Роль и место центрального банка в системе денежно-кредитного регулирования




 

 

Основным органом денежно-кредитного регулирования является центральный банк страны, который регламентирует в своих нормативно-правовых документах специфику использования этого механизма. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка.

Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

С помощью денежно-кредитного регулирования и воздействия на коммерческие банки через спрос и предложение на кредит государство может достичь определенных целей развития экономики стратегического характера:

- устойчивого развития экономики;

- укрепления денежного обращения;

- создания режима преференций для национальных экспортеров на внешнем рынке и пр.

Осуществление текущих мероприятий в денежно-кредитной сфере не требует от центральных банков длительных процедур согласования с органами государственного управления и принятия специальных распоряжений. Высокая степень независимости центральных банков развитых стран позволяет им достаточно успешно противостоять политическому давлению в том случае, если краткосрочные политические цели правительства противоречат претворению в жизнь стратегической линии денежно-кредитной политики.

В странах с развитыми рыночными отношениями центральные банки, как правило, обладают значительной независимостью от решений и действий правительства и поэтому могут оперативно корректировать свои действия в рамках проводимой денежно-кредитной политики в зависимости от изменения экономической ситуации.

Денежно-кредитное регулирование должно обеспечить предсказуемость и прогнозируемость динамики денежного оборота. Причем срок действия денежных параметров должен согласовываться с периодом регулирования.

Центральный банк является проводником государственной денежно-кредитной политики. Конституция, Закон о центральном банке страны, другие законодательные и нормативно-правовые акты определяют статус, задачи, функции и принципы его деятельности.

Главная задача Центробанка – поддержание стабильности и устойчивости национальной денежной единицы, денежного обращения в стране и денежно-кредитной системы.

Вне зависимости от того, принадлежит капитал центрального банка правительству или нет, между ними существуют тесные связи исходя из его особого положения в кредитной системе страны и денежно-кредитном регулировании. Взаимодействие между правительством и центробанком может осуществляться в виде двух моделей:

1) когда центральный банк является агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;

2) когда центральный банк независим от правительства и проводит самостоятельную денежно-кредитную политику без давления с его стороны.

В реальности эти модели редко когда существуют и действуют в чистом виде. Чаще всего используется промежуточная модель, при которой реализуются принципы взаимодействия правительства и центрального банка при определении степени его независимости.

Центральные банки выполняют разнообразные функции, которые в обобщенном виде можно сгруппировать по двум направлениям: 1) основные и 2) дополнительные.

Основные функции центральных банков направлены на выполнение главных задач банка – обеспечение стабильности национальной денежной единицы, а дополнительные – создают условия для решения главной задачи.

Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере нередко переплетаются. Например, в США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом “О национальной денежной единице”. Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого, органами, наделенными правами по банковскому контролю в США являются банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.

При выдаче лицензии проверяются, прежде всего, “финансовые тылы” вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку разные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.

Специфические условия сложились в денежно-кредитной системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институциональную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные институты в английской банковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача размещения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.

Дисконтные дома выступают в роли посредника между Банком Англии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.

Примером конструктивного сотрудничества между банковской системой страны и центральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где активно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредитных институтов. Законодательством страны центральному банку предписывается проведение регулярных консультаций с представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных направлений политики центрального банка, а также с целью выработки совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий. Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно Центральному банку Нидерландов тесные контакты с кредитной системой стремится поддерживать и Австрийский национальный банк.

Немецкий федеральный банк строит свои контакты с национальной кредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого федерального банка - контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей территории, наличностью, а также выполнение функций контор национального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка выступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.

Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые представляют собой ядро банковской системы.

 

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Вопросы для самоконтроля

1. Денежный оборот и система рыночных отношений.

2. Система денежно-кредитного регулирования и ее элементы.

3. Принципы организации системы денежно-кредитного регулирования в условиях рынка.

4. Границы денежно-кредитного регулирования в условиях рынка.

5.Особенности развития денежно-кредитного регулирования в зарубежных странах.

6. Международный опыт формирования целей и принципов денежно-кредитного регулирования: скрытые и явные диспропорции.

7. Эволюция системы денежно-кредитного регулирования в период экономических реформ.

Тестовые задания

1. Денежно-кредитное регулирование – это:

а) способность денег и кредита как элементов денежного оборота оказывать упорядоченное воздействие на экономические процессы;

б) сочетание механизмов, способствующих воспроизводству целого с учетом существующих структур и общественных форм;

в) сквозная категория теории систем как возможная основа теории самоорганизации;

г) все ответы верны.

2. К составляющим системы денежно-кредитного регулирования относят:

а) объекты и субъекты, компоненты системы;

б) элементы и их свойства;

в) элементы, свойства, связи, структуры;

г) элементы и связи между ними.

3. Система денежного регулирования должна:

а) способствовать привлечению инвестиций;

б) обеспечивать формирование необходимого объема финансовых ресурсов;

в) обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тенденций в динамике денежного оборота;

г) все ответы верны.

4. Цели государственного регулирования денежного оборота не включают:

а) достижение баланса интересов субъектов регулирования;

б) защиту экономических интересов участников денежного оборота;

в) развитие конкурентной среды на денежном рынке;

г) создание экономических стимулов, обеспечивающих повышение издержек обращения и эффективности деятельности участников денежного оборота.

5. Положения теории регуляции:

а) происхождение институциональных форм связано с драматическими эпизодами истории, открытыми столкновениями между классами или социальными группами;

б) рынок такой же институт, как и другие, а не некая безинституциональная альтернативная экономика;

в) государство и рынок это два альтернативных механизма координации;

г) правильные ответы а) и б).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: