Глава 2. Культура в военное время




Образование и наука

Большую роль в составлении и выполнении плана перестройки народного хозяйства на военный лад сыграли ученые страны. С первых дней войны научные кадры Новосибирска совместно с Академией наук СССР подчинили свою работу требованиям военного времени. При Новосибирском облисполкоме 19 июля 1941 г. был создан Научный совет по мобилизации ресурсов области во главе с председателем облисполкома И.Г. Гришиным. Эвакуированные предприятия было необходимо разместить, установить новые кооперированные связи их с другими, снабдить их сырьем, электроэнергией, теплом и т.д. В сентябре 1941 г. начала работу комиссия Академии наук СССР под руководством академика В.Л. Комарова по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны страны. Ученые работали над проблемами организации промышленного производства, улучшения работы железнодорожного и водного транспорта.

В 1942 г. имелись 5 тыс. школ (в том числе 3800 начальных, 888 неполных средних и 284 средних), в которых насчитывалось 642 тыс. учащихся[39]. В 1942 года с 1 сентября начались занятия только в начальных классах, учащиеся остальных классов были заняты на уборке урожая и сели за парты 1 октября. В Новосибирске из 74 школьных зданий 53 были заняты эвакуированными предприятиями[40].

В годы войны в шести новосибирских вузах разместились коллективы институтов Москвы, Ленинграда, Днепропетровска. В июле 1942 г. в справке отдела агитации и пропаганды обкома ВКП(б) сообщалось, что в Новосибирской области действовали 23 вуза (в том числе девять эвакуированных), в которых обучалось 11348 студентов[41].

В ноябре 1944 г. в Новосибирске состоялась первая научно-практическая конференция молодых ученых Новосибирска, созванная по инициативе Ипподромского райкома КПСС и Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР. В докладе профессора К.Н. Шмаргунова «Задачи ученых в развитии производительных сил Сибири» сообщалось, что в это время в городе размещались 7 вузов, 16 техникумов, 75 школ, в которых обучалось 45 тыс. чел., 17 научно-исследовательских учреждений[42]. На конференции, в работе которой участвовали более 300 молодых ученых, студентов, инженерно-технических работников, было представлено более 90 докладов молодых ученых[43], работали секции: медицинская, биологическая, химическая, техническая, транспортная, геологическая, аэрогеодезическая. Ее итоги были рассмотрены 20 января 1945 г. на бюро обкома ВКП(б), которое приняло постановление о передаче практических предложений молодых ученых на заводы для внедрения, а также о ежегодном проведении конференций по обмену опытом научной работы.

В 1944 г. в городе проведена большая работа по осуществлению школьной реформы. Во всех школах в первые классы приняты дети с 7-летнего возраста, для них созданы десятки дополнительных классов. Введено обязательное военное обучение, установлены экзамены на аттестат зрелости, учреждены золотые и серебряные медали за отличное окончание средней школы, увеличена заработная плата учителям.

Для юношей и девушек, которые в начале войны ушли из школ на производство, были созданы первые четыре школы для взрослых, в которых обучение велось без отрыва от производства. При заводе «Тяжстанкогидропресс» был открыт первый в городе вечерний техникум на 100 чел., который готовил техников-технологов и техников-механиков.

В условиях мобилизации экономики на военные нужды резко возросла роль науки, ориентированной на потребности обороны. В первые годы войны в Новосибирск было перемещено немало научно-исследовательских учреждений из центральной части страны. В начале 1942 г. здесь создается Комитет ученых, почетным председателем которого стал работавший в то время в нашем городе академик С. Чаплыгин, прибывший вместе с перебазированной сюда одной из лабораторий Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). На базе этой лаборатории вырос вначале филиал ЦАГИ, а затем и самостоятельное научное учреждение — Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА), одна из авторитетнейших научно-исследовательских организаций страны авиационного профиля.

Содружество ученых с производством, которое неизмеримо возросло в Западной Сибири в годы войны, необходимость расширения фундаментальных исследований – все это настоятельно требовало организации авторитетного координационного научного центра, способного самостоятельно решать крупные научные задачи. Таким научным центром в Западной Сибири должен был стать филиал Академии наук.

21октября 1943 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление об организации Западно-Сибирского филиала Академии наук (ЗСФАН) СССР в Новосибирске. Его первым руководителем утвержден акад. Председателем его стал академик А.А. Скочинский, специалист в области горной промышленности.

Первоначально в состав Западно-Сибирского филиала АН СССР входили горно-геологический, химико-металлургический, медико-биологический и транспортно-энергетический институты, а также отделы экономических исследований, механизации сельского хозяйства, технической физики и ботанический сад. В это время в Новосибирске работало 25 научно-исследовательских учреждений, в них 83 профессора и 400 доцентов[44].

Среди самых актуальных были задачи мобилизации природных ресурсов Урала и Западной Сибири на нужды обороны – ведь многие источники стратегического сырья остались на оккупированных территориях.

В мае 1944 г. состоялась первая научная сессия Западносибирского филиала АН СССР, на которой ученые Новосибирска отчитались за прошедший год работы нового научного центра Сибири.

Таким образом, создание ЗСФАН, в фундамент которого был заложен опыт предшествующего развития науки в регионе, расширило местную научную базу. В результате организации комплекса академических научно-исследовательских учреждений изменилось территориальное распределение научной сети: к концу Великой Отечественной войны около половины научных учреждений Западной Сибири – 22 из 51[45] – оказались сосредоточенными в Новосибирске, что способствовало утверждению города в качестве главного научного центра Сибири. Представленная Западно-Сибирским филиалом АН СССР наука получила перспективы дальнейшего развития в регионе.

 

Искусство

Новосибирск в годы войны принял и сохранил много ценностей национальной культуры. Здесь жили и работали видные деятели искусства и целые творческие коллективы.

Работники литературы и искусства вместе со всеми советскими людьми считали себя «мобилизованными и призванными». В какой бы области, в каком бы жанре они не работали, каждый старался внести посильный вклад в умножение духовной силы народа. Высокая гражданственность, благородные патриотические чувства отличали созданные в эти годы произведения.

Новосибирский радиокомитет в содружестве с артистами Ленинградского академического театра им. Пушкина Константином Адашевским, Александром Борисовым и новосибирским баянистомИваном Маланиным создали боевой жанр политической сатиры «Огонь по врагу ». Это была яркая страница творческой биографии И.И. Маланина в период войны. Радиопередачи « Огонь по врагу » стали, пожалуй, самой популярной рубрикой Новосибирского радио. В этой работе проявлялся весь опыт, накопленный ранее. Сюжеты передач составлялись самими участниками, а музыкальное сопровождение целиком ложилось на И. Маланина. Два поющих актера из города на Неве и сибирский баянист сделали очень нужное дело, создав боевой жанр политической сатиры «Огонь по врагу» в годы тяжких испытаний. Творческим и гражданским подвигом можно назвать поездку участников радиопередачи на фронт. Нетрудно представить, как непросто быть два месяца на фронтовых дорогах незрячему музыканту, имея за плечами сорок шесть лет. Последнее выступление полюбившихся слушателям артистов состоялось весной 1944 г. После войны дружба актеров и баяниста не закончилась. Всякий раз, когда театр им. Пушкина приезжал из Ленинграда в Новосибирск, друзья спешили встретиться с Иваном Ивановичем.

Ленинградский академический театр драмы им. А.С. Пушкина показывали новосибирцам русскую классику и пьесы советских авторов. 1200 спектаклей посмотрело 1250 тыс. зрителей – таков итог работы ленинградцев в Новосибирске[46]. Кроме этого, они часто выезжали в села, посещали госпитали, агитпункты, где их концерты шли под горячие аплодисменты зрителей. Особенно большими симпатиями новосибирских зрителей пользовались прославленные актеры: Ю. Юрьев, народный артист РСФСР Н. Черкасов, народная артистка СССР Е.П. Корчагина-Александровская, заслуженный артист РСФСР К.В. Скоробогатов. Труппа«Красного факела» в это время гастролировала в Кузбассе, где показывала спектакли в основном на военную тему.

В сентябре 1941 г. в Новосибирске и области проходили гастроли Государственного ансамбля народного танца Союза СССР под руководством И. Моисеева. 17–22 октября 1941 г. в Новосибирске выступал джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова.

Ленинградский ТЮЗ из сезонов 1942–1944 гг. отработал один в Анжеро-Судженске и два в Новосибирске, где дал 952 спектакля, которые посетили 549 тыс. зрителей и дал 1825 шефских концертов[47]. Было показано 23 постановки, из них 11 премьерных[48]. Театр возглавлял засл. арт. РСФСР Л.С. Любашевский, художественным руководителем был засл. арт. РСФСР Б.В. Зон.

Город принял Центральный детский театр, Московский театр оперетты, Минские драматический и еврейский театры, украинский театр им. Коцюбинского (Киев), государственную филармонию (худ. рук. И.И. Соллертинский). Театры и филармония разместились в зданиях театра «Красный факел», ТЮЗа и клуба Совторгслужащ.

С первых дней войны недостроенное здание театра оперы и балета приняло в свои стены ценности Третьяковской галереи, ленинградских Военно-Артиллерийского и Этнографического музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и Павловска, Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музеев Новгорода, Калинина, Севастополя (панорама «Оборона Севастополя» художника Ф.А. Рубо, которую восстанавливали в Новосибирске реставраторы Третьяковской галереи).

В 1942 г., во время боев на Волге и на Кавказе, правительство приняло решение о достройке оперного театра в Новосибирске, и Совнарком включил это строительство в число первоочередных.

К началу войны не была окончена сценическая часть театра, левое крыло было выложено только в кирпиче. Предстояло установить опоры для пола сцены, площадь которого достигала 2 тыс. м2 изготовить и смонтировать все энергетическое оборудование здания и механическое оборудование сцены. Не хватало строительных материалов, рабочих рук, специалистов, средств, но новосибирцы преодолели все трудности. В 1943 г. были завершены основные строительные, монтажные и отделочные работы, и 5 февраля 1944 г. правительственная комиссия приняла главные помещения театра, признав их годными к эксплуатации, и передала здание дирекции Новосибирского государственного театра оперы и балета. Осталось неоконченным левое крыло театра, не была завершена отделка некоторых помещений, однако это не влияло на деятельность театрального коллектива (все строительные работы были закончены в середине 50-х гг.). Перед новосибирцами предстал нарядный театр со зрительным залом – ротондой, имеющим диаметр 55,5 м (превосходящий размером знаменитую римскую античную ротонду – Пантеон, диаметр которой равнялся 43 м), высотой до подвесного потолка в 21 м, с числом кресел в зале 2200[49]. Игровая сцена театра составляет в ширину 32 м2 и высоту до колосников 28 м[50]. Живопись плафона, большая люстра, сверкавшая бесконечными огнями, темное дерево ограждений ярусов, красный бархат обивки кресел и драпировок, на фоне которых красиво рисовались белые античные скульптуры, производили большое впечатление и создавали праздничное, приподнятое настроение. Здание не имело дорогой отделки, сверкающей бронзы и зеркал, густой лепнины, мраморов и другой богатой облицовки, какие можно найти в столичных и европейских театрах, но профессиональный вкус, строгость и простота архитектурных форм, присущих его интерьеру, просторы многих фойе, лестниц, вестибюлей придали ему своеобразие и яркую индивидуальность. Театр стал любимым зданием новосибирцев, их гордостью.

14 мая 1944 г. Комитет по делам искусств решил открыть в Новосибирске хоровую и балетную студии и организовать большой симфонический оркестр филармонии. 12 мая 1945 г., через три дня после Победы, театр открылся оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин». Среди основных исполнителей были А.Ф. Кривченя (Иван Сусанин — бас), В.П. Арканов (бас), А.В. Слащев (баритон), В.И. Сорочинский (тенор), заслуженная артистка Узбекской ССР К.Д. Крылова (сопрано), артистка Л.А. Мясникова (меццо-сопрано), Ф.Л. Череховская (прима-балерина), солисты балета А.К. Шенк, Е И. Пудова, Г.Э. Эстерлейн и другие, в оформлении народного художника РСФСР К. Юона. Так сбылась в дни Победы двадцатилетняя мечта горожан о «Большом театре Сибири» в Новосибирске.

Здание Государственного академического театра оперы и балета стало архитектурным символом Новосибирска. Это крупнейшее сооружение города, уникальное по конструкции своего купола, находится в центре города и активно формирует его правобережный силуэт, вместившиеся в себя центр музыкальной культуры Сибири.

В апреле 1945 г. газета «Советская Сибирь» информировала читателей о том, что построенный в г. Новосибирске театр оперы и балета является самым крупным театральным зданием Советского Союза. Он на 65 тыс. кб. м превышает кубатуру здания Большого театра, его объем составляет 245 тыс. кб. м.[51] Сцена театра без боковых карманов — 1044 кв. м; в зрительном зале 2 тыс. мест[52]. По генеральному плану, утвержденному Совнаркомом, в состав театра должен войти 1100 чел., в том числе 60 солистов, 120 артистов хора, 100 артистов балета, 103 артиста оркестра[53]. Перед открытием в театре было 700 чел.: 52 солиста, 106 артистов хора, 74 — оркестра, 72 — балета[54]. Работали 12 производственных цехов[55]. Три костюмерных цеха готовили для первых спектаклей 1200 костюмов, почти столько же обуви, 600 париков[56]. Для оформления декораций к трем первым спектаклям потребовалось 16 тыс. м холста[57]

В январе 1944 г. в Новосибирске открылась выставка картин, скульптуры, графики новосибирских художников, на которой были представлены 150 работ[58], главным образом военной тематики, художников Г. Ликмана, М. Мочалова, В. Титкова, А. Иванова и других. Эти художники совместно с писателями А. Смертовым, Н. Алексеевым, И. Мухачевым, С. Кожевниковым с начала войны до сентября 1942 г. выпустили 264 комплекта «Окон ТАСС»[59]. Они были размножены тиражом 13 тыс. экз.[60]

Перед эшелонами, отправлявшимися на фронт на железнодорожной платформе станции Новосибирск-Главный давали концерт артисты Н.П. Северов, Н.А. Кудрявцев, А.А. Авдеев, К.И. Орлова, А.П. Лушникова.

В 1941 г. из Ленинграда в Новосибирск было эвакуировано 75% фондов Артиллерийского исторического музея[61]. Сотрудники музея весной 1942 г. привезли с фронта трофейное оружие и обучили 27 тыс. воинов-сибиряков обращению с ним[62].

В феврале 1943 г. состоялся первый конкурс военной песни в Новосибирске. Главной премией отмечена песня А. Новикова на слова В. Пухначева «Поднимались седые туманы».

В январе 1944 г. бригада художественной самодеятельности клуба им. Клары Цеткин ездили к подшефным морякам Северного морского флота. За 32 дня пребывания на фронте бригада дала 86 концертов[63]. Её художественный руководитель А. Емельянов был награжден значком «Почетный подводник».

В июне 1944 г. коллектив Ленинградского государственного академического театра драмы выехал обратно в Ленинград. За время пребывания в Новосибирске выступления артистов увидело более миллиона зрителей области. Десять постановок театр осуществил на сибирской земле впервые.

В июле 1944 г. состоялись прощальные концерты в Новосибирске Ленинградской государственной филармонии. Музыканты дали 538 симфонических концертов, в том числе 56 выездных: в городах и поселках области[64]. Артисты филармонии собрали более 1 млн. руб. в Фонд обороны[65].

В январе 1945 г. состоялся первый концерт Новосибирского симфонического оркестра. Весной 1944 г. в связи с отъездом из города Ленинградской филармонии было принято решение о возобновлении деятельности Новосибирской филармонии, временно прервавшей свою работу осенью 1941 г. В составе филармонии помимо симфонического оркестра были также женский ансамбль сибирской песни и пляски, эстрадный оркестр и другие творческие коллективы.

9 мая 1945 г. впервые выступил Сибирский русский народный хор. Его создал собиратель фольклора Сибири Н.П. Корольков.

Таким образом, годы Великой Отечественной войны явились одним из значительных этапов в истории советского искусства. Советские артисты, композиторы, поэты, художники своим боевым искусством внесли достойный вклад в общее дело разгрома врага. В военное время нет мирных профессий. Работники культуры, выступая перед бойцами, в госпиталях, в рабочих клубах, своим трудом, как и миллионы тружеников тыла, «ковали победу».

(неплохо было бы чуток доработать в соответствии с материалами конкретно этого пункта, а не вообще искусства в стране)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: