Лекция №7. Художественное образование эпохи Возрождения.




Культура Возрождения связана, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазии. «Люди, основавшее современное господство буржуазии, были чем угодно, но только не людьми буржуазно ограниченными. Наоборот, они более или менее овеяны характерными для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках…» (Маркс К.) Человек вновь становится главной темой искусства. В Италии, на родине античности, вновь возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Это, безусловно, не означает, что Возрождение повторяет античный период в искусстве. За культурой Возрождения стоит тысячелетие средневековья, христианской религии, нового мировоззрения, породившего новые эстетические идеалы, обогатившего искусство и новыми сюжетами, и новой стилистикой.

Поскольку бесценные образцы методической мысли, в основном, были утеряны в пылу борьбы с языческим искусством, заново разрабатывалась теория ИЗО. Художники Возрождения были убеждены в могуществе науки, было восстановлено высокое уважение к рисунку. Микеланджело писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки». Стремление к рациональному познанию распространялось в широкие слои населения, интерес и уважение к художественному творчеству носил массовый характер, например, Филиппо Брунеллески читал публичные лекции по перспективе на площадях. Были заново открыты законы перспективы, оптики и данные об анатомическом строении человека. Альберти по этому поводу писал Брунеллески: «Признаюсь тебе: если древним, имевшим в изобилии у кого учиться и кому подражать, было не так трудно подняться до познания высших искусств, которые даются нам ныне с такими усилиями, то мы без всяких наставлений и без всяких образцов создаем искусства и науки неслыханные и невиданные».

Постановка обучения в эпоху Возрождения представляла собой следующие этапы. Мальчика 10-12лет отдавали к мастеру, и он с первых дней начинал знакомить его с мастерством (ремесло – обучение искусству – работа). К 18 годам учитель мог поручить исполнение отдельных частей работы (например, Леонардо да Винчи, учась у Вероккио, написал ангела на работе «Крещение Христа» учителя). После 6 – 8 лет обучения ученик мог остаться в мастерской в качестве помощника, но мог и перейти к другому мастеру.

У наиболее крупных художников воспитанники изучали:

-ювелирное дело,

-литературу,

-математику,

-скульптуру, живопись и архитектуру.

Основа обучения – рисунок. Система обучения рисунку тесно связана с композицией, поскольку он являлся подготовительной стадией к живописной работе. Если позднее, в академиях, рисунок как отдельный предмет преподавания стал самоцелью, то в эпоху Возрождения учитель, удостоверившись, что ученик правильно понял конструкцию и грамотно передал анатомическое строение, разрешал оставить рисунок на стадии аналитического построения. Рисовали на буковых дощечках, покрытых тонким слоем воска, неправильно проведенную линию или тоновое пятно заминали и заравнивали.

В это время появляются первые научные труды по изобразительному искусству.

Ченнино Ченнини «Трактат о живописи». Основа рисунка, считал Ченнини, - рисование с натуры. О содружестве теории и практики он писал: «Как на практике, так и в умственном познании одна вещь учит другую.

Всякое искусство по своей природе изящно и приятно, но достигает его тот, кто к нему стремиться». О методической последовательности обучения: «Начинай рисовать с образца легкой вещи, рисуй как можно больше, чтобы упражнять руку, легко касаясь дощечки штифтом, чтобы то, что ты начал рисовать, было едва заметно, постепенно усиливая штрихи, по несколько раз возвращаясь к теням». Чинини расценивал рисование на цветной бумаге как переходную ступень от рисунка к живописи, придавал значение копированию, но не механическому, а целенаправленному.

Леон Батиста Альберти «Три книги о живописи». Этот труд раскрывает основы рисунка, которые являются по основным своим положениям актуальными и в настоящее время. Свои открытия в области методики обучению искусству не зашифровывал, как Леонардо. Его труд издавался как на латинском, так и на итальянском языке.

Альберти рассматривает рисование как научную дисциплину, обладающую такими же жесткими законами, как математика. Однако, Альберти предупреждает: «…Я очень прошу, чтобы при каждом нашем рассуждении имели в виду, что я пишу об этих вещах не как математик, а как живописец; математики измеряют форму одним умом, отрешившись от всякой материи, мы же, желая изобразить вещи для зрения, будем для этой цели пользоваться, как говорят, более тучной Минервой и вполне удовольствуемся тем, что читатель нас так или иначе поймет».

Особая ценность труда Альберти состоит в том, что он раскрыл ряд методологических установок и положений в преподавании ИЗО.

- Эффективность обучения искусству лежит на путях научного обоснования восприятия действительности: «Я видел многих, которые, находясь как бы в первом цвету своей учебы, опустились до корысти и поэтому не стяжали ни богатства, ни похвал, в то время, если бы они развивали свое дарование наукой, они наверняка бы поднялись до высшего признания», «Мне хочется, чтобы живописец был как можно более сведущ во всех свободных искусствах, но прежде всего, я желаю, чтобы он узнал геометрию. Мне любо изречение древнего и славнейшего живописца Памфила, у которого молодые люди благородного звания начинали обучаться живописи». На воротах его школы было написано: «Не знающему геометрии сюда не входить».

- Рисование – упражнение ума: «Рисуют головой, а не руками». Обучение строилось на основе изучения натуры с точки зрения перспективы и анатомии.

Порядок изложения материала следующий: 1) точка и прямая, 2) плоскость и углы, 3) объем.

Альберти заложил теоретические основы обучения рисованию, дал методическую последовательность (от простого к сложному, см. выше, разложение сложного объекта на простые составляющие). Основа его методики – личный показ.

К методическим установкам относится:

-делать крупные изображения, т.к. в маленьких легко скрыть любую ошибку,

-обобщение формы и тона легче сделать через прищуренные глаза. Таким образом, Альберти осознавал необходимость обогащения

искусства опытом науки. Однако он придавал слишком большое значение завесе, что вело к механическому копированию натуры. Труд Альберти исследован меньше, чем труд Леонардо.

Леонардо да Винчи «Книга о живописи». Труд составлен его учениками, по завещанным мастером отдельным заметкам своему ученику и биографу Франческо Мельци. Леонардо не выдвинул новых методов и принципов, однако углубил эти знания.

Основа методики – рисование с натуры с помощью анализа формы. Леонардо отрицал метод завесы для строго соблюдения перспективных сокращений (использовались стационарные и портативные завесы). Против метода «завесы» Леонардо выступил в своем трактате «Способ точно срисовать истинность». При изображении, считал Леонардо, необходимо опираться на восприятие, законы перспективы, анатомии вплоть до расположения внутренних органов.

О способе обучения: «Обучайся сначала науке, потом обратись к практике». Обучение должно проходить в веселой игровой форме (игра с соломинкой: рисуется отрезок на стене, затем учащимся раздают соломинки; тот, кто путем отламывания максимально приблизится к натуральной величине нарисованного на стене отрезка, тот и получает награду).

Совет по организации обучения: «Я говорю и утверждаю, что рисовать в обществе много лучше, чем одному и по многим основаниям. Первое – … тебе будет стыдно, если в среде рисовальщиков на тебя будут смотреть как на неуспевающего…, во-вторых, хорошая зависть побудит тебя быть в числе более восхваляемых, … ты позаимствуешь от работы тех, кто делает лучше тебя».

Методическая установка – рисовать, начиная с целого: «Когда ты срисовываешь или начинаешь вести какую-либо линию, то смотри на все срисовываемое тобою тело».

Последовательность рисования фигуры человека: 1) установка фигуры на плоскость – поиск оси равновесия, 2) установление пропорциональных отношений, 3) закрепление основ изображения – рисование по памяти.

Альбрехт Дюрер «Книга о живописи». Основа искусства – научные знания. Внимание к общим педагогическим проблемам: как выбирать детей в ученики, как воспитывать, уже в младенчестве следить за правильным физическим развитием, процесс обучения должен прерываться непродолжительной игрой на музыкальных инструментах, чтобы от чрезмерных упражнений ими не охватила меланхолия. Воспитывая художника, педагог должен следить за тем, чтобы учащийся соблюдал меру в еде и питье, чтобы он жил в хорошем доме, чтобы в период обучения ничто не ослабляло ум молодого художника, чтобы он не видел ничего дурного. Эта мысль получает дальнейшее развитие при организации Академий Художеств.

«Книга о живописи» состоит из нескольких частей. Первая – «Трактат о пропорциях» - правила построения фигуры человека через геометрию и математические расчеты, деление фигуры на части – плечевой пояс, таз, коленный сустав. Наличие вспомогательных линий при построении фигуры человека.

Вторая – «Наставления в измерении циркулем и линейкой» - учение о перспективе. Дюрер изучал перспективу в Италии у Паоло Учело, обосновал метод ортогональных проекций, использовавшийся в дальнейшем Гаспаром Монжем. Эта книга имеет четыре части: 1-ая– о линиях,2-ая– о плоскостях,3-я– о телах,4-я– о перспективе.

Новаторским методом изображения головы человека явился метод обрубовки, актуальный до настоящего времени. Дюрер огромное значение придавал конструктивному анализу формы, натурному рисованию, личному примеру педагога: «Всякий может учиться с помощью знаний, в которых заключенная истина, или он может работать без знаний, хотя при такой производительности каждая вещь будет сделана неправильно, так что его усилия вызовут лишь насмешки знатоков.

Итог:

-восстановление основ реалистического изображения;

-научно-методическое обоснование процесса реалистического изображения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: