Соц-полит идеи эпохи просвещения.




Главную задачу мыслители-просветители видели прежде всего в критике религиозных догм и освещаемых ими знаний, принимаемых на веру без опытно-рационального обоснования. Большое влияние на развитие философской и политической мысли в Европе XVII-XIX вв. оказал Жан Жак Руссо. В области общественного устройства он был противником угнетения человека человеком, общественного неравенства. И пытался найти практические средства, для уничтожения неравенства между людьми.

8 Общая характеристика и особенности Немецкой Классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель,Л.Фейербах). Филосовские позиции И.Канта. Сущность переворота, осуществленного философом в теории познания.

Кант считал, что философия обязана ответить человечеству, на четыре вопроса:

1) Что такое человек?

2) Что я должен делать?

3) На что я могу надеяться?

4) Что я могу знать?
Кант считает, что человек познает во внешнем мире, в природе лишь то, что дает чувственный опыт, за который рассудок не может выйти.. То, что остается за границей познавательных возможностей рассудка, Кант называет «вещью в себе». (мы можем знать, что они существуют и мыслить о них, но не можем их познать, так как они находятся вне наших познавательных возможностей.)

 

Г.В.Ф.Гегель ориентирован на бесконечное развитие, абсолютная истина должна быть достигнута.

Л.Фейербах В центре внимания Фейербаха человек как психофизическое единство, единство души и тела. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом.

9 Филосовская система и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Пока понятие не достигнет абсолютной идеи, каждая из ступеней его развития дает только относительную, но не полную истину.
Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие. Абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута.

В центре внимания Фейербаха- человек как психофизическое единство, единство души и тела. Тело в его целостности составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны которая называется организмом.


10 Марксиская Философия. Разработка Марксом и Энгельсом концепции материалистической диалектики и материалистического понимания истории.

Марксистская философия:основатели Карл Маркс и Фридрих Энгельс. во второй половине XIX в. В Германии.Ъ
Марксистская философия состоит из двух больших разделов — диалектического ма­териализма и исторического материализма.

Диалектический ма­териализм познания рассматривалась в марксизме как теория отражения.
Отражение понималось как взаимодействия субъекта с объектом.
Под субъектом познания понималась отдельная личность, группа людей и все человечество.
Под объектом понимался материальный мир.

Материалистического понимания истории означало новое решение проблемы возникновения человека и общества.

*11 Иррационализм как направления философской мысли второй половины 19 века (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр. Ф.Ницше).

Иррационализм- ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания.


Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860). Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю.
представление – мир феноменов, мир науки.
Воля – свободна и иррациональна, она вне времени.


12 Неклассическая философия 20 века и ее основные направления (позитивизм, неотомизм, экзистенциализм).

Позицивизм — (от лат. positivus положительный) филос. направление 19-20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания.

Позитивизм в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки.Развитие науки и техники, промышленности и тд порождали новые проблемы, решение которых было не по силам схоластическим теориям. Этим и объясняются стремление Канта, Гегеля и других организовать философское знание на уровне научного развития своей эпохи.

Неотомизм — религиозно-философское учение средневекового теолога Фомы Аквинского. Неотомизм различает два источника познания — естественный разум (науку) и божественное откровение (религию). С помощью естественного разума можно проникнуть в тайны природы и окружающего мира, можно также доказать некоторые части вероучения — существование бога, бессмертие души.

Экзистенциализм – направление, признающее единственной подлинной реальностью бытие человеческой личности, Общим положением экзистенциализма является утверждение о первичности человеческого существования по отношению к социальной сущности индивида. И это потому, что человек сам определяет свою сущность. Он стремится к своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает свою жизнь.

13 Возникновение. Основные этапы развития и наиболее характерные черты русской философии. Дискуссии славянофилов и западников по проблеме путей исторического развития России и их современный смысл.

Важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы целостности, положительного всеединства и тд.

Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам, доверяют религиозному мистическому опыту, который устанавливает связь человека с богом и его царством.

Этапы:

1) философия средневековой Руси (5-17 вв).
2) Философия эпохи Просвещения (18 -пп 19 вв).
3) Классическая русская философофия (19-20 вв).
4) русская философия 20 века.

Основные черты:

1) антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения.
2) Нравственность. русские философы рассматривали нравственность как особую реальность (Добро).
3) Глубокий интерес к социальной проблематике. Философские направления русских религиозных мыслителей были связаны с конкретной социально-политической ситуацией в стране.
4) Идея патриотизма.
5) Религиозный характер. Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении.
6) литературно-художественного творчества. Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций. (Пушкин, Гоголь, Достоевский)
7) Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в еенеразрывной связи с обществом.

8) космического мироощущения. Изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире.

*14 Русский религиозно-философский Ренессанс (Н.А Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.А. Флоренский, и др.). Философия русского космизма (Н.Ф Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.).

Бердяев Н.А. (1874-1948) - религиозный философ, публицист.

Бердяев не разделял традиционное христианское мировоззрение с его идеей завершенности творения и откровения. И то, и другое, с его точки зрения, не закончено, а может и должно продолжаться. Богом, но уже совместно с человеком, через его, человека, творчество. Это свое убеждение, этот свой прорыв к новому религиозному сознанию Бердяев развивает в концепцию антроподицеи - оправдания человека втворчестве и через творчество. Творчество божественно и свято, оно - сама религия.

П.А.Флоренский (1882-1937). Он развивает учение о Софии на материале православной церковности. София у него – «идеальная личность мира», «корень земного мира, связь Бога и мира». Его учение повлияло на софиологию С. Булгакова. В работе «Столп и утверждение истины» (1911) П. Флоренский описал свой опыт духовного поиска и обретения истинного знания. Мыслитель стремился соединить научные и религиозные представления. Культура – средство борьбы с энтропией («с мировым уравниванием»). Его работы в области математики, семиотики показывают, что в его творчестве сосуществовали рациональное познание и мистический опыт.

 

С.Н.Булгаков (1871-1944). разрабатывает концепцию «христианского социализма». Вклад Булгакова в философию всеединства связан в основном с учением о Софии как «принципе мировоззрения и совокупности творческих энергий в Единстве». София –«живая связь между миром и Богом». При этом он отмечает двойственность Софии, различая божественную и земную Софию.
Русский космизм

Н.Ф.Федоров считается отцом русского космизма. Вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи победы над смертью, воскрешение мертвых. Федоров философ нравственности. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность это деятельность во имя жизни.

 

Вернадским, представляет собой выдающееся достижение научной мысли. По мнению Вернадского, человек должен мыслить и действовать в планетарном, биосферном масштабе. Особенно это относится к научной работе, к ученому, несущему полную ответственность за судьбу биосферы и за будущее человечества.

К.Э. Циолковский сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

15 Гуманистическая тенденция в развитии социально-философской мысли Беларуси, ее этапы.

В истории социально-философской мысли выделяют тенденции, как:
1) признание ценности личности.
2) стремление к осознанию блага человека и общества.
3) поиск социальной гармонии.
4) утверждение ценностей духовности и культуры.

 

Для средневекового периода характерны:
1) идеи духовного предназначения человека,
2) нравственного идеала (Ефросинья Полоцкая),
3) нравственности и красоты как основы гармонии в человеке и обществе (Кирилл Туровский),
4) преобладания божественного содержания над светским в жизни общества и государства (Климент Смолятич).

 

В эпоху Возрождения и Реформацииосновная проблематика относится к общественному устройству, взаимоотношениям гражданина и государства, устройству власти.
Франциск Скорина утверждает в качестве основополагающей ценности общества и жизни каждого отдельного человека идею общего блага, которому человек призван служить на основе собственного разума и понимания требований христианской нравственности.

Формируется представление о системе прав человека, признание естественных и политических прав, а также конструируются механизмы и структуры защиты прав граждан, возникает концепция правового государства (Лев Сапега).

Эпоха Просвещения– это время утраты государственного суверенитета, поэтому проблематика социальной философии связана с политическими проблемами жизни Беларуси в составе Российской империи. На первый план выходят проблемы национальной культуры, сохранения и развития национального языка, народного просвещения и образования (Конисский, Довгирд).

Основная проблематика эпохи революционного демократизма– ценности свободы и народовластия, проблема равенства и демократии, а значит – борьба с русским царизмом против крепостного права и за обретение национального суверенитета (филоматы и филареты, Ф.Богушевич, К.Калиновский, Я.Колас, Я.Купала).

В советский период (с 20-х гг. 20 века) социально-философская мысль Беларуси развивается в рамках марксистской философии, обосновывает цели и механизмы социалистического строительства.

16 Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Понятие материи. Современная философия и наука о структурной организации материи.

Существует 3 вида бытия:
1)бытие природы.
2)бытие социальное.
3)бытие идеальное.

 

Бытие природы — первая форма реальности. Включает все существующее кроме человека, является следствием длительной универсальной эволюции.

Бытие социальное — второй вид бытия. Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество.
По сферам общественной жизни:
1)материальное производство.
2)наука, духовная сфера, политическая сфера.
3)сфера обслуживания и т. д.

Бытие идеальное, духовное — третья форма реальности. Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период.

МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
материи:
а) объективность, ᴛ.ᴇ. существование независимо от нашего сознания.
б) неисчерпаемость, ᴛ.ᴇ. способность существовать в многообразии конкретных объектов
в) познаваемость.
г) несотворимость и неуничтожимость; Отсюда следует, что материя как объективная реальность существует не как некий материал.

Свойства материи:
1)Пространство- есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел.
2)Время- выражающие длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.
3)Движение – это изменение вообще.

Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга.

17 Философский смысл понятий движения, пространство, времени. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь.

Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи. Оно трехмерно и обратимо.

 

Время - это форма существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. К основным свойствам времени относятся длительность, изменение, развитие.

Движение – это изменение вообще.

Материи свойственна внутренняя активность, движение. Быть - значит пребывать, находиться в движении.

В природе (неорганической) движение осуществляется в формах:
1) пространственные перемещения.
2) движение атомов и молекул.
3) теплота.
4) звуковые колебания.
5) геологические процессы.
6) изменения космических систем различных размеров (звёзд, галактик).
В живой природе движение выступает как совокупность жизненных процессов в организмах, обмен веществ в организме.

*18 Развитие как философская проблема. Диалектика как философская теория развития. Синергетика и проблема глобального эвалюционизма в современной картине мира.

Развитие - это направленное движение, изменение, переход вещей из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, с новыми свойствами.

Разновидности процессов развития:
1) превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи.
2) Процессы перехода от одного уровня к другому.


Диалектика —теория развития всего сущего.
Можно выделить 2 типа понимания диалектики:
1) как способ нахождения истины.
2) как теория развития мира.
Оба они зародились в Древней Греции. Исторически первой появляется диалектика как способ объяснения мира.

Выделяют три базовых закона диалектики:

1) единства и борьбы противоположностей.(все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу)

2) переход количества в качество.

3) отрицания отрицания(новое всегда отрицает старое).

19 Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Проблемы познаваемости мира.

Проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Решение этой проблемы, больших массивов непознанного.

Так скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а позднеесформировался агностицизм (невозможность познать объективной реальности) Д. Юма иИ. Канта.

Д.Юм считал, что человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен(познании внешнего мира становится бессмысленным).

И.Кант, в отличие от Юма, признавал существование внешнего мира.
Основная познаваемость мира находится в предметной практической деятельности, в эксперименте,, материализуя свои знания. Это доказывает способность познавать мир.

20 Структура и Основные характеристики познавательного процесса.

В структуре познавательного процесса можно выделить 2 уровня:

1) чувственное познание.

2) рациональное познание.

чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира через органы чувств, нервной системы, мозг.

Рациональное познание - познавательный процесс осуществляемый посредством различных форм мыслительной деятельности.

Познание может быть через: ощущениях, восприятиях и представлениях.

Ощущение - это непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта.

Восприятие - это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики.
Представление - восстановление памятью образа ранее воспринятого предмета или явления.

Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений.

Суждение - высказывания, в котором фиксируется истинностная оценка определенного события или положения дел.

Умозаключение – (форма мышления) на основе одного или нескольких принятых суждений выводится новое.

 

21 Проблема истины в философии. Практика как критерий истины.

Истина – одна из центральных проблем теории познания.

Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений.Вопрос о соотношении (соответствии) нашего знания и реальности, о способности человека адекватно воспроизвести действительность в форме знания.

В теории познания – гносеологии(сущность и формы познания) – исследуются разные аспекты.

Истина определяется как соответствие наших знаний действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой.

1) прагматистская – считает истинным знание, которое является эффективным и полезным для человека, способным помочь ему достичь поставленных целей, решить его жизненные трудности.

2) конвенционалистская –трактует истину как продукт соглашений (конвенций), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности.

Практика – это целесообразная деятельность человека (освоения действительности), направленная на преобразование объективной действительности через труд.
Практика служит источником познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию.

Практика является критерием истинности наших знаний. Только на практике человек может доказать их истинность. Если выводы, полученные на основании наших знаний, подтверждаются практикой, то эти знания истинны.

 

22 Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания.

Научное познание характеризуется, как объективность, предметность, обоснованность, системность, направленность на отражение свойств изучаемых объектов напрактики.

Специфические объекты науки обусловливают и привле­чение особых средств научно-познавательной деятельности. К средс­твам научного познания относятся:методы познания, образцы, нормы, идеалы научной деятельности и т.д.

 

Уровни научного познания:

Эмпирический уровень познания — это изучение объекта через проведения опыта.
Теоретический уровень объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта.

 

Формы научного познания:

Научный факт — это исходная форма научного познания, действительность.

Научная проблема — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями.

Научная гипотеза — это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам.

Доказательство — это подтверждение гипотезы.

 

Методы научного познания:

Метод — это способ деятельности в любой ее форме.

Классификация методов:

По характеру и роли в познании выделяют методы — приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий и методы- подходы, которые указывают направление и общий способ исследования.

По функциональному назначению выделяют:

а) общечеловеческие приемы мышления;

б) методы эмпирического уровня;

в) методы теоретического уровня.

Третье основание — это степень общности. Здесь методы подразделяются на:

а) философские методы;

б) общенаучные методы (то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод решает свою, характерную лишь для него задачу);

в) специальные методы.

Наблюдение — это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов.

Эксперимент — это искусственное воссоздание познаваемого объекта в контролируемых и управляемых условиях.

Формализация — это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке.

 

Виды доказательства:

- практика, опыт.

- косвенное теоретическое доказательство, подтверждение аргументами с указанием на факты и законы, выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений.

Научная теория — это знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области.

Парадигма — это модель постановки проблем и их решения, методов исследования (Смена парадигм представляет собой научную революцию).

 

23 Понятие природы. Природные предпосылки (географические, биологический, демографические) существования и развития человека и общества. Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению.

В широком смысле природа — это все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений, существует вне сознания самого человека.
В узком смысле — объект исследования естествознания. Совокупность естественных условий необходимых для существования человека.


Общество, человечество — это "выросшая" из природы ее часть, фрагмент материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, определенный этап человеческой истории или отдельное общество: (французское, индийское общество, советское и др).

Платон и Сократ воспринимали природу как часть бытия, эстетически прекрасное, результат деятельности Творца. В их рассуждениях и спорах подчеркивалось превосходство природы над человеком, а ее "творения" считались эталоном совершенства.

Природа была и остается естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К его естественной среде относятся горы, равнины, поля, леса, а также реки, озёра, моря, океаны и т. д.

Всё это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Живая природа составляет биосферу Земли: растительный и животный мир, существование которого объективно крайне важно для существования человека и общества.

Человек проявляет активность по отношению к природе …..

 

24 Философия о биосоциальной и духовной природе человека. Проблема антропогенеза в философии. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.

Экзистенциализм - анализирует условия человеческого существования, бытия.

Проблема антропогенеза в философии.
Антропология - этот термин впервые употребил Аристотель для обозначения той части философии, которая изучает человека. Человек на протяжении развития всей философии был в центре внимания философов. Это центральная философская проблема. Философия познаёт, изучает природу и сущность человека разумность, прямохождение и тд.

Природа человеческого бытия.
Все, чего человек жаждет, о чем думает, во что верит, и что чувствует - это и четь природа человека.

Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.

Ощущение движения вперед поддерживается еще и тем, что внедрившиеся в нашу жизнь достижения научно-технического прогресса кажутся нам жизненно важными. Лет пятнадцать назад нас волновало множество вещей, но не отсутствие мобильной связи, а сегодня кажется, что жить без нее очень плохо. Конечно, и общество подстраивается под внедрения научно-технического прогресса, делая их необходимыми.


25 Социокультурные модусы человеческого бытия и экзистенциальные характеристики личности.

Экзистенциальные характеристики личности.
Экзистенциализм
- анализирует условия человеческого существования, бытия.

 

Экзистенциальные характеристики акцентируют в человеке сугубо индивидуальное и свободное.

Главные вопросы: о смысле жизни,уникальности каждого человека, смерти-бессмертии, свободе.

 

Человек единственное существо, знающее о своей неизбежной кончине. Страх смерти преодолевается по-разному: либо признавая бессмертие души, либо игнорируя, либо надеясь продолжиться в идеях и т.п.

В неклассических философиях смерть иногда выступает как окончательный уход, и существование всего мира есть лишь момент между двумя ничто, прошлым и будущим.

Феномен свободы тоже видят (проецируют, транслируют) по-разному:

- фаталисты: судьбу не изменить,

- христиане: свобода воли – как право выбрать между путем предначертанным Богом и путем к погибели;

- сторонники свободы воли: всегда можно выбрать;

 

26 Философский анализ проблем происхождения и сущности сознания. Основные свойства сознания человека.

Попытка решения проблемы сознания:

1) сознания проявления в анимизме (вера в душу). Идеи о бессмертии души стали основой идеалистических воззрений.

2) гелозоизм (представление о том что вся материя является одушевленной) приписывает психологические процессы всем телам природы.
3)естествоиспытатели,отрицали психику с его физиологической основой.


Сознание можно рассмотреть как:

1) продукт общественно исторического развития (исторический аспект)

2) функциональное свойство мозга (антологический аспект)

3) идеальное отображение действительности (гносиологический)

4) регулятор деятельности человека. (праксиологический аспект)

Все эти аспекты анализа сознания рассматривают отношения материи и сознания. Между сознанием и материей существуют различия и единства. Различие:
1) сознание — не материя.

2) образы внешних объектов.

Единства:

1) сознание и мозг тесно связаны.

2) идеальные образы сходны с вызывающими их объектами.

 

Свойства сознания:

1) Идеальность – способ воспроизведения реальности, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия, духовно.

2) Идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи, без чего невозможны рост и обогащение сознания. Данное свойство позволяет отличать сознание человека от психики животного.

3) объективности, т.е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности.

4) целеполагания - предварительного создания идеального проекта будущего результата. Через сознание человек проектирует свой способ бытия в мире.

 

27 Общественное сознание, его структура, формы, функции.

Общественное сознание –это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов людей, отражающих их общественное бытие.

Структура общественного сознания (его уровни):

1) обыденное (повседневное) созна­ние- оно основано на обыденном жизненно-практическом опыте человека.

2)теоретическое сознание- это обоснованная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.

Формы общественного сознания:

Политическое сознание – совокупность взглядов, в которых отражаются политические отношения, т.е. отношения по поводу власти.

Правовое сознание – совокупность взглядов на систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством.

Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных отношениях и соответствующих нормах и идеалах, оценивающих и регулирующих поведение людей.

Художественное сознание – форма отражения природной и социальной реальности в виде художественных образов, представляющих органический сплав мыслей, чувств, оценок.

Научное сознание – форма отражения реальности в виде системы объективных знаний, раскрывающих закономерности мира.

Философское сознание – форма общественного сознания, выражающая рационально-критическое осознание человеком мира и своего отношения к нему.

Религиозное сознани е – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественной реальности (Бога).

функции общественного сознанияпознавательная, социально-преобразующая, прогностическая, регулятивная, воспита­тельная. Все они взаимосвязаны друг с другом.

28 Философское понятие культуры. Социальные функции культуры. Единство. Многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре. Соотношение культуры и цивилизации: варианты интерпритаций.


Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком. Любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Человек усваивает созданную ранее культуру и творит культуру, создавая новое, превращая свои знания и ценности в предметы, умения и способности, свою родовую человеческую сущность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: