Формирование инновационных систем управления производством
Инновационная модель системы управления предприятием
Формирование инновационных систем управления предприятиями предполагает учет основных требований. Основные структурные характеристики инновационной системы управления (ее элементы и подсистемы) приведены в табл. 7.1. Особое значение имеет первый элемент – наличие инновационного управленческого кадрового потенциала, прежде всего о руководителей различного уровня, ориентированных на инновации в различных сферах, готовых идти на риск, заинтересованных в долгосрочных перспективах развития предприятия.
Таблица 1. Структурные характеристики инновационных систем управления производством
Элементы инновационной организации | Основные характеристики элемента | Эффективность |
Инновационный управленческий кадровый потенциал | Наличие управленческого (руководящего) персонала, ориентированного на риск, на инновации | Создание систем управления инновационного типа |
Стратегическая направленность | Принятие комплексных решений, ориентированных на развитие, на перспективу, на инновации | Обеспечение устойчивости предприятия в долгосрочном периоде |
Маркетинговая организация управления | Комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия; ориентация на потребителя | Расширение сфер сбыта, рост объема продаж |
Ориентация на всеобщее качество | Применение современных систем и стандартов в управлении качеством; сертификация продукции и систем качества | Повышение качества (продукции, работ, услуг), снижение затрат на производство |
Гибкие формы управления (на крупных и средних предприятиях) | Применение программно-целевого управления, дивизиональных структур; децентрализация управления; вовлечение персонала в процесс принятия решений | Адаптивность производственной системы, повышение эффективности управления инновациями |
Инновационный менеджмент | Управление инновациями на основе инновационного развития персонала | Повышение эффективности инновационных решений, инициативы и творческой активности персонала |
Сетевая организация управления | Использование возможностей рыночной инфраструктуры; координационное управление в сетевых структурах | Повышение качества работы в сфере управления, экономия управленческих затрат |
Применение современных информационных технологий | Информационное обеспечение и автоматизация управления, вхождение в глобальные сети | Повышение качества и оперативности принимаемых решений и выполняемых работ |
Экономическая организация управления | Комплексный анализ и реализация резервов эффективности; экономическое обоснование принимаемых решений; экономические методы управления | Рост эффективности производства, работ, инновационной деятельности; снижение производственных затрат |
Интегрированное управление | Интеграция предприятия в хозяйственные структуры более высокого порядка (объединения, союзы, программы, в т.ч. международные | Решение проблем развития на основе привлечения внешних ресурсов (финансовых, материальных, информационных) |
Механизм совершенствования систем управления
|
Объектами совершенствования (рационализации) управления на предприятиях обычно являются: организационная структура управления, система управления персоналом, технология и методы выполнения отдельных функций и работ в сфере управления, принятия управленческих решений, организация управленческого труда и т.д.
|
Возможно использование самых разнообразных форм деятельности по совершенствованию управления:
1. С точки зрения масштабов работы по рационализации это может быть совершенствование:
– функционального управления (форм и методов работы руководящего персонала предприятия, отдельных управленческих подразделений и служб);
– целевого управления (целевых подсистем управления: персоналом, качеством, ресурсами и т.д.);
– системы управления в целом.
2. С точки зрения субъекта рационализации совершенствование управления может осуществляться:
– собственными силами предприятия;
– с привлечением сторонних организаций (консалтинговых, аудиторских, инновационных и других фирм) и лиц;
– с использованием смешанных форм.
С точки зрения организационных форм работы по рационализации совершенствование управления может осуществляться:
– как текущая работа по управлению (совершенствование форм и методов управления в рамках отдельных подразделений и служб);
– на плановой основе (с использованием текущих и перспективных планов, планов организационно-технических мероприятий, бизнес – планирования организационного развития);
– с использованием программно-целевого управления (формирование и реализация соответствующих целевых программ предприятия, создание постоянных и временных органов, целевых или консультационных групп по управлению отдельными проектами, по решению отдельных проблем и т.д.);
– с использованием специальных форм.