Глава 3. Особенности теневых отношений в российской экономике
Изучение теневых отношений в российской транзитивной экономике
Главная и самая очевидная особенность теневых экономических отношений в России состоит в том, что они принципиально неотделимы от коррупции.
Собственно сама коррупция, трактуемая как использование служебного положения в личных целях (или экономика взяток), выступает одним из секторов теневой экономики. Главная отличительная черта экономики коррупции, как сектора теневой экономики, в отличие от нерегистрируемой экономической деятельности по производству обычных товаров и услуг, заключается в том, что ее функционирование не ведет к созданию никаких дополнительных благ. Деятельность пораженной коррупцией части государственного аппарата направлена на незаконное изъятие (перераспределение) созданного другими хозяйствующими субъектами общественного дохода в целях личного обогащения чиновничества. В этом нельзя не видеть особый вред для жизни общества и экономики, который она несет.
В настоящее время РФ занимает по степени коррумпированности 126 место из 158 стран мира. Хотя в общей структуре зарегистрированной в стране преступности удельный вес коррупционных деяний составляет всего 2,5-2,8%, но, по оценкам специалистов, более 95% коррупционных действий не регистрируется, не расследуется и не наказывается, что скрывает истинный их размах. При этом следует особо подчеркнуть, что коррупция - это бедствие не одной только России. В последние годы она все заметнее выдвигается в качестве главной экономической проблемы всего современного мира. По данным экспертов Всемирного банка, более 40% предпринимателей во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15%, в азиатских - 30%, в странах СНГ - 60%.
|
Можно привести еще одну цифру, которая свидетельствует о первостепенной значимости борьбы с коррупцией в современной России. Речь идет об оценках масштаба "рынка коррупционных сделок". Различными исследовательскими центрами приводятся разные оценки масштаба коррупции. Его диапазон таков: от 37 млрд. долл. до 115 млрд. долл. (Движение "Против коррупции") и даже до 316 млрд. долл. (Фонд "ИНДЕМ").
Приведенные примеры подтверждают чрезвычайную важность активизации борьбы с коррупцией в РФ. Не случайно одним из заметных событий последнего времени стала подготовка Общественной палатой доклада "Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты", который в 2007 г. был направлен в органы государственной власти. В этом докладе выявлены основные зоны поражения коррупцией, раскрыты причины и последствия ее масштабного разрастания, предложен комплекс антикоррупционных мер. Негативная роль коррупции в жизни общества многообразна. Более подробно рассмотрим только одну ее составляющую - взаимосвязь с теневыми процессами в экономике.
Неоинституциональный подход: «десотианство» и Россия
В объяснении причин теневой экономики постсоветской России существуют разные толкования, которые в принципе могут разделяться на две школы: «десотианство» и «мюрдализм». «Десотианство», как понятие связано с именем известного перуанского экономиста Э. Де Сото, новаторские мышления которого о причинах теневой экономики открывают один из путей к её изучению. Сущность десотианства лежит во влиянии государственных институтов на возникновение теневой экономики. Оно объясняет причины теневой экономики институциональными факторами, лежащими в области политики и права. Иначе говоря, существование и развитие теневой экономики возникают из-за недостатков администрации, чрезвычайного вмешательства государства, и плохих законов. Таким образом, десотианство основано на правовом детерминизме, и более приближается к концепции неоинституционализма.
|
Масштабное развитие теневой экономики тесно связано с особенностями экономического перехода России, и большая часть этих особенностей объясняется институциональными проблемами в государстве, которые подтверждают доказательство десотианства. Так, называю теневую экономику особенностью российского капитализма, Л.Косалс отметил, что реализованные реформы в переходной России приобрели следующие шесть признаков3:
- возникновение делового тандема чиновников и предпринимателей.
- чрезвычайно высокая роль государства в экономике
- сохранение прежних форм монополизма и появление новых
- репрессивный характер системы налогообложения и чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий
- рыночные реформы в России приобретают асоциальный характер
- российские рыночные реформы в целом носят неправовой характер
Возвращаясь к исследованиям Э. де Сото, следует обратить внимание еще на одну проблему, рассмотренную им в работе «Иной путь». Перуанский экономист на примерах доказывает, что в теневом бизнесе, как и в легальном, действует «сила права» (конечно, права специфического, т.е нелегального). Мир теневого бизнеса во многом копирует мир бизнеса легального, заимствуя эффективные формы организации: во всех видах нелегальной деятельности существуют устойчивые организации, которые координируют контакты теневиков друг с другом и с законными государственными институтами. Складывается впечатление, что в «тени» живет параллельный мир со своими профсоюзами, судами, правовыми нормами, который во многом эффективнее официального мира. Даже процесс подкупа государственных чиновников трансформируется здесь из эпизодического правонарушения в устойчивый порядок, с которым согласны все его участники. Рассмотренный в работе Э. де Сото довольно сложный механизм самоорганизации теневого бизнеса убедительно доказывает несостоятельность упрощенных представлений о рынке, где каждый «сам за себя». Высокие трансакционные издержки легального бизнеса делают исключительно индивидуалистическую деятельность заведомо неэффективной, заставляя экономических агентов сплачиваться в нелегальные организации, существование которых приобретает устойчивый характер, причем происходит постепенная институционализация все большего числа неформальных норм.
|
На основе анализа вышеизложенных особенностей, можно, согласно десотианству, объяснить разрастание теневой экономики в переходном периоде. Основная причина такой ситуации состоит в недостатке и несовершенстве взаимосвязанных институтов (даже отсутствии нужных), т.е. так называемый институционный вакуум4. Хотя и принимаются новые законы, но они остаются неопределенными либо неэффективными.