ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ




Сергеев А. Ю.

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж

ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается теория потребностей А. Маслоу в практике управления персоналом, а также её недостатки и преимущества.

Abstract: this article examines the theory of A. Maslow's needs in the practice of personnel management, as well as its disadvantages and advantages.

Ключевые слова: мотивация, потребности, теория, иерархия.

Keywords: motivation, needs, theory, hierarchy.

 

Основная идея всех содержательных теорий мотивации состоит в том, что поведение человека на работе определяется его неудовлетворенными потребностями, которые заставляют его действовать именно так, а не иначе. Поэтому для достижения максимальной отдачи на рабочем месте менеджеру важно понять, какие именно потребности наиболее актуальны для сотрудников, и предоставить возможности для их удовлетворения.

Одним из теорий мотивации, оказавшим большое влияние на современных менеджеров, является иерархия потребностей А. Маслоу. Маслоу основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной психологии, по праву считается не только одной из самых крупных, но и одной из самых интересных фигур в психологии XX столетия.

Следуя принципам теории потребностей, менеджер должен [1]:

- идентифицировать и учитывать потребности сотрудников;

- признавать различия стремлений сотрудников;

- предложить удовлетворение конкретных ненасыщенных потребностей;

- понимать, что постоянное использование однотипных поощрений. (особенно тех, которые удовлетворяют потребности более низкого порядка) постепенно приводит к снижению мотивации сотрудников.

Теория потребностей А. Маслоу показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности. В отличие от сторонников школы научного управления, Маслоу утверждал, что мотивами поведения людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые только частично или косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.

Согласно теории, А. Маслоу, существует следующие пять групп потребностей [2]:

1. Физиологические потребности. К этой группе относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище, сексе и т.п. – те, которые человек должен удовлетворять, чтобы выжить, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Люди, которые работают в основном из-за необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве рабочего места, возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум заработной платы обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование.

2. Потребность в безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии: иметь хорошее жилье, быть защищенным от страха, боли, болезней и других страданий. Люди, для которых первостепенными являются потребности этого рода, стремятся избегать стрессов, любят порядок, четкие правила, формальные структуры. Они оценивают свою работу в первую очередь с точки зрения обеспеченности и стабильного существования в будущем. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, медицинское страхование. Для управления такого рода людьми следует создавать надежную систему социального страхования, применять справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного минимума, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями.

3. Потребность принадлежать к социальной группе. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, желает быть членом определенной группы людей, участвовать в общественных мероприятиях. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во-первых, как на способ принадлежать к коллективу, во-вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами.

4. Потребности признания и уважения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают за это. Люди, испытывающие сильное влияние данной потребности, стремятся к лидерскому положению либо к положению признанного авторитета при решении задач. При управлении такими людьми нужно использовать различные формы морального поощрения, выражения признания их заслуг. Для этого полезными могут быть присвоение различных титулов, упоминание руководством в публичных выступлениях их заслуг, вручение различного рода почетных наград.

5. Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте, политике и т.п. Потребности этой группы в большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. При управлении такими людьми надо стремиться давать им оригинальные задания, помогающие максимально реализовывать способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.

Физиологические потребности и потребности в безопасности относятся к первичным потребностям. Потребности принадлежности, утверждения и самовыражения относятся к вторичным, или социальным потребностям. Согласно теории, А. Маслоу индивид сначала стремится удовлетворить более насущные потребности (физиологические), прежде чем перейти к удовлетворению высших потребностей (самовыражение). Низшие уровни потребностей должны быть удовлетворены еще до того, как потребности высшего порядка, такие как самовыражение, начнут контролировать поведение индивида.

В целях мотивирования конкретного человека, современный руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, которые способствует достижению целей всей организации.

Модель иерархии потребностей А. Маслоу предполагает, что удовлетворение определенных потребностей приводит к появлению качественно иных. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются неудовлетворенные потребности: работники мотивированы прежде всего к цели, к которой они стремятся в данное время. Полностью удовлетворенная потребность не является сильным мотивирующим фактором.

Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показа­ ла, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов. [3]

Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.).

Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.

В-третьих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения. Практика показывает, что и потребность признания и самовыражения также может оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе ее удовлетворения (рис. 1).

 

Рис. 1. Пирамида Маслоу

 

Теория Маслоу, хоть и обладает рядом недостатков, на самом деле для своего времени была революционной. Даже сегодня следует выделить целый ряд ее преимуществ:

- позволила разработать несколько теорий мотиваций, которые успешно применяются на практике;

- смогла упорядочить потребности, объяснить, как человек переходит от удовлетворения одной потребности к другой;

- помогает при составлении долгосрочных планов и прогнозов.

- широко используется в маркетинге, поскольку позволяет понять, потребности какого уровня в настоящее время должна обслуживать организация, исходя из сложившейся конъюнктуры рынков.

Как и всякая другая теория, пирамида Маслоу не лишена недостатков. К числу основных можно отнести следующие:

- отсутствие эмпирических исследований в поддержку этой теории;

- отсутствие надежных количественных показателей степени удовлетворения той или иной потребности человека;

- помогает при составлении долгосрочных планов и прогнозов.

- теория не объясняет, почему даже после того, как некоторые потребности человека были удовлетворены, они все равно дают ему мотивацию для каких-то дальнейших действий.

Дальнейшие исследования показали, что сам Маслоу допускал, что порядок в его иерархии может меняться, на практике сам иерархический принцип является сомнительным, поскольку большинство людей стремится к тому, чтобы удовлетворить все или хотя бы несколько потребностей одновременно.

Таким образом, можно сказать, что теория потребностей Маслоу работает. Однако она не всегда предназначена для построения системы мотивации для коллектива в целом, концепция применима исключительно для конкретных работников со своими потребностями, нуждами и желаниями. Поэтому для построения эффективной системы мотивации менеджеру нужно посмотреть на ситуацию глазами самого сотрудника и понять, что нужно этому человеку.

 

Список литературы:

 

1. Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд., испр, и доп. – Издательский Дом ПИТЕР, 2021. – 62 с.

2. Зайцева Т.В, Зуб А. Т. Управление персоналом: учебник – М.: ИД «ФОРУМ». ИНФРА - М, 2020. – 124 с.

3. Виханский О. С, Наумов А. И. – 3-е изд., перераб, и доп. – М: Магистр, 2019. – 213 c.

4. Мескон М. Х. Основы менеджмента. пер. с англ. – М.: Вильямс, 2020. – 178 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: