Педагогические взгляды Дж. Локка.




Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) получил блестящее образование, закончив ведущие учебные заведения Англии - Вестминстерскую школу и Оксфордский университет. Получил степень бакалавра (1656), затем магистра (1658). Ваксфорде Локк сблизился с энтузиастами новонаучного направления, которое противостояло схоластической учености, господствовавшей в английских университетах, увлекся медициной и проводил естественнонаучные эксперименты.

В 1667 г. Локк стал домашним врачом и воспитателем. В сфере интересов Локка, включавшей естествознание, медицину, политику, экономику, педагогику, проблемы, связанные с отношением государства к церкви, в частности проблема веротерпимости и свободы совести, постепенно выделилась главная задача - обоснование новой философской концепции происхождения и сущности знаний. В 1671 г. он принял решение осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает ум в своем движении к знанию. Это был замысел труда «Опыт о человеческом разуме» (1690), над которым Локк работал на протяжении 16 лет. В этом философском труде была разработана эмпирическая теория познания, исходным пунктом которой стал принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания.

Решительно выступив против врожденных качеств, дающих человеку привилегированное положение, он считал, что ребенок родится с душой чистой, как доска. Теорией «tabula rasa» он пытался доказать, что решающее значение в развитии человека имеет воспитание. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или нет - благодаря своему воспитанию», утверждал Локк. Но, полагал он, для каждой социальной категории должна быть создана своя система воспитания. Так, для народа он предлагал открывать «рабочие школы», где их учат только религии, ремеслу и в которых дети своим трудом окупают стоимость своего содержания. Что касается детей аристократии, то для них Дж. Локк разработал концепцию «воспитания джентльмена», воспитания новой породы людей, наилучшим образом приближенных к обществу. Педагогическая система Локка изложена в трактате «Мысли о воспитании» (1693).

Цель воспитания - всестороннее развитие ребенка, подготовка джентльмена к жизни.

Джентльмен - человек дворянского происхождения, получивший образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей, с деликатными манерами и умением «вести свои дела толково и с предвидением», уверенный в себе, сочетающий широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

Процесс воспитания джентльмена также имеет поэтапный характер и главными его составляющими являются:

- физическое воспитание, выработка характера, развитие воли;

- нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;

- трудовое воспитание;

- развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

В качестве главных воспитательных средств использовались пример. труд, среда и окружение растущего человека. Раскрывая различные ступени и направления в системе воспитания джентльмена, Локк освещает вопросы развития ребенка в дошкольном возрасте.

Трактат «Мысли о воспитании» открывается разделом о физическом развитии и воспитании ребенка, и лишь после этого рассматриваются содержание и методы умственного и нравственного воспитания. В заключительном разделе этого труда автор вновь возвращается к положениям о единстве всех сфер жизнедеятельности человека, Локк полагал, что физический труд - различные виды ремесленных и сельскохозяйственных работ - снимает усталость от учебных занятий, восстанавливает энергию, стимулирует познавательные силы, укрепляет здоровье, дает жизненную закалку.

Соответственно, пер во степенное значение в воспитании джентльмена имеет физическое воспитание - «здоровый дух в здоровом теле». Необходимо, считал Локк, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены, Локк подробно обосновал значение строгого режима в жизни ребенка, давал советы, как нужно его одевать, кормить, протестовал против изнеживания детей. Правильное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом», - писал Локк.

Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен, считал он, - это ТОТ, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим. Поведение джентльмена должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным, уметь подчинять себя велениям
рассудка.

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование - важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Первоначально власть воспитателю над ребенком дадут «страх и уважение», а затем, в более зрелые годы, эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Особенно важно воспитание у детей устойчивых положительных привычек. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием; необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое внушение. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Нужно закрепить сначала одну, а затем уже перейти к воспитанию другой привычки.

Для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает, чтобы заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности, надо выявлять у детей различные качества, «сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы», - писал Дж. Локк.

Он считал необходимым бороться с детскими капризами и ленью, не выполнять настойчивые желания ребенка, если они сопровождаются плачем. Надо быть внимательным к малышу, понять, чем вызван каприз, установить, чем обусловлена его леность. Чтобы привлечь ребенка к занятиям, воспитатель должен найти, что именно может заинтересовать его.

В процессе воспитания, согласно Локку, следует избегать как физических наказаний, так и поощрений. В первом случае существует опасность воспитания рабского послушания, во втором поощряется стремление воспитанника к наградам, а не к тому, за что они даются. Вместе с тем в отдельных случаях допускается применение физических наказаний с целью преодоления упрямства воспитанника.

Как человек своего времени Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное - не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к Богу как высшему существу.

Умственное воспитание джентльмена, по мнению Локка, следует подчинить выработке необходимых деловому человеку качеств. «Добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами», - говорил он.

Отдавая дань традициям светского воспитания - обучению танцам, фехтованию, верховой езде и др. - Локк настаивал на практической направленности обучения, необходимого «для деловых занятий в реальном мире». Джентльмена надо обучить чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, географии, арифметике, геометрии, астрономии, этике, дать основные сведения по истории и законоведению, обучить бухгалтерии. Для совершенствования разума Локк считал необходимым самостоятельно изучать литературу.

Рекомендованный им круг чтения содержится в его работе «Мысли о том, что читать и изучать джентльмену» (1703), которая является как бы библиографическим дополнением к «Мыслям о воспитании». Сюда он включил книги по истории, географии, логике, морали и философии, искусству управления (политике), искусству правильного письма и речи и т.д. Самостоятельное чтение, по очень точному определению Локка, составляет «последний шаг в совершенствовании разума».

Программа Дж. Локка решительно порывала со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести ребенку определенную пользу, подготовить его к жизни. Локк рекомендовал также занять воспитанника каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, парфюмерным делом, лакированием, гравированием.

Необходимость трудового воспитания он мотивировал главным образом тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку, предпринимателю, к тому же труд предотвращает возможность вредной праздности.

Чтобы привлечь ребенка к занятиям, следует широко использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям, но надо также приучить его заниматься и неинтересным.

Большое значение имеют детские вопросы, к которым надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей способность к самостоятельным суждениям.

Воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособленным к «добродетельной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране. Образование выступает, таким образом, и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности. Воспитанный таким образом джентльмен, по мнению Локка, будет тем новым человеком, которому суждено укрепить могущество своей страны.

Педагогические идеи Локка были развиты и обогащены передовыми мыслителями XVIII в. Его трактат «Мысли о воспитании» был переведен на многие языки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: