Лекция №2. Обучение изобразительному искусству в период первобытнообщинного строя.




Лекция №1. Метод обучения как историческая категория

Уровень развития производственных сил и характер производственных отношений оказывает влияние на общие цели обучения. С изменением целей меняются и методы обучения. Так в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определённые действия, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы.

С момента организации школ появились словесные методы обучения. Основным способом преподавания была передача учителем готовой информации с помощью письменного, устного, позднее и печатного слова. А обучение по книгам – одной из главной задач образования.

В XVIII веке, в эпоху великих открытий словесные методы постепенно утрачивают своё значение единственного способа передачи знаний. Развитие получают методы наглядного обучения, методы, помогающие применять знания на практике.

На рубеже XIX – XX веков интерес вызвала концепция «учения через деятельность» с использованием практических методов обучения. Большие надежды возлагались на вариант словесного метода, основанного на самостоятельности движения к знаниям. Однако этот метод требует большого труда и времени для получения результатов.

Таким образом, независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи применённым, сам по себе, не обеспечит нужных результатов.

Методы обучения изобразительному искусству будут нами рассматриваться с точки зрения анализа общественно экономических формаций и с точки зрения отдельных художественных школ.

 

Лекция №2. Обучение изобразительному искусству в период первобытнообщинного строя.

Искусство, как особая отрасль человеческой деятельности, обслуживаемая профессионалами-художниками, стало возможным только на основе разделения труда. Однако, поскольку художественная деятельность есть своеобразная форма познания и творческого труда, то истоки её более древние. Люди в процессе труда познавали окружающий мир ещё до разделения общества на классы. Таким образом, искусство в процессе труда выросло из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с созидающим его человеком.

В изучении древнейших форм изобразительного искусства его исследователи находятся в более благоприятных условиях, чем историки искусства слова, музыки, театра. Последние могут судить о первобытных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихся вплоть до XX века на стадии первобытнообщинного строя (аборигены Австралии, некоторые племена Африки). Однако эта аналогия относительна, поскольку современное искусство коренных народов Австралии и Африки, оттесненных с магистрального пути развития истории, иное, чем у людей каменного века. В то же время детство живописи, скульптуры и графики встаёт перед нами воочию.

Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего (позднего) палеолита за несколько десятков тысячелетий до н. э. (ориньякское время, названо по местам первых находок). Человек этой эпохи был такой же физической конституции, как и современный, обладал речью, умел выделывать довольно сложные орудия из камня (начало изготовления орудий труда восходит к более раннему периоду – средний и ранний палеолит). Должно было пройти 900 тыс. лет, чтобы у человека выработалась необходимая гибкость руки, верность глаза и способность к обобщению.

Таким образом, искусство обязано своим возникновением труду. Но чем вызван был переход от производства полезных, необходимых орудий труда к производству «бесполезных изображений»?

На этот счет существует три теории. Первая базируется на эстетике Канта и Шиллера (на позициях идеализма в позитивизме) – признаком эстетического, художественного является стремление к «свободной игре видимостью», свободной от практической цели. Вторая – магическая теория

– воспроизведение будущих практических действий (Медведь, пещера Монтеспан, Франция; обрядовые танцы африканских племен перед охотой). И, наконец, третья – искусство – форма познания.

Искусство появилось в позднем палеолите 40-20тыс. лет до н. э. и достигло своего расцвета к 20-12тыс. до н. э. В самых ранних изображениях преобладают «портрета животных». Например, пещера Альтамира, Испания. Её называют первобытной Сикстинской капеллой. Знаменито изображение бизона, выполненное настолько реалистично, что подобному мастерству изображения животного позавидовал бы современный художник-анималист. В пещере Монтеспан, Франция, находится скульптурное изображение медведя со следами ритуальных действ так же мастерски сработанного.

Основная тенденция в искусстве этого периода – пристальное внимание к миру животных и отсутствие композиционного мышления. Причина – неразвитость общественных отношений, основа обеспечения жизнедеятельности – охота. Изображение людей более примитивно, безличностно и монументально. «Палеолитические Венеры» найдены во многих частях Земли, например, в Виллендорфе. Здесь женщина изображена как сосуд плодородия без индивидуальных и психологических характеристик. В противоположность этому изображение слонихи в наскальных росписях в Алжире. Слониха загораживает хоботом слонёнка – здесь налицо и психологизм, и восхищение животным миром. Таким образом, первобытный человек формировал свой духовный мир через понимание и наблюдение внешней природы.

Основной метод в этот период является метод подражания природе, ее формам. Система художественного образования представляла собой копирование действий мастера кругом заинтересованной молодежи.

Искусство неолита охватывает временной промежуток от 12 тыс. лет до н. э. по 5 тыс. до н. э. Наряду с охотой и рыболовством значение приобретает земледелие и скотоводство. Человек вступил в более сложные общественные отношения. Возникают первые иерархические объединения по принципу родовой общины. С этим временем связано изобретение лука и стрел, глиняной посуды, орудий из металла. Совершенствуется строительное дело, что способствовало сложению архитектуры как вида искусства.

В эту эпоху содержание искусства становится шире. Это двойственный процесс. С одной стороны в наскальных рисунках появляются композиционные решения (сцены охоты), с другой стороны – утрачивалась первозданная непосредственность видения, свойственная искусству охотников. Человек в изображениях занимает подобающее ему главное место. Сцены динамичны, но сами фигуры – собственно знаки таковых – тощие черные силуэты, которые благодаря своей подвижности, создают впечатление жизни. Подобный схематизм усиливается потому, что слабеет наивная вера в изображение как в «двойника».

Схематизируются и обобщаются видимые предметы, осознаются общие принципы формообразования. Всё это применяется к прикладному искусству: водоплавающая птица – ковш, например, с головой лебедя. На поздних стадиях первобытнообщинного строя прикладное искусство становится господствующим. Орнамент переходит в изображение, не лишённого магического смысла, а изображение становится схематичным и условным (орнаментальным).

Основной метод обучения изобразительному искусству становится не просто подражание природе, а стремление к обобщению и систематизации объективно существующих объектов. В этот период начинается системный подход в обучении изобразительному искусству: от мастера к ученику. Становится актуальной не только выработка мастерства руки, но и композиционное мышление.

Таким образом, к времени создания первых деспотических цивилизаций человек уже обладал некоторыми навыками анализа и системного подхода к изучению окружающей действительности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: