Драматургия: основной конфликт.




Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта».

(История создания, сюжет, строение балета, драматургия: основной конфликт: сопоставление лирических образов и образов вражды и оттеняющая их жанрово-бытовая сфера)

История создания.

Трудно начиналась сценическая жизнь балета. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым, Пиотровским и балетмейстером Л. Лавровским.

Сначала возникли трудности с завершением балета. Прокофьев вместе с С. Радловым, разрабатывая сценарий, подумывал о благополучном конце в связи с тем, что считал хореографической проблемой воплощение в танце умирающих героев. Проблема эта была улажена после бесед с хореографами, когда оказалось, что "можно разрешить балетно конец со смертельным исходом". Однако Большой театр нарушил договор, сочтя музыку нетанцевальной.

В результате первая постановка "Ромео и Джульетты" состоялась в 1938 году в Чехословакии, в городе Брно в отсутствие композитора. Первая советская постановка была осуществлена балетмейстером Л. Лавровским в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне – Мариинский театр). Партию Джульетты танцевала прославленная Галина Уланова..

Балет «Ромео и Джульетта» - это первое удачное в художественном отношении претворение этого шекспировского сюжета именно в жанре балета и явилось смелым шагом Прокофьева в воплощении этой сложной драматической темы средствами балета (до этого были оперы Беллини и Гуно, а также симфонические сочинения Берлиоза и Чайковского на этот сюжет, а также неудачные попытки представить трагедию Шекспира на балетной сцене).

Сюжет (краткое содержание).

Сюжет спектакля разворачивается в средневековой Италии. Между двумя именитыми веронскими семьями Монтекки и Капулетти вот уже много лет длится вражда. Но перед истинной любовью нет никаких границ: двое юных созданий из враждующих семей влюбляются друг в друга. И ничто не может им помешать: ни смерть друга Ромео Меркуцио, павшего от руки двоюродного брата Джульетты Тибальда, ни последующая месть Ромео убийце друга, ни предстоящая свадьба Джульетты с Парисом.

Пытаясь избежать ненавистного замужества, Джульетта обращается за помощью к патеру Лоренцо, и мудрый священник предлагает ей хитрый план: девушка выпьет снадобье и погрузится в глубокий сон, который окружающие примут за смерть. Знать правду будет только Ромео, он придет за ней в склеп и тайно увезет подальше от родного города. Но злой рок витает над этой парой: Ромео, услышав о смерти любимой и так и не узнав правды, выпивает яд возле ее гроба, а проснувшаяся от зелья Джульетта, увидев бездыханное тело возлюбленного, убивает себя его кинжалом.

Строение балета.

Балет в 4-х действиях (или в 3-х действиях с эпилогом) в 9 картинах.

Балет имеет номерную структуру (номер – это самостоятельный, законченный по форме эпизод), однако единство танца и пантомимы в балете часто приводит к объединению отдельных номеров в сквозные сцены (сцена у балкона, сцена поединка Тибальда и Меркуцио). Эта особенность, а также наличие сквозных тем – лейтмотивов придает композиции балета единство.

Драматургия: основной конфликт.

Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт трагедии – столкновение светлой любви юных героев с родовой враждой старшего поколения. Основой балета стали три главные сферы, через которые раскрывается конфликт:

1) поэтическая сфера любви, лирики; 2) сфера вражды, рока; 3) жанрово-бытовая сфера, изображающая эпоху Средневековья и окружающую среду.

Каждая из сфер получила свое музыкальное решение, свой арсенал музыкальных средств, свои лейтмотивы, которые становятся основой драматургии балета, нередко называемого – симфонией-балетом.

Первая сфера (поэтическая сфера любви, лирики) характеризуется группой лейтмотивов любви, которые проходят через весь балет – от первой встречи на балу (МАДРИГАЛ), через СЦЕНУ У БАЛКОНА к ЭПИЛОГУ. Всеэти лейтмотивы отличаются большим диапазоном звучания, обладают широким мелодическим дыханием, рождают ощущение бесконечного пространства.

К этой лирической сфере относятся и лейтмотивы Джульетты - их три, все они впервые появляются в №10 «Джульетта-девочка». Первый лейтмотив рисует образ шаловливой и кокетливой девочки, характер второго лейтмотива изящен и пластичен, рисует женственный образ Джульетты, 3-й лейтмотив, имеющий название предчувствие любви, имеет напевный характер, звучит мечтательно и нежно в высоком регистре и приближается по характеру звучания к лейтмотивам любви.

Вторая сфера (сфера зла, вражды или рока) характеризуется также несколькими лейтмотивами: лейтмотив вражды (впервые появляется в №6 «Бой», и далее еще раз возникает в «Танце рыцарей», являясь его 2-й темой), тема танца рыцарей (Танец рыцарей – 1-я тема), тема ссоры и тема боя. Для этих тем типичны жесткая инструментовкаи громкая динамика, усиление акцентности, они излагаются в быстром темпе, все этисредства вносят в музыку этих тем черты агрессивности.

События разворачиваются в атмосфере жизни Вероны, поэтому много народных сцен и массовых танцев, составляющих 3-ю жанрово-бытовую сферу балета. В этих сценах Прокофьев не стремится к стилизации времени, места и действия, хотя включает, характерный для Италии инструмент – мандолину (Танец с мандолинами).

3-я сфера несет собой важную драматургическую функцию, вносит контраст своей праздничностью звучания, оттеняя драматические и трагические сцены балета. Яркий тому пример: в 5 картине балета (2 действие) за сценой праздничного народного веселья (Народный танец) следует сцена поединка Тибальда и Меркуцио и затем сцена смерти Меркуцио.

Тем не менее в "Танце девушек с лилиями", звучащим в 4 действии (или эпилоге), лежит отблеск свершившегося, и он уже не оттеняет трагедию, а сам звучит в миноре в трагическом ключе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: