Как определить эффективность профессионального самоопределения?




 

Поскольку главный критерий и показатель эффективности профориентационной работы - это сама человеческая жизнь (состоявшаяся или несостоявшаяся), оценить которую можно лишь через множество лет, то обсуждаемая проблема приобретает особую сложность. Ведь получается, что мы можем предполагать, насколько в будущем оправдаются профориентационные рекомендации, но не вправе утверждать однозначно, что помощь, оказанная подростку, была наиболее оптимальной. Еще Е.А.Климов выделил четыре основные группы отсроченных по времени показателей эффективности профессионального самоопределения:

1. реальный выбор;

2. успешность, реалистичность его;

3. «психофизиологическая цена»;

4. удовлетворенность совершенным выбором. Но имея в виду, что профконсультант должен оценивать свою работу непосредственно в ходе ее проведения, отдаленные по времени (долгосрочные) показатели эффективности самоопределения обязательно должны быть дополнены сегодняшними, оперативными.

Первый этап уточнения - это выделение основных групп профконсультационных задач и уровней их решения. Условно можно выделить следующие четыре группы задач профессионального самоопределения:

1. информационно-справочная, просветительская помощь;

2. психодиагностическая помощь (в идеале - это помощь подростку в самопознании);

3. морально-эмоциональная поддержка самоопределяющего человека;

4. помощь в принятии конкретного решения и построении реальных профессиональных планов.

Каждая из выделенных задач может быть решена на различных уровнях:

1-й уровень - задача решается преимущественно профконсультантом при пассивной позиции подростка, т.е. «вместо» него;

2-й уровень - «совместное» решение проблемы профконсультантом и подростком (взаимодействие, диалог, сотрудничество);

3-й уровень - у подростка постепенно формируется внутренняя готовность самостоятельно и осмысленно решать свои проблемы (в идеале на каком-то этапе работы он может обойтись и без профконсультанта). При общей оценке эффективности своего труда профконсультант в состоянии оценить, какие задачи и на каком уровне ему удалось решить в каждой консультации. Второй этап уточнения главного критерия эффективности - это оценка качества схемы построения личной профессиональной перспективы (ЛПП), где в обобщенном, интегрированном виде представлены все основные составляющие профессионального самоопределения:

1. осознание ценности честного, общественно полезного труда (ценностнонравственная основа самоопределения);

2. осознание необходимости профессионального образования;

3. общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа выбора);

4. общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения, в том числе престижности выбираемой деятельности и всего образа жизни;

5. выделение главных личностных смыслов в выбираемой деятельности;

6. выделение дальних профессиональных целей и их согласование с другими важными жизненными целями;

7. выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;

8. знание конкретных выбираемых целей (микроинформационная основа выбора);

9. знание своих достоинств и недостатков, которые могут повлиять на успешность достижений целей;

10. знание путей преодоления своих недостатков и подготовки к выбору профессии;

11. знание внешних препятствий на пути к целям (кто и что может помешать);

12. знание путей преодоления внешних препятствий;

13. наличие резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту);

14. начало практической реализации профессиональной перспективы.


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Профессиограмма для специальности «Клинический психолог»:

 

Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Клинический психолог занимается исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

Содержание деятельности:

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях осуществляет диагностическую, научно-практическую, исследовательскую, консультационную, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Работает с индивидуальными психическими характеристиками человека. Задача клинического психолога - не только забота о здоровье человека, но и создание оптимальных условий его жизнедеятельности. Объект клинического психолога является человек с трудностями адаптации и саморазвития, связанными с его здоровьем.

Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов и т. д.


 

Условия деятельности:

Работа в помещении, нормированный рабочий день.

Квалификационные требования:

Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. руководящие материалы по практической психологии.

Клинический психолог должен владеть как разносторонними психологическими знаниями, так и определенной медицинской подготовкой, в частности в области психиатрии и неврологии. Должен быть знаком с педагогикой. Необходимо умение вести клиническую беседу с пациентом. Специалист должен также уметь вести сбор необходимых эмпирических материалов неэкспериментальными и экспериментальными методами, обрабатывать современными методами полученные материалы, научно их интерпретировать и делать обоснованные заключения о конкретных ситуациях наблюдаемой клинической картины пациента, собирать и упорядоченно хранить научно-информационные материалы, составлять отчеты о выполненных работах, вести научную документацию, содействовать повышению эффективности и социального признания своего профессионального сообщества и своего профессионального коллектива.

Требования к профессионально важным качествам:

Хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, наблюдательность, аналитический ум, эмоциональная устойчивость, развитая словесно-логическая и образная память, внимательность.

Профессиональное образование:

Профессию можно получить на психологических, лечебных и психолого-педагогических факультетах высших учебных заведений.

Медицинские противопоказания:

Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха; противопоказания - нервные и психические заболевания, а также инфекционные заболевания.

РЕЗЮМЕ

 

Голых Екатерина Юрьевна

 

Соискатель на должность: Клинический психолог.

Цель резюме: как специалист, стать полезной компании своими знаниями, опытом и способностями, профессиональным и творческим подходом к выполнению поставленных задач в рамках трудовой деятельности.

Ожидаемый уровень дохода: от 30000 тыс.рублей

Дата рождения: 19.03.1998г

Адрес: Кемеровская область, город Таштагол

Email: …………

Семейное положение: ……..

Дети: ……..

Образование:

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания» Кемеровская область, город Таштагол

Специальность: 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

Присвоенная квалификация: Техник-программист

 

Новокузнецкий Институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет», с 2018

Форма обучения: заочная.

Факультет: Психологии и педагогики.

Направление подготовки: Психология - Практическая Психология.

Квалификация: Психолог.

Уровень образования: высшее образование - бакалавриат.

Дополнительная информация:

Владение компьютером: Опытный пользователь (оптимизация, безопасность, синхронизация), владение 1С: Предприятие в совершенстве (или любой другой программой/-ами)

Личные качества: умение чувствовать людей и располагать их к себе, ответственность, стрессоустойчивость, исполнительность, своевременное - четкое и грамотное выполнение своих обязанностей. Надёжный работник, добросовестно и энергично выполняющий свои должностные обязанности с нацеленностью на результат, способный к быстрому и самостоятельному принятию решений и умением работать в команде.

Опыт работы: …….

Наличие родственников работающих в данной компании: нет.

Почему именно Ваша компания? Потому что Ваша компания наилучшим образом подходит мне.

Почему именно меня должны выбрать? Потому что наилучшим образом подхожу вашей компании.

Готовность к переезду: не готова.

Информация о наличии/отсутствии судимостей: не имеется, по требованию, предъявлю справку о подтверждении этой информации.

Отношение к курению: не курю.

Отношение к наркотикам: категорически не приемлю.

Отношение к алкоголю: категорически не приемлю.

Интересы: путешествия, здоровый образ жизни, самореализация.

Планы относительно работы зарекомендовать себя, как специалист и внести свой вклад в развитие компании, тем самым улучшить качество отбора и адаптации персонала.


ЛИТЕРАТУРА

1. Пряжников, Н. С. Профориентология: [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. С. Пряжников. — Электронные текстовые данные. - Москва: Юрайт, 2017. — 405 с.. (Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-534-01541-6.- Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/EA14315F-5ACB-4410-A1DD-BCFDA162DB11

2. Психология труда [Текст]: учебник для вузов / А. В. Карпов, Е. В. Конева, Е. В. Маркова [и др.]. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2011. - 350 с.

3. Пряжников, Н. С. Психология труда [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. С. Пряжников, Ю. В. Пряжникова. - Изд. 5-е; стер. - Москва: Академия, 2007. - 477 с.

4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учебное пособие для вузов / Е.А Климов. Изд. 5-е; стер. - Москва: Академия, 2007. - 342 с.

5. Урмина, И. А. Самоменеджмент: [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / И. А. Урмина. — 2-е изд., испр. и доп. — Электронные текстовые данные. - Москва: Юрайт, 2017. — 263 с. — (Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9813-9. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/450854AF-A3BC-4765-8CA6-10352B0CC892

6. Ефремов, Е. Г. Основы психологии труда и профессиональной психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. Г. Ефремов, Ю. Т. Новиков. - Электронные текстовые

7. данные. – Омск: Омский государственный университет, 2010. - 352 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237153

8. Пряжникова, Е. Ю. Психология труда: теория и практика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Е. Ю. Пряжникова. – Электронные текстовые данные. – Москва: Юрайт, 2016. – 520 с. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/thematic/?47&id=urait.content.234F0BCE-008C-4620-B2F0-8250580C3615&type=c_pub

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: