Схема анализа урока по ФГОС
Класс__________, предмет_____________________________________________________
Автор учебника______________________________________________________________
Тема урока__________________________________________________________________
№ п/п | Этапы анализа | Баллы |
1. | Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | |
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. | |
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал) | |
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС: | |
4.1. | Ориентация на новые образовательные стандарты. | |
4.2. | Нацеленность деятельности на формирование УУД | |
4.3 | Результаты продемонстрированыев виде универсальных учебных действий: Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать. Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей | |
4.4. | Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др. | |
5. | Содержание урока: | |
5.1. | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям | |
5.2. | Соответствие содержания урока требованиям программы. | |
5.3. | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. | |
5.4. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. | |
6. | Методика проведения урока: | |
6.1. | Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. | |
6.2. | Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера(«докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») | |
6.3. | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. | |
6.4. | Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.) | |
6.5. | Применение диалоговых форм общения. | |
6.6. | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся | |
6.7. | Осуществление обратной связи: ученик-учитель. | |
6.8 | Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. | |
6.9 | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. | |
6.10. | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. | |
6.11. | Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. | |
6.12. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | |
7. | Психологические основы урока: | |
7.1. | Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. | |
7.2. | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. | |
7.3. | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. | |
7.4. | Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. | |
8. | Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, | |
9. | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона) | |
ИТОГО |
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.
Рекомендовано __________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Бланк посещения урока
Ф. И. О., должность посетившего урок___________________________________________
Сведения о посещённом уроке:
учитель________________________предмет_______________________________________дата_________
в) тема урока_________________________________________________________________
Цель посещения______________________________________________________________
СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ
Анализ урока | Оценка деятельности преподавателя | Замечания, предложения |
1. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д. | ||
2. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина. | ||
3. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость. | ||
4. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. | ||
5. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы. | ||
6. Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщения. | ||
7. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок. | ||
8. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность. | ||
9. Структура урока и его педагогическая целесообразность |
____________________________________
(Подпись, посетившего урок)
Бланк экспертной оценки урока
Преподаватель__________________________________
Предмет__________________________________
Тема урока____________________________________ Дата проведения_________________
Оценка осуществляется по 5-бальной шкале: 5 – качество проявляется почти всегда; 4-качество проявляется часто; 3-качество проявляется на уровне 50%; 2-качество проявляется редко; 1-качество практически отсутствует.
Готовность материально – технического оснащения урока: наличие наглядных пособий, раздаточного материала, фрагментов кино- и диафильмов, действующих моделей, приборов, справочно – информационной литературы, схем, таблиц. 1 2 3 4 5
Готовность учащихся: присутствие, внешний вид, наличие учебных пособий, тетрадей, психологический настрой, дисциплина. 1 2 3 4 5
Учебно – профессиональная мотивация учащихся: осознание цели урока, интерес к учебному материалу, направленность урока 1 2 3 4 5
Построение урока правильность и доступность поставленных задач урока перед учащимися, рациональность плана урока, правильное использование ИКТ и оптимальность темпа урока, завершённость урока. 1 2 3 4 5
Деятельность преподавателя на уроке по формированию у учащихся УУД 1 2 3 4 5
Организация поисковой деятельности учащихся: создание проблемных ситуаций, формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, решение проблемно – познавательных задач, работа с по индивидуальному плануартами. 1 2 3 4 5
Контроль и оценка знаний и умений учащихся 1 2 3 4 5
Взаимоотношение преподавателя с учащимися: знание и учёт индивидуальных особенностей, доброжелательность и требовательность. 1 2 3 4 5
Поведение преподавателя: уверенность, твёрдость, умение поддерживать дисциплину.
1 2 3 4 5
Речь преподавателя: понятная, выразительная, литературно – грамотная, оптимального темпа, достаточно громкая. 1 2 3 4 5
Общая оценка урока: достижение намеченных целей, завершённость, результативность урока. 1 2 3 4 5
Рекомендации:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Подпись и должность лица, посетившего урок)