История создания и развития Фонда социального страхования Российской Федерации




Введение

бюджет социальный страхование фонд

Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность - человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Так, одно из основных направлений социальной политики нашего государства - социальное страхование, признающее социальные права наивысшей ценностью и осуществляющее защиту этих прав. При этом, обеспечить государственные гарантии человеку призван производящий основную часть страховых выплат Фонд социального страхования посредством, например, стимулирования рождаемости, помощи пострадавшим на производстве, содействия людям с ограниченными возможностями.

Государственное социальное страхование, являющееся исторически сложившейся сферой деятельности ФСС, основы которой были сформированы в советский период истории России.

Важность социального страхования заключается в том, что, благодаря резервам (денежным фондам) страховщиков каждый застраховавшийся или застрахованный человек может иметь средства для своего лечения (при заболеваниях); для поддерживания уровня жизни (при потере трудоспособности); для пополнения и увеличения личных доходов (при накопительном, в том числе и пенсионном, страховании); для воссоздания частично испорченного или полностью утраченного имущества; для сохранения своих доходов при случайном возникновении гражданской ответственности.

В целях реализации системы социальной защиты населения созданы государственные внебюджетные фонды. Существуют разнообразные источники формирования средств фондов социальной направленности.

Актуальность данного исследования заключается в том, что Фонд социального страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Объектом данного исследования является бюджет Фонда социального страхования.

Предмет исследования - механизмы формирования бюджета Фонда.

Цель данного исследования заключается в изучении формирования бюджета Фонда социального страхования.

Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:

рассмотреть теоретические аспекты деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации;

изучить историю создания Фонда;

исследовать структуру и направления деятельности Фонда;

рассмотреть источники формирования бюджета Фонда;

проанализировать в динамике формирование бюджета Фонда.

Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе рассмотрены такие вопросы как развитие социального страхования, основные направления деятельности Фонда социального страхования и источники формирования бюджета Фонда.

Во второй главе проанализированы доходы и структура бюджета Фонда, а также рассмотрены проблемы бюджетного устройства и способы их преодоления.

Основными методами исследования в данной работе стали: аналитические, графические, табличные.

 


Теоретические основы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации

История создания и развития Фонда социального страхования Российской Федерации

 

Начало страховой защите работающих на производстве в России было положено принятием 15 мая 1901 г. Законодательного акта «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах».

В 1903 году в России был образован особый фонд для выплат при массовых несчастных случаях. Толчком к созданию такого Фонда послужило издание закона от 2 июня 1903 года, утвердившего «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Инициатива издания такого закона исходила от Всероссийского торгово-промышленного съезда и общества для содействия русской промышленности и торговли. Вознаграждение должно было производиться за счет предпринимателей. Рабочие формулировали свои требования иначе. Страхование ими признавалось как государственное, при этом «государственное» понималось, как принудительное, обязательное. Выдвигались следующие основные требования в отношении страхования: обеспечение в размере полного заработка за все время болезни, в т.ч. вследствие трудового увечья; ответственность предпринимателей или государства.

Однако требования рабочих рассматривались в течение длительного времени. Так, проект Положения о больничных кассах был разработан в 1904 году, основные положения об обязательном государственном страховании от последствий несчастных случаев, а также на случай старости и инвалидности - в 1905 году. Обсуждения же этих законодательных предложений прошли лишь в декабре1906 г. и в феврале 1907 года. В начале ХХ века «вспомоществование» (так в то время называлась помощь в виде страхования) рабочим во время болезни из собственных средств работодателей было сравнительно редким явлением в промышленной жизни России и оказывалось незначительным числом промышленных предприятий. Выдавалось по усмотрению заводоуправления в зависимости от продолжительности службы рабочих на предприятии, их исполнительности в работе и т.д. Тем не менее, в 1907 году выдача пособий осуществлялась уже в 51 губернии.

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года №600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

С января 2005 года в России начал действовать Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, получивший «собирательное» наименование закона «о монетизации» социальных льгот. Практическое применение данного законодательного акта привело к значительным переменам во всей системе общественных отношений, прежде всего в области социальной защиты населения, изменениям в деятельности государственных органов и учреждений, обеспечивающих выполнение данных функций. В том числе Фонда социального страхования РФ. В этой связи приоритетными направлениями деятельности Фонда являются обеспечение льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением, а также инвалидов техническими средствами реабилитации.

С первых дней 2006 года Фонд участвует в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в программе родовых сертификатов, направленной на качества и доступности медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов. На Фонд возложено финансирование родовых сертификатов.

Значительные расходы Фонда направляются на оплату временной нетрудоспособности.

Фонд финансирует медосмотры работников, занятых на вредных и опасных производствах, а с 2007 года - углубленные медицинские осмотры.

С 1 января 2007 годаФонд финансирует пособия по уходу за ребенком незастрахованным гражданам.

Вообще 2007 год характеризуется изменениями в законодательной и нормативно-правовой базе социального страхования в целом.

С 1 января 2010 года Фонд осуществляет функции администрирования страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Количество страхователей, стоящих на учете в органах ФСС РФ, составляет порядка 5,2 млн работодателей, количество застрахованных лиц достигает 58,6 млн человек. Соответственно, Фонд затрагивает и защищает интересы большинства населения страны, что говорит о его значимости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: