Таблица 4: Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции.
Статья калькуляции | абсолютное отклонение2009 от | ||||||
план | норма | факт | плана | нормы | |||
Материалы | |||||||
ТЗР | 7503,9 | 86,1 | |||||
Возвратные отходы | 1138,5 | 1231,5 | 1250,65 | 126,5 | 33,5 | 14,35 | |
Итого материалов | 256383,25 | 25932,5 | 6867,5 | 2941,75 | |||
Оплата по труду | -6100 | ||||||
Отчисления: | |||||||
пенсионный фонд | -1220 | ||||||
ФСС | 7310,61 | 8299,8 | 8122,9 | 812,29 | 292,9 | -176,9 | |
МС | 7814,79 | 8872,2 | 8683,1 | 868,31 | 313,1 | -189,1 | |
Производственная с-сть | 616995,25 | 61225,1 | 19593,5 | -4744,25 | |||
Общепроизв-е расходы | -2400 | -2400 | |||||
Общехозяйственные расходы | 152186,4 | -78136 | |||||
Производственная с-сть | 2336995,25 | 225171,5 | 29057,5 | -85280,3 | |||
Расходы по реализации 3% | 60796,3 | 66679,7 | 70109,8575 | 67551,45 | 6755,145 | 871,725 | -2558,41 |
Полная себестоимость | 2407105,108 | 231926,65 | 29929,225 | -87838,7 | |||
НДС 10% | 228933,7 | 240710,5 | 231926,6 | 23192,7 | 2992,9 | -8783,9 | |
Рентабельность 5% | 120355,2554 | 115963,3 | 11596,332 | 1496,46125 | -4391,93 | ||
Продажная цена | 2518270,7 | 2647815,6 | 2551192,6 | 255119,35 | 32922,125 | -96622,6 |
Для того чтобы определить за счет каких статей калькуляции произошло увеличение или снижение себестоимости продукции, необходимо проанализировать способом сравнения Таблицу № 4.
Из данных таблицы №4 видно, что в 2009 году наблюдается увеличение полной себестоимости, по сравнению с 2008 годом. Это в первую очередь связано с тем, что был увеличен объем выпуска продукции. Так в 2009 году фактический расход материалов составил 259325 тыс. руб., что на 2942 руб. больше, чем должно быть по норме и в 2 раза больше, чем было запланировано. Также были увеличены общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Соответственно их сумма в 2008 году составила 105840 рублей и 1369678 рублей, а в 2009 году – 117600 рублей и 1521864 рублей. Заработная плата в 2009 году составила 280100 тыс. руб., что на 28010 больше, чем в 2008. В динамики видно улучшение работы предприятия, т. к. план был перевыполнен.
|
Таблица № 5. Структура производства продукции (тыс. руб.)
Вид продукции | 2008г | 2009г | Отклонение2009 от 2008 в % | ||
| % | | % | ||
1. Хлеб "Дарницкий" | 30,55 | 25,82 | -4,73 | ||
2. Батон «Нальчикский» | 28,46 | 32,64 | 4,18 | ||
3. Хлеб заводской формовой | 40,99 | 41,54 | 0,55 | ||
Итого |
Выше приведенная таблица №5 показывает, что за весь рассматриваемый период в 2008 году наибольший удельный вес приходится на производство «Хлеб заводской формовой» 40,99%, второе место занимает Хлеб "Дарницкий" 30,55%. В отчетном году на первом месте остается «Хлеб заводской формовой», что на 0,55% больше, по сравнению с 2008 годом. В динамике стабильное увеличение удельного веса можно увидеть по второму виду продукции. (Возможно, здесь повлиял спрос на данный вид продукции). В отчетном году уменьшение удельного веса на 4,73% произошло по первому виду продукции.
Для оптимизации структуры выпускаемой (реализуемой) продукции необходимо сделать расчет таких показателей, как:
- прибыль от продаж = Выручка от продаж – Переменные расходы – Постоянные расходы;
- рентабельность продаж = (Прибыль от продаж /Выручку от продаж)* 100;
- маржинальный доход = Выручка от продаж – Переменные расходы;
|
- коэффициент маржинального дохода = Маржинальный доход / Выручку от продаж;
- точка безубыточности = Постоянные расходы / коэффициент маржинального дохода.
При оптимизации выпускаемой (реализуемой) продукции ориентиром будет выступать коэффициент маржинального дохода, так как он является показателем рыночной экономики.
Таблица № 6. Ассортиментный анализ и оптимизация структуры выпускаемой продукции.(тыс. руб.)
Год производства продукции | Постоянные расходы | Переменные расходы | Выручка от продаж | Прибыль от продаж | R | Маржинальный доход | Коэф-нт марж-го дохода | Точкабезубыточности |
Хлеб "Дарницкий" | ||||||||
0,67 | 0,71 | 170027,4 | ||||||
0,67 | 0,74 | 337845,5 | ||||||
Батон «Нальчикский» | ||||||||
0,45 | 0,47 | |||||||
0,50 | 0,52 | 251481,9 | ||||||
Хлеб заводской формовой | ||||||||
0,80 | 0,81 | 161003,3 | ||||||
0,50 | 0,50 | 228310,3 |
По данным таблицы № 6 в 2008 году наибольшее значение коэффициента маржинального дохода приходится на выпуск «Хлеб заводской формовой», в 2009 году – Хлеб "Дарницкий". Наименьшее значение коэффициента в 2008 году приходилось на выпуск Батон «Нальчикский», а в 2009 – на выпуск «Хлеб заводской формовой». Необходимо было увеличивать объем продаж тех видов продукции, у которых наименьшее значение коэффициента маржинального дохода и увеличить объем продаж тех видов продукции, у которых коэффициент маржинального дохода принимает максимальное значение. В 2009 году на каждые 100 рублей реализации Хлеб "Дарницкий" маржинальный доход составил 74 рубля, Хлеб "Дарницкий"– 52 рубля и Хлеб заводской формовой – 50 рублей. Объем производства (продаж) достигает точки безубыточности, следовательно, делаем вывод, что производство на данном предприятии является безубыточным.
|