-увеличилась на 37,47% за счёт изменения показателя d1 х Кодзф:

 

∆Кодзd1 х Кодзф =∆(d1 х Кодзф)/Кодз0

∆Кодзd1 х Кодзф =(0,8 х 1,25-0,99 х 0,73)/0,74=(1-0,7227)/0,74=0,3747

 

-увеличилась на 46,53% за счёт изменения показателя d2 х Кодзпр:

 

∆Кодзd2 х Кодзпр=∆(d2 х Кодзпр)/ Кодз0

∆ Кодзd2 х Кодзпр =(0,2 х 1,79-0,01 х 2,23)/0,74=(0,358-0,0223)/0,74=0,4653

 

В свою очередь, показатель d2 х Кодзпр увеличился на 0,3440 или на 1930,96% в том числе:

-увеличился на 2439% за счёт изменения d2;

-уменьшился на 508% за счёт изменения Кодзпр.

Таким образом, средняя оборачиваемость изменилась в большей степени за счёт увеличения доли прочих клиентов в структуре дебиторской задолженности.

4. Показатель длительности одного оборота дебиторской задолженности обратно пропорционален оборачиваемости.

По факторинговым клиентам удалось сократить период оборота на 25,77 дней, а по прочим клиентам он увеличился на 8,48 дней. Для более эффективного управления следует сокращать период обращения и по прочим клиентам путём ведения кредитной политики или передачи их на факторинговое обслуживание.

Помимо динамики и показателей оборачиваемости дебиторской задолженности целесообразно рассмотреть её структуру.

Безнадёжных долгов в составе дебиторской задолженности нет.

В 2007 году в числе действующих клиентов компании было 8 контрагентов: ООО «Автомасла и оборудование», ООО «Межтрансавто», МСС, ООО «Строй Девелопмент», ЗАО «Пальмира», ООО «Темп СК», ЗАО «Теплотрансресурс» и ООО «Фортуна». С января 2008 у ООО «Ратис» появилось 28 новых контрагентов. Т.е. за 2008 год прирост клиентской базы составил 350%. Отчасти это связано и с применением факторинга, т.к. организация направляла полученные ресурсы на финансирование отгрузок по новым клиентам. Рост средней дебиторской задолженности по прочим клиентам составил 1924% в апреле-ноябре по сравнению с январём-мартом и должен стать объектом управления и оптимизации. Следует рассмотреть возможность перевода новых клиентов на факторинговое обслуживание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: