Педагогическая деятельность А.С. Симонович.




Аделаида Семеновна Симонович(1840-1933) - педагог, издатель, видный деятель дошкольного воспитания. Разделяла идеи общественного дошкольного воспитания, народности воспитания, приспособления детского сада к русским условиям. Редактировала журнал «Детский сад» и опубликовала ряд работ по воспитанию детей дошкольного возраста. В 1866 г. А.С. Симонович открыла в Петербурге платный детский сад, где вела опытную работу, Она работала в тесном содружестве со своим мужем врачом Яковом Мироновичем Симоновичем(1840-1883), который был соредактором журнала «Детский сад» и автором ряда статей по дошкольному воспитанию.

В детском саду А.С. Симонович все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе.

Следуя идее народности воспитания К.Д. Ушинского, Симоновичи стремились nриспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они ввели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями.

В ходе практической работы с детьми Симонович отказалась от точного следования методике Фребеля. Вместо строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети делали из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т.д. Из крупного строительного материала (заранее подготовленные небольшие бревна) старшие дети строили избу и затем играли в этой избе.

В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста работа была приближена к семейному воспитанию. А.С. Симонович проводила с детьми в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими. Симонович отмечала, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2-3 человека), а также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях; почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. А.С. Симонович пришла к выводу, что в детском саду надо иметь достаточный запас различных материалов для детской деятельности, что детей с раннего возраста надо приучать к дружелюбию, к уступчивости и взаимопомощи.

Занятия в старшей группе с пяти-шестилетними детьми, которой руководил Я.М. Симонович, имели природоведческий уклон. Я.М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т.д., во время которых дети наблюдали природу, изменения, происходящие в ней. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов - растений, камешков и т.п. На последующих занятиях Я.М. Симонович читал детям статьи и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые овощи, наблюдали за обитателями сада - птицами, насекомыми, мышами и т.д., изучали их повадки. Я.М. Симонович организовывал также с детьми экскурсии в ближайшие мастерские (сапожную, слесарную и др.), рассказывал им о родине. Все занятия проходили оживленно, весело, интересно, давали детям элементарные знания, подготавливали их к школьному обучению.

Характерной особенностью детского сада Симонович было отсутствие в нем религиозного воспитания детей.

Из-за недостатка средств в 1869 г. детский сад был закрыт, а издание журнала «Детский сад» передано другим людям.

В период 1866-1869 гг. А. С. и Я.М. Симоновичи вели большую общественно-педагогическую работу: участвовали в работе Комиссии детских садов при С.-Петербургском педагогическом собрании, выступали с докладами по вопросам дошкольного воспитания, оказывали методическую помощь воспитателям детских садов разных городов, например, Воронежа, в котором при активном участии известного педагога Н.Ф. Бунакова в 1868 г. был открыт детский сад, тесно связанный с элементарной школой.

В 1870г., переехав на Кавказ, А.С. Симонович открыла в Тифлисе платный детский сад и элементарную школу, которые просуществовали до 1874 г. В них воспитывалось и обучалось 60 детей в возрасте от 4 до 14 лет разных национальностей. Плату за детей бедных родителей вносили благотворительные организации.

В целях пропаганды идеи общественного воспитания и методической помощи практическим работникам первых детских садов в России А.С. Симонович издала в 1874 г. книгу, «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей», состоящую из 2-х частей: части из исправленных и дополненных статей, печатавшихся в журнале «Детский сад» в период 1866-1869 ГГ., и части - написанных специально для этого издания. В 1907 г. ею была выпущена книга «Детский сад» (практическое руководство для детских садов) - переработанное издание вышеупомянутого сборника.

А.С. Симонович, считала, что воспитание должно начинаться с рождения. Если оно происходит дома, то большую роль играет мать, которая должна обладать хотя бы элементарными педагогическими знаниями, если - в детском саду, то построено по образцу семейных отношений и осуществляется квалифицированным воспитателем. Отмечала, что с 3-летнего возраста ребенок «нуждается в товарищах для игр и занятий» и ему необходимо посещать детский сад.

Большое внимание уделяла внутренней организации детского сада: назначение детского сада и его цель; общие и специальные задачи детского сада и школы; требования к личности воспитателя и др.

Цель воспитания трактовала достаточно широко, считала ее неизменной во времени. «Цель, - писала она, - воспитать поколение самобытное, энергичное, честное, трудолюбивое, заботящееся как о самом себе, так и о благоденствии других людей, поколение, не стоящее в противоречии с самим собой, т.е. поколение счастливое и стремящееся постоянно к усовершенствованию в жизни».

А.С. Симонович высказывалась за единство процесса воспитания и обучения. «Посредством обучения, начиная с раннего возраста, приобретаются элементарные знания, развиваются умственные способности и нравственные силы ребенка».

А. С. Симонович не отрицала значения наследственности в развитии личности, но и не преувеличивала ее роли. Родившийся ребенок, утверждала она, обладает известной индивидуальностью, имеет наследственные задатки, для развития которых необходимы внешние благоприятные условия и воспитание, иначе они останутся неразвитыми; путем воспитания можно многое изменить в прирожденных индивидуальных задатках.

Как теоретик дошкольного воспитания А.С. Симонович определила цель и назначение детского сада: «Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от 3 до 7 лет без различия сословий, религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили. Цель детского сада - физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет таким образом недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и, вместе с тем, подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой». Исторически прогрессивными положениями в данной формулировке цели и назначения детского сада были указания на прием детей без различия попа и вероисповедания, на установление связи детского сада с семьей и школой.

А.С. Симонович предъявляла высокие требования к личности воспитателя детского сада. Воспитатель должен быть знаком не только с практической работой, «техникой детского сада», но и теорией - педагогической наукой и стоять на такой ступени развития, чтобы быть в состоянии влиять на детей. Личность воспитателя дает тон всему учреждению: «Энергичная, неутомимая, изобретательная воспитательница придает детскому саду свежий колорит и поддерживает в нем неиссякаемую веселую деятельность».

Воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей, обстановку, которая окружает ребенка в семье, создавать в детском саду такие условия, чтобы дети «жили полной жизнью» и готовились «к жизни в обществе», чтобы у них развивалось чувство товарищества, дружелюбия, уважения к другим и т.д. Главными средствами в развитии чувства товарищества и дружелюбия Симонович считала игры и занятия детей. Она считала, что взаимоотношения детей между собою и воспитателя с детьми в детском саду должны строиться по образцу семейных отношений.

А.С. Симонович считала, что работа в детском саду должна вестись по определенной системе, по ранее разработанному плану, содержащему перечень воспитательных задач, а также расписание игр и занятий детей; в отдельных случаях она допускала отступление от этого плана. Отступления от плана вообще целесообразны, говорила она, когда в жизни детского сада происходит какое-либо важное событие, которое полезно использовать в воспитательных целях, и когда дети хотят закончить ту или иную игру, ручную работу ранее положенного времени.

Разрабатывая свою систему работы детского сада, А.С. Симонович взяла за основу систему Фребеля, дополнив ее отдельными занятиями, заимствованными из опыта русских детских садов. Методические разработки А.С. Симонович имели значимое влияние на развитие дошкольной педагогики второй половины XIX В.

...





Читайте также:
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.