Функции трудового воспитания




1. Внешние функции направлены на развитие трудовых умений и навыков, способов творческой деятельности, умений общения и взаимодействия.

2. Внутренние функции направлены на формирование мотивов трудовой деятельности, на воспитание устойчивого интереса к трудовой деятельности определенного вида и формирование потребности в творческом труде.

Направления трудового воспитания:

1. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

2. Общественно-полезный, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым; изготовление игрушек для дошкольников; создание и ремонт наглядных пособий, книг в школьной библиотеке; восстановление исторических памятников.

3. Бытовой самообслуживающий труд направлен на удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий.

Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за животными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку несложных домашних приборов, создание в квартире уюта и удобств. Трудятся на приусадебных участках, оказывают помощь по хозяйству.

Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, в раздевалке, уборку мусора на прилегающей к школе территории. В процессе трудового обучения, общественно-полезного и производительного труда учащиеся следят за порядком на рабочем месте, убирают за собой после работы. Дети привлекаются к самообслуживанию и во внешкольных учреждениях, где они занимаются в секциях, кружках, а также в различных детских оздоровительных лагерях, во время работы в лагерях труда и отдыха, туристских походов, экскурсий.

4. Производительный труд организуется руководителями школы, органами самоуправления и общественными организациями. В него входит работа в лагере труда и отдыха, производственной бригаде, пришкольном учебно-опытном участке.

Содержание трудового воспитания реализуется в учебном и воспитательном процессе.

В учебном процессе трудовое воспитание находит отражение в федеральном, национально-региональном и школьном компонентах государственного образовательного стандарта.

1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов предполагает введение в процесс обучения школьников предмета «Технология». Характерными особенностями учебного предмета «Технология» являются:

- практико-ориентированная направленность содержания обучения;

- применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;

- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей;

- умение взаимодействовать в процессе трудовой деятельности.

Формы трудового воспитания:

1. Школьные – уроки технологии, дежурство по классу, по школе, уборки (генеральные, класса, школы).

2. Внешкольные – кружки, трудовые десанты, выставки декоративно-прикладного творчества, шефская деятельность, пришкольный участок, производственная бригада, труд в семье, субботники, ремонт классов и школы, реализация социально-значимых проектов в области трудового воспитания.

Методы трудового воспитания:

- методы формирования сознания: беседы, пример, диспуты, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, внушение, инструктаж;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение, приучение, переключение, упражнение, педагогические требования, воспитывающая ситуация, общественное мнение;

- методы стимулирования: поощрение, наказание, соревнования.

 

Этапы трудового воспитания

Трудовое воспитание школьников имеет свою возрастную специфику, задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников.

I этап (1 - 4 кл.)

Цель трудового воспитания младших школьников - воспитание интереса к труду, дисциплинированности, потребности в оказании помощи; формирование трудолюбия, коллективизма. Реализации данной цели способствует решение конкретных задач воспитания:

- интерес к труду взрослых, разным профессиям; понимание значения трудовой деятельности, трудовой деятельности в своем селе;

- бережное отношение к результатам труда людей;

- положительное отношение к труду, формирование умений доводить работу до конца;

- соблюдение правил поведения в школе и вне ее, выполнение порученного дела;

- формирование умений работать в коллективе;

- бережное отношение к природе, желание участвовать в ее охране.

Учебный труд является основным для учащихся начальных классов. На занятиях, носящих преимущественно познавательный характер, учитель совершенствует и углубляет знания, полученные учащимися на уроках труда.

В педагогической практике встречаются следующие виды общественно-полезного труда учащихся начальных классов:

- ремонт книг;

- изготовление раздаточного материала, наглядных пособий, несложных дидактических игр;

- благоустройство школьных помещений (класс, игровая, столовая, коридоры, вестибюль и пр.), выращивание комнатных цветов, изготовление украшений к Новому году; работа на пришкольном участке, в школьном дворе.

В процессе самообслуживающего труда младшие школьники участвуют в уборке класса, дежурстве в школе; следят за сохранностью мебели; контролируют внешний вид.

II этап (5 - 9 кл.)

Цель трудового воспитания в подростковом возрасте – это создание благоприятных педагогических условий для формирования мотивов трудовой деятельности, развитие активности подростков. Реализации данной цели способствует решение конкретных задач воспитания:

- углубление познавательных интересов в процессе трудовой деятельности;

- развитие культуры труда, ответственности за свой труд;

- формирование трудового опыта в применении полученных знаний для решения задач в социальной сфере класса, семьи, общества.

В учебном труде при изучении основ наук, через организацию факультативных занятий, рассчитанных на углубленное изучение теоретических и политехнических основ трудовой подготовки формируется профессиональный интерес к трудовой деятельности определенного вида. Реализации принципов активности, творческого характера труда способствует организация работы кружков и секций по интересам. В процессе обучения формируется трудовая активность подростков, проявляющаяся в интересе к занятиям трудом, самостоятельности в выполнении трудовых заданий, стремлении к качественному их выполнению, к совершенствованию культуры труда.

Самообслуживание и общественно-полезный труд включает в себя:

- уборку помещений;

- изготовление наглядных пособий;

- оказание социально-трудовой помощи инвалидам, ветеранам, престарелым;

- организация работы на пришкольном участке;

- проведение ознакомительных экскурсий на сельхозпредприятия своего села;

- проведение экологических мероприятий;

 

Производительный труд реализуется через участие подростков в работе на пришкольном учебно-опытном участке; во временном трудоустройстве на период каникул.

III этап (10 - 11 кл.)

Цель трудового воспитания в старшем школьном возрасте – это формирование потребности в активном творческом труде на пользу обществу.

Задачи трудового воспитания старшеклассников:

- усвоение системы знаний о различных сферах трудовой деятельности, в том числе в сельской местности, необходимых для выполнения трудовой роли человека;

- формирование умения анализировать и оценивать свою трудовую деятельность;

- воспитание творческого отношения к труду для решения задач в социальной сфере в классе, семье, обществе;

- вовлечение старшеклассников в многообразную трудовую практику.

Учебный труд старшеклассников характеризуется исследовательской и поисковой активностью. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В исследовательском обучении выделяют такие виды деятельности, как проектирование и исследование.

Принципиальное методическое и педагогическое значение в трудовом воспитании старшеклассников имеют межпредметные связи, которые позволяют объединить усилия учителей в получении учащимися различных учебных знаний и использование этих знаний в практической трудовой деятельности.

Для организации трудового воспитания школьников характерна интеграция общественно-полезного, производительного труда и самообслуживания, которые реализуются через следующие формы:

- работа производственной бригады;

- организация социально-значимых проектов в области трудового воспитания;

- трудовые десанты с целью благоустройства школы, села;

- организация волонтерской деятельности;

- работа по облагораживанию памятников и мемориалов;

- проведение ознакомительных экскурсий на сельхозпредприятия своего села;

- проведение экологических мероприятий.

План реализации программы трудового воспитания «Твой выбор»

На учебный год

Форма деятельности сроки Ответственные
  Создание штаба при ученическом совете «Школа - наш дом, мы хозяева в нем» сентябрь Ученический совет
  Деятельность ученического штаба «Школа - наш дом, мы хозяева в нем» по плану в течение года Ученический совет
  Организация дежурства классных коллективов по школе по графику Председатель штаба
  Осенняя ярмарка учащихся «Это я вырастил сам», участие в школьной и районной выставке «Дары природы» сентябрь совет школы, классные руководители
  Генеральная уборка классных кабинетов, территории школы в течение года Члены штаба, классные руководители
  Смотр - конкурс на лучший классный кабинет 1 раз в четверть Члены штаба, командиры классов
  Трудовые десанты по уборке пришкольной территории осень, весна Члены штаба, командиры классов
  Участие в школьной и районной выставке «Волшебство детских рук» февраль Классные руководители, члены штаба
  Новогодняя ярмарка учащихся и их родителей «Наши ручки золотые» декабрь Совет школы,
  Участие в городских трудовых операциях, акциях, десантах в течение года Совет школы
  Тематические классные часы, беседы, лекции, конференции, беседы за круглым столом, тематические вечера по вопросам трудового воспитания постоянно по графику Совет класса, классные руководители
12 Встречи с людьми разных профессий в течение года Совет класса
13. Деятельность трудовой бригады старшеклассников в летний период июнь администрация
14. Организация летней трудовой деятельности учащихся летние каникулы Совет школы, администрация кл. руковод-ли
15. Встречи с родителями учащихся – представителями разных профессий «Работа моих родителей» по графику работы класса Совет класса, классные руководители
16. Оформление школьного уголка профориентации в течение учебного года Штаб «Школа – наш дом, мы хозяева в нем»
17. Читательские конференции по вопросам трудового воспитания и профориентации по плану совета библиотеки библиотекарь
18. Активизация работы по профориентации выпускников и старшеклассников школы ежегодно в течение учебного года Классные руководители, штаб «Школы – наш дом, мы хозяева в нем»
19. Экскурсии в профессиональные учебные заведения района и области (Дни открытых дверей), знакомство с системой обучения в них, с будущей профессией по графику РОО Кл. рук - ли
20. Заседание совета «Школа – наш дом, мы хозяева в нем», подведение итогов работы в учебном году, планирование работы штаба на следующий учебный год май Штаб «Школа – наш дом, мы хозяева в нем», ученический совет, администрация школы
21. Организация и проведение презентаций по вопросам трудового воспитания и профориентации в течение учебного года Классные руководители, совет класса и школы

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- овладение учащимися различными видами трудовой деятельности;

- выявление профессионально-значимых свойств школьников: способностей, навыков, интересов и т. д.;

- развитие у обучающихся интереса к трудовой деятельности, желания трудиться, уважения к людям разных профессий;

- овладение знаниями экономической стороны жизни страны, области;

- овладение навыками трудовой деятельности, будущей профессии;

- активизация совместной работы с родителями по вопросам трудового воспитания детей и профориентации;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: