Оценка влияния цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль организации.




 

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятия находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимообусловленности.

Задачей анализа является изучение этих связей и их количественная оценка. При этом одни показатели выступают в качестве факторов, обуславливающих изменение других показателей. Показатели первой группы (которые влияют на другие показатели) называются факторными. Показатели второй группы, на которые влияют факторы, называются результативными показателями.

Понимание цели, содержание, знание процедур факторного анализа очень важно для управления предприятием, поскольку позволяет оценить долю влияния каждого фактора на конечный результат, спрогнозировать возможное изменение совокупного показателя при изменении факторов, т. е. найти на этой основе оптимальное в данной ситуации решение.

Следовательно, овладение методикой его проведения является эффективным рычагом управления экономикой предприятия.

В зависимости от характера связи между факторными и результативными показателями различают:

- детерминированный факторный анализ – это если между факторными и результативными показателями существует функциональная связь, т. е. когда одному значению факторного показателя соответствует одно и вполне определенное значение результативного показателя.

- стохастический факторный анализ – это если между факторным и результативным показателями существует стохастическая связь, т. е. когда одному значению факторного показателя может соответствовать несколько значений результативного показателя.

По количеству факторных показателей, участвующих в анализе различают:

- однофакторный анализ – если в анализе участвует один факторный и один результативный показатель

- многофакторный анализ – если в анализе участвует два и более факторных показателей и один результативный показатель.

Для того, чтобы дать количественную оценку влияния цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль, используем метод цепных подстановок. Но для начала определим, как в динамике изменялась прибыль.

Таблица № 7. Оценка влияния показателей на прибыль (тыс. руб.)

ПОКАЗАТЕЛЬ условное обозначение     2009 в % к
план факт   плану
Объем продаж: q       111,111 101,901
Батон «Нальчикский»         111,110 100,340
Хлеб заводской формовой         111,109 100,000
Хлеб «Дарницкий»         111,102 112,429
Цена реализации: P      
Батон «Нальчикский»         111,111 130,435
Хлеб заводской формовой         111,111 100,000
Хлеб «Дарницкий»         111,111 109,524
Себестоимость: С      
Батон «Нальчикский»         111,111 138,889
Хлеб заводской формовой         111,111 103,448
Хлеб "Дарницкий»         111,111 110,390
Прибыль: П       111,111 92,807
Батон «Нальчикский»         111,111 100,340
Хлеб заводской формовой         111,111 88,889
Хлеб "Дарницкий»         111,111 112,429

 

По данным таблицы № 7 можно сказать, что в динамике в отчетном 2009 году к 2008 году и к плану прибыль от реализации Батон «Нальчикский» увеличилась. Также наблюдается увеличение прибыли от продажи Хлеб "Дарницкий». В 2009 году к плану заметно снижение прибыли по «Хлеб заводской формовой», план был не довыполнен на 11,111%. Это было связано с увеличением себестоимости. В целом предприятие в 2009 году к 2008 году план перевыполнила, а в отчетном году очевидно недовыполнение плана на 7,193 %.

Для дальнейшего анализа необходимо построить факторную модель, которая является смешанной, на первом месте стоит количественный показатель, на последующем – качественный. Расчеты выполняются за 2009 год по каждому виду продукции.

П = q * (P – C) – факторная модель прибыли

1. Батон «Нальчикский»

П0 =15300*(1150-900)=3825000

П1=15352*(1500-1250)=3838000

1 расчет = П0 =q0 *(p0 – c0)=3825000

2 расчет = П =q1 *p0 – c0)=15352(1150-900)=3838000

3 расчет = П =q1* ( p1– c0)=15300(1500-900)=9180000

4 расчет = П =q1* ( p1– c1)=3838000

Пq = 2 расчет – 1 расчет = 3838000-3825000 = 13000

Пр = 3-2= 9180000-3838000 = 5342000

Пс = 4-3=3838000-9180000 = -5342000

П = П1 - П0 =3838000-3825000=13000

П = Пq + Пр + Пс = 13000+5342000-5342000=13000

13000=13000

 

Факторы Абсолютное изменение Удельный вес влияния
q    
P    
C -5342000 -41092
П    

 

За счет перевыполнения плана по объему продаж, план по прибыли составил 13000 рублей. За счет перевыполнения плана по цене реализации, план по прибыли составил 5342000. Эти два фактора оказали положительное влияние на прибыль организации. План по себестоимости был недовыполнен и составил 5342000, что на прибыль организации оказало отрицательное влияние. Наибольшее влияние было оказано со стороны таких факторов как цена и себестоимость продукции.

 

2. Хлеб заводской формовой

П0 =19423*(3800-2900)=17480700

П1=19423*(3800-3000)=15538400

1 расчет = П0 =q0 *(p0 – c0)=17480700

2 расчет = П =q1 *p0 – c0)=19423(3800-2900)=17480700

3 расчет = П =q1* ( p1– c0)=19423(3800-2900)=17480700

4 расчет = П =q1* ( p1– c1)=15538400

Пq = 2 расчет – 1 расчет = 0

Пр = 3-2= 0

Пс = 4-3=-1942300

П = П1 - П0 =15538400-17480700=-1942300

П = Пq + Пр + Пс = -1942300

-1942300=-1942300

 

Факторы Абсолютное изменение Удельный вес влияния
q    
P    
C -1942300  
П -1942300  

 

Из- за того, что фактически выросла себестоимость продукции, план по прибыли снизился на 1942300 рублей, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия.

3. Хлеб "Дарницкий"

П0 =5777*(4200-3850)=2021950

П1=6495*(4600-4250)=2273250

1 расчет = П0 =q0 *(p0 – c0)=2021950

2 расчет = П =q1 *p0 – c0)=15352(1150-900)=2273250

3 расчет = П =q1* ( p1– c0)=15300(1500-900)=4871250

4 расчет = П =q1* ( p1– c1)=2273250

Пq = 2 расчет – 1 расчет = 2273250-2021950 = 251300

Пр = 3-2= 4871250-2273250 = 2598000

Пс = 4-3=2273250-4871250 = -2598000

П = П1 - П0 =2273250-2021950=251300

П = Пq + Пр + Пс = 251300

251300=251300

 

Факторы Абсолютное изменение Удельный вес влияния
q    
P    
C -2598000 -1034
П    

 

Положительное влияние на прибыль оказали объем продаж и цена реализации. За счет превышения плана по объему продаж, план по прибыли составил 251300 рублей. А за счет перевыполнения плана по цене реализации, план по прибыли составил 2598000 рублей.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: