Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Ф. древнего Востока (Индия и Китай).




Место и роль философии в культуры. Структура и основные функции философии.

КУЛЬТУРА – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей,
Ф. относится к духовной культурной, далекой от материальной и тд. Ф. размышляет над основаниями культуры. Ее более интересуют такие вопросы как: отношение человека и человека, чел и мира, чел и продукта культуры.

Функции:
1)познавательная.
2)мировозренчисая.
3)критическая.
4)воспитательная.
5)методологическая.
6)дедукция(процесс рассуждения)\индукция(процесс выведения общего положения из ряда частных).
7)прогнастическая.

Структура:
1)антология- учение о быте.
2)антология- учение о природе.
3)антропология- учение о человеке.
4)эксиология- всеобщая теория ценностей.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Ф. древнего Востока (Индия и Китай).


КУЛЬТУРА – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей,
Предпосылки:
1) отделение умственного труда от физического.
2) стремление познать сущность самих вещей.
3) понимание природы.
4) человек понимался как подобие космоса.
Индия:

1)Веды- сборник сказаний и мифов о природных явлениях и происхождении челевека.
Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды, как правило, включали в себя:

• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жреца­ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов
2)Упанишады (сидеть у ног учителя с целью познать истину).
3)Сутры-конкретные советы по повидеию людей в разных сферах жизни.

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затра­гиваются многие философские проблемы эпохи.

Сансара- перерождение.
Карма-судьба.
Нирвана- душевный покой.

Китай:

Даосизм(Путь) основатель ЛаоЦзы.. Его учение о видимых явлениях природы, в основе которых находятся материальные частицы – ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира.

Д-Благодать.
Увэй –не деяние, не вмешательство.
Легизм-превозносили силу закона (основатель- Шан Ян). учение Ян Чжу о признании закономерности природы и общества.

1)золотое правило нравственности.(мораль Конфуцианства – «не делай другим того, чего не желаешь себе».)
2)человеколюбие(уважение к старшим).
3)Государстве это колесница.
4)Государство (это большая семь, а семья это малое государство).

4 Основные черты, школа и этапы античной философии: натурфилософский,классический и эллинистический период.

(Класический).
Школы(Сафиские) где учили за деньги. Представитель сафистов:Сакрат.

Платон был учеником Сакрата.

Платон считал что мир двойственен: мир вещей (многообразен,несовершенен), мир идей(образы вещей и тд существуют за пределами нашего сознания).

 

Душа человека знакомится с идеей во время сна, а в реальной жизни создает эти идеи.

Аристотель считал что удваивать мир не надо, можно выделить: цель, форма, содержание(все элементы взаимосвязаны между собой).

Черты Античной Философии:
1)космоцентризм (красота).
2)Рационализм(объяснение).
3)природа и человек.

Натурфилософский (интерес к космосу).
Представители: Демакрит, Пифагор и тд.
Гармония в едином первоначале: в воде, воздухе,огне, земле.

Эллинестический(Составление популярных греческих поучений о том, как лучше жить и достигнуть доступных человеку благ, стало главной задачей философов).

5 Философская мысль в эпоху Средневековья: Становление и этапы развития Средневековой философии. Проблема веры и разума(Августин Блаженный и Фома Аквиский).

Основные этапы средневековой философии – патристика, схоластика и Апологетика.

Обычно этап патристики (от слова "патер" - "отец", имеются в виду "отцы Церкви")
Представители: Августин Блаженный.
Августин был крупнейшим представителем патристики и всей средневековой философии. Основные труды «Исповедь», «О граде Божьем. В своем "Исповедь" он формулирует основные принципы и задачи философии, приспособленные к нуждам религии и церкви. Считал, что вера выше разума.
Главная особенность этого этапа развития философии - ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Церковь являлась в те времена центром духовной культуры и образования.

Термин "схоластика" обозначает "школьную, учебную" философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками,были "схоластами", это звание было почетным, по смыслу близким понятию "ученый теоретик".

Представителей:Фомы Аквинского и др. сохраняли интерес к поднятым патристикой философским проблемам.

Апологетика. это защита христианства от язычества и рационализма античной философии. Апологетика получила развитие в Древнем Риме. Стремились показать величие христианства и доказать, что языческие верования нелепы.

6 философия эпохи возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и пантеизм как ее специфические черты.

Эпоха Возрождения (или Ренессанса), возникнув в Италии (конец XIV в.), затем (XV-XVI вв.) превращается в явление общеевропейской культуры. В узком смысле термин "возрождение" означал активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия. В широком — стал синонимом новой европейской культуры. В эпоху Возрождения возрастает запрос на умственный, интеллектуальный труд.
Гуманизм (лат. humanus – человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия.
Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Пантеизм - философское учение, в котором Бог и природа полностью сливаются.

7 Философия нового времени и ее основные особенности. Эмпиризм и рационализм в эпоху Нового времени(Р.Декарт, Ф.Бэкон).Соц-полит идеи эпохи просвещения.

Основная проблема философии Нового времени (к. XVI-XVII вв.) – поиск путей победы разума над природой. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии.

Теория познания. Представитель: Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт.

Философия Нового времени разделилась на два направления – эмпиризм и рационализм.
эмпиризму - источником знаний является чувственный опыт. - Основатель Фрэнсис Бэкон.
Рационализм- признает источником познания и поведения людей разум. - Основатель Рене Декарт.

Бэкон разработал ряд методов опытного познания мира, в центре которых находится индукция. Причиной заблуждения людей философ считал ложные идеи (идолы). Для получения истинных знаний необходим союз опыта и рассудка. Бэкон впервые теоретически обосновал идеал исторически нового типа знания–экспериментально-теоретического естествознания, назначение которого в том, чтобы добывать знания, приносящие пользу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: