Понятие системы денежно-кредитного регулирования и ее элементы




ГЛАВА 6

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСИСТЕМЫДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

6.1. Понятие системы денежно-кредитного регулирования и ее элементы.

6.2. Принципы организации денежно-кредитного регулирования.

6.3. Роль и место центрального банка в системе денежно-кредитного регулирования.

Понятие системы денежно-кредитного регулирования и ее элементы

 

Идея регулируемого денежного обращения восходит к теоретическим взглядам известного шотландского финансового авантюриста XVIII века Джона Ло. Но подлинные подходы к регулированию денежного обращения были обусловлены критикой теоретических представлений, пытавшихся затушевать разделение между деньгами и кредитом как экономическими категориями.

Вплоть до 20-х годов ХХ века это разделение представлялось столь очевидным и столь важным для текущих проблем денежного оборота и банковской деятельности, что теорию, способную затушевать это различие, объявляли не только бесполезной, но и противоречащей фактам. Смешение денег как законных платежных средств и бухгалтерских статей, которые отражают контрактные (договорные) отношения, связанные с этими законными платежными средствами, приводило к серьезным ошибкам в практике регулирования.

Данный подход укоренился на длительный срок в представлениях ученых, обусловленный ведением планового хозяйства. Но и по сей день, эти представления имеют место в высказываниях известных теоретиков и практиков, несмотря на кардинальные изменения либерального толка в национальных экономиках за последнее десятилетия.

Сущность денег проявляется в процессе их движения в денежном обороте. Но, регулируя денежный оборот, сущность денег подвергается достаточно легко и часто искажению. И это не сводится только к невыполнению ими той или иной функции.

В то же время денежный оборот, намеренно обслуживая кругооборот товаров, представляется как движение денег в наличной и безналичной форме. Но, применяя регулирование (осуществляя воздействие) со стороны государства или субъектов рынка, непосредственно модифицируются формы движения денег.

Постоянный переход друг в друга наличной и безналичной его частей обогащает содержание денежного оборота.

Однако, не в меньшей степени постоянное регулирование способно не только «дополнительно» обогатить, но и обескровить денежный оборот, закупорить его каналы.

Оборот кредита входит составной частью в денежный оборот. Выяснение вопроса содержания «кредита» может и усложнить и одновременно облегчить процесс регулирования.

Все эти положения верны, но, как представляется, все в меньшей степени отражают новые реалии современной экономической жизни и современного денежного оборота. Денежно-кредитное регулирование фактически означает способность денег и кредита как равновеликих элементов денежного оборота оказывать упорядоченное воздействие на экономические процессы.

Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров, Т.Г. Гурновичдают следующее определение: денежно-кредитное регулирование – это совокупность государственных мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Л.А. Толстолесова денежно-кредитное регулирование определяет как совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы и сферы денежного обращения, рынок ссудных капиталов и кредитов, порядок организации и осуществления безналичных расчетов в целях воздействия на экономику.

Ю.А. Соколов, С.Е. Дубова, А.С. Кутузова под системой денежно-кредитного регулирования понимают организуемое государством в лице центрального банка регулирование денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач.

Как и любая другая, система денежно-кредитного регулирования представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных элементов, ее составляющих. К ним относятся: принципы организации, субъекты, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования.

Среди основных целей денежно-кредитного регулирования можно выделить:

Ø обеспечение устойчивых темпов экономического роста;

Ø защита интересов участников денежного оборота;

Ø поддержание стабильного уровня цен;

Ø достижение высокого уровня занятости населения;

Ø обеспечение устойчивого состояния внутреннего валютного рынка, различных сегментов финансового и кредитного рынков;

Ø поддержание устойчивости ссудного процента на внутреннем денежном рынке;

Ø развитие конкурентной среды на денежном рынке;

Ø создание условий для привлечения инвестиций.

К главным направлениям денежно-кредитного регулирования относят: укрепление номинального курса и повышение привлекательности национальных валют, а также встраивание экономик отдельных стран в систему мирового хозяйства в результате процессов глобализации.

Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в широком и узком смыслах. Если рассматривать их в широком смысле, то следует включать в их состав юридических и физических лиц, как осуществляющих денежно-кредитное регулирование, так и тех, на которых денежно-кредитное регулирование воздействует. Совершенно ясно, что в этом случае субъектами денежно-кредитного регулирования будут все владельцы денежных средств. Поэтому субъекты денежно-кредитного регулирования обычно рассматриваются в узком смысле, т.е. к ним относят только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование.

К субъектам денежно-кредитного регулирования относятся, прежде всего, центральные банки или аналогичные институты, законодательные органы, поскольку они могут издавать законы и подзаконные акты, затрагивающие систему денежно-кредитного регулирования, государственные министерства и ведомства, например, министерства экономики, финансов, которые также обладают правом издавать нормативные акты, влияющие на денежно-кредитное регулирование.

Объектами денежно-кредитного регулирования называются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием денежно-кредитного регулирования:

Ø объем денежной массы, находящейся в обороте (М0, М1, М2, М3);

Ø структура денежной массы;

Ø объем и структура денежных доходов и расходов населения;

Ø объем и структура налично-денежного оборота, проходящего через банк;

Ø скорость оборота денег;

Ø коэффициент банковской мультипликации;

Ø объем кредитов, предоставляемых центральными банками правительствам;

Ø объем кредитов, предоставляемых центральными банками другим кредитным организациям;

Ø объем кредитов, выдаваемых юридическим и физическим лицам.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность нормативно-правовой регламентации, инструментов и методов денежно-кредитного регулирования, порядок и условия их использования.

В составе механизма денежно-кредитного регулирования можно выделить следующие элементы:

- стратегическое планирование и прогнозирование, которое предполагает определение на перспективу пропорций, темпов и приоритетных направлений развития экономики, выявление изменений состава и структуры денежного оборота в целом;

- методы и инструменты воздействия на регулирование денежно-кредитных отношений в обществе.

Существует три принципа действия институциональных форм, от которых исходит регулирование:

1) закон, правило или регламент, которые путем прямого, косвенного или опосредованного принуждения вынуждают принять тот или иной тип экономического поведения;

2) достижение компромисса — процесс превращения той ли иной нормы, например частного в общественное (коллективное);

3) общая система ценностей или представлений (долговременные ожидания).

Одновременно налицо методы, определяющие институциональные формы регулирования:

Ø смягченное подчеркивание роли правил и норм;

Ø частное или государственное принуждение;

Ø коллективный или индивидуальный договор.

Всякая институциональная форма содержит в себе хотя бы частично принцип обобществления, что дает возможность осуществлять переход между макро - и микроуровнями.

Регулирование оборота денег, и прежде всего, с помощью кредита и банковской деятельности, в данной трактовке предстает как форма регулирования экономики в целом.

Государственное регулирование денежного оборота выступает лишь как часть всеобщего регулирования, что шире представлений, сформулированных в последних исследованиях отечественных ученых.

Теория регуляции разделяет три важнейших положения посткейнсианства:

1) оптимальное поведение индивидов не гарантирует восстановления полной занятости; устойчивость целого не означает устойчивость каждой из составных частей, особенно в период структурного кризиса;

2) необходим учет особенностей институциональных характеристик, свойственных каждому периоду, и поиск инструментов экономической политики, совместимых с данными особенностями (роль кредитно-денежной политики в условиях негибкости номинальной заработной платы);

3) отдельные организационные формы, препятствующие достижению полной занятости, в определенные исторические периоды должны быть объектом структурных реформ.

Концепция регуляции с точки зрения причинности не обязательно увязана с диверсификацией вмешательства государства в экономику.

Главная мысль теории регуляции: происхождение институциональных форм связано с драматическими эпизодами истории, структурными кризисами, войнами, столкновениями между классами. И только позже каждой институциональной форме приходится доказывать свою совместимость с задачами расширенного воспроизводства в течение более или менее длительного периода. Хотя те или иные институты и основываются с определенной целью, их создание в конечном итоге может привести к неожиданным результатам.

Исходным пунктом теории регуляции, которая активно развивается как научное направление, служит марксистский анализ развития капиталистической экономики. Организация отношений найма имеет такое же, если не большее, значение, как и формы конкуренции или структура государства.

Важны промежуточные формы организации между государством и рынком. Режимы функционирования экономики различаются во времени и пространстве. Сторонники теории регуляции не отдают своего предпочтения ни одному из направлений экономической науки: ни одно из них не может объяснить все разнообразие и богатство способов экономической координации.

Теория регуляции утверждает, что рынок такой же институт, как и другие, а не некая безинституциональная альтернативная экономика. Даже если предположить, что рынок — это саморегулирующаяся система, он все же никогда не может стать самообразующейся системой.

Как следует отличать рынок вообще от его конкретных форм, так же следует помнить, что государство заявляет о себе многочисленными актами и выступает в разных формах.

Неверно противопоставлять государство и рынок как два альтернативных механизма координации. Соотношение между этими двумя явлениями экономического действия определяется контекстом, то есть зависит от места и времени.

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования являются одним из важнейших элементов системы, поскольку именно их использование позволяет претворять в жизнь концепции денежно-кредитной политики государства.

В экономической литературе отсутствуют четкие определения методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, поэтому часто эти понятия смешиваются. Между тем методы денежно-кредитного регулирования являются более общими понятиями, чем инструменты. Они представляют собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования, объединяемых каким-либо общим признаком. Эти признаки могут быть различными.

В России, например, широко используется такой признак, как характер используемых инструментов денежно-кредитного регулирования. По этому признаку методы денежно-кредитного регулирования подразделяются на экономические и административные.

Экономические методы включают в себя набор инструментов, оказывающих экономическое воздействие на объекты денежно-кредитного регулирования. Их особенностью является определенная свобода выбора субъектов денежно-кредитного регулирования в принятии решений, вытекающих из применения экономических инструментов, т. е. данные методы действуют с позиции стимулирования желательного с точки зрения регулятора поведения экономических субъектов. Например, уменьшение учетной ставки центрального банка делает более выгодным для коммерческих банков получение от него ссуд, но вовсе не принуждает их получать такие ссуды.

Административные методы включают в себя набор инструментов, оказывающих административное воздействие на объекты денежно-кредитного регулирования. Они являются директивными, т. е. обязывающими принимать только строго определенные решения и не оставляющими свободы выбора для субъектов денежно-кредитного регулирования. Данные методы в отличие от экономических действуют с позиции жестких предписаний и запретов для экономических субъектов. Например, соблюдение директивных нормативов ликвидности является обязательным для любого коммерческого банка, равно как и соблюдение установленных норм и порядка отчислений в фонд обязательного резервирования.

Следует отметить, что часто достаточно сложно провести четкую границу между административными и экономическими инструментами денежно-кредитного регулирования. Поэтому в большинстве стран с развитыми рыночными отношениями используется другой признак классификации методов денежно-кредитного регулирования – сферы, через которые инструменты денежно-кредитного регулирования оказывают воздействие на субъекты и объекты этого регулирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: