На воздушном транспорте, кроме общих для всех видов транспорта, рассчитываются следующие показатели работы.
Коэффициент занятости пассажирских кресел самолета характеризует использование кресел самолета. Он определяется делением выполненных пассажиро-километров
на предельные пассажиро-километры (кресло-километры)
:
.
Реальная скорость доставки пассажиров из пункта отправления в пункт назначения n определяется делением протяженности воздушной линии между данными пунктами L на время, затрачиваемое пассажирами на поездку воздушным транспортом :
.
Время, затрачиваемое на поездку, складывается из времени транспортировки из населенного пункта в аэропорт ; ожидания в аэропорту отправления
; полета, включая остановки в промежуточных аэропортах
; ожидания в аэропорту назначения
; транспортировки из аэропорта в населенный пункт
:
=
+
+
+
+
.
Из приведенной формулы видно, что общее время, затрачиваемое на поездку воздушным транспортом, складывается из летного и наземного. Наземное время в среднем составляет около 3–3,5 ч.
Налет часов на списочный самолет и вертолет – показатель, характеризующий эффективность использования самолетов и вертолетов. Определяется суммированием налета часов самолетами и вертолетами различных типов транспортной авиации.
Средний налет часов на один самолет списочного парка определяется делением общего налета часов самолетами и вертолетами списочного парка
на среднесписочный парк самолетов и вертолетов
:
=
/
.
Коммерческая загрузка самолета (вертолета) определяется делением общей работы в приведенных тонно-километрах
на число километров (налет)
, выполненных самолетами или вертолетами данного типа:
=
/
.
Коэффициент использования коммерческой грузоподъемности самолетов – показатель, характеризующий использование их нормативной коммерческой грузоподъемности. Определяется делением приведенных тонно-километров
на предельный объем приведенных тонно-километров
:
=
/
,
где под предельным объемом приведенных тонно-километров понимают сумму предельного пассажирооборота (сумма произведений числа кресел на пройденные расстояния) и предельного грузооборота (возможный предельный грузооборот при полном использовании нормативной коммерческой грузоподъемности самолетов).
Техническая дальность полета L техн – наибольшее расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь при штиле относительно земли, полностью израсходовав заправленное в его баки топливо к моменту посадки.
Практическая дальность полета L практ – расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь относительно земли при остатке предусмотренного для навигационного запаса топлива в баках к моменту посадки самолета.
Крейсерская скорость v кр – расстояние, пройденное в единицу времени при равномерном, прямолинейном горизонтальном полете самолета и работе двигателей на крейсерском режиме и расчетных высоте полета и массе самолета.
Рейсовая скорость v p – среднее расстояние, пройденное самолетом в единицу времени (без учета времени посадок в пути) в штиль. Исчисляется с учетом затрат летного времени на всех этапах полета от разбега до посадки.
Коммерческая скорость v ком – расстояние, пройденное в единицу времени от разбега в начальном до посадки в конечном аэропорту с учетом остановок в промежуточных аэропортах.
Производительность самолета и вертолета П – объем транспортной продукции, выполненной самолетом (вертолетом) за 1 ч. Определяется делением приведенных тонно-километров на налет часов
или как произведение коммерческой загрузки
на эксплуатационную скорость
:
.
Этот показатель может быть определен для всего парка самолетов и по каждому типу.
ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ