Ориентирование в микропространстве
Общаясь с ребенком во время игры, помогая ему одеваться и раздеваться, мы обычно учим его поворачиваться направо или налево, кружиться, поднимать руки вверх и опускать их вниз, наклоняться в разные стороны, различать правую/левую руку и ногу и т. д. Теперь мы должны закрепить этот навык в более осознанных действиях. Для этого можно использовать колокольчик, погремушку или какой-либо звенящий предмет. Сначала вы вместе с ребенком звените колокольчиком то вверху, то внизу и говорите: «Вверху, внизу». Затем вы продолжаете звенеть игрушкой и спрашиваете: «Вверху или внизу?» Если ребенок затрудняется ответить, вы просите его показать, где звенит, и говорите: «Ты поднял(а) руку вверх, значит, звенит вверху. А теперь ты опустил(а) руку вниз, значит, звенит внизу». Снова спрашиваете: «Вверху или внизу?»
Как правило, после тренировки, иногда длительной и требующей не одного дня, вы добиваетесь успеха и можно продвигаться дальше. Теперь вы просите ребенка звенеть вверху или внизу и, в случае успеха, переходите к аналогичной отра. более понятий «справа» и «слева», «впереди» и «позади». Ц тем можете просить ребенка поворачиваться направо, налево идти вперед, сделать несколько шагов назад, взять игруццу которая лежит на столе слева; сначала пройти два шага налево затем три шага прямо, сделать один шаг направо, наклониться вперед и найти приз, который вы приготовили для него, и т. д Придумывайте различные игры, исходя из того, что посильно вашему ребенку, и в то же время усложняя задания.
Далее переходите к отработке предлогов: «на», «в», «под» «над», «около», «рядом», «у», «за». Для этого можете использовать игрушки, коробочки, предметы мебели и т. д. Например, кладете игрушку в коробку и говорите: «В коробке». Спрашиваете, поместив ее на коробку: «В коробке или на коробке?» Если ребенок отвечает правильно, просите его положить игрушку на коробку или в коробку и т. д. Аналогичным образом отрабатываете и другие предлоги. Вы также можете попросить ребенка встать около дивана, подойти к столу, сесть на стул, достать игрушку из-под стола, посадить мишку рядом с куклой и т.
Ориентирование на плоскости
Вы сами можете придумать множество упражнений по ориентированию на плоскости с использованием листа бумаги или картона и нескольких маленьких устойчивых игрушек. Сначала следует познакомить ребенка со страницей: ее верхенем низом, правой и левой сторонами, а затем с углами, центром страницы и серединами сторон. Для этого вы можете также играть в игру «Где находится...?» Ребенок должен не только найти расположенную на странице игрушку, но и объяснить где она находится: в правом верхнем углу, в центре, слева, посередине и т. д. Обращайте внимание на то, чтобы ваши упражнения были последовательными, постепенными и посильными.
Работа с геометрическими фигурами
Знакомство ребенка с геометрическими фигурами лучше начинать с круга. Нужно вырезать много кругов разной величины и из разных материалов и помочь ребенку тщательно их осмотреть. Необходимо обратить внимание ребенка на отсутствие у этой фигуры углов. Потом попросите его найти круги в знакомых ему предметах (дно тарелки или чашки, кусочек колбасы, руль у машины и т. д.). В случае затруднения покажите ребенку эти предметы и обратите его внимание на их форму. Затем нужно смешать сделанные вами круги с разными плоскими геометрическими фигурами и попросить малыша найти все круги.
Чтобы ребенок лучше понял, как выглядит полукруг, нужно несколько кругов сложить пополам и посмотреть, что получилось. Разрежьте некоторые круги пополам, смешайте их с кругами и пусть ребенок, например, положит круги справа, а полукруги слева. Далее сравните круги и квадраты, обратив внимание ребенка на количество углов и сторон у квадрата. Пусть он найдет квадраты среди кругов и полукругов, а затем среди разных фигур, которые вы уже ранее использовали.
Аналогично нужно сравнить квадраты с прямоугольниками, обратив внимание ребенка на то, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника есть две длинные и две короткие стороны. После этого нужно сравнить треугольник с квадратом и прямоугольником. Обращайте внимание ребенка на количество углов у треугольника.
Следующий шаг — учим малыша различать круги и овалы отмечая, что круг весь круглый, а овал вытянутый. Не забывайте находить вместе с ребенком изучаемые геометрические фигуры в формах предметов. Также можно использовать разные конструкторы, спички, макароны и т. д., чтобы построить квадраты, прямоугольники и треугольники. Если из конструкторов не получается изобразить круги, полукруги и овалы, нужно придумать что-либо, из чего можно их сделать (например, из пластилина). Затем можно выполнить разные орнаменты из уже знакомых ребенку геометрических фигур. Можно использовать для этих целей фланелеграф с плоскими фигурами.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОСОБИЙ И ПРИМЕНЕНИЕ ИХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМЫБРАЙЛЯ
Все пособия можно изготовить с помощью брайлевского прибора и грифеля на брайлевской бумаге в домашних условиях. В настоящей работе даны рекомендации по составлению упражнений пособия из различных комбинаций точек (нужные сочетания указываются в скобках). При изготовлении пособий необходимо учитывать, что то, что находится справа при письме, когда вы перевернете страницу точками вверх, окажется слева. Поэтому по Брайлю мы пишем справа налево, а читаем — слева направо. Таким образом, расположение точек при письме будет: справа сверху вниз — 1-я, 2-я, 3-я; слева сверху вниз — 4-я, 5-я, 6-я. При чтении: слева сверху вниз — 1-я, 2-я, 3-я; справа сверху вниз — 4-я, 5-я, 6-я. Для изготовления пособий даны комбинации точек, как при письме.
Если при выполнении какого-либо упражнения ребенок будет испытывать трудности, не настаивайте на его продолжении. Попытайтесь сделать вместе с ним другое упражнение, а затем снова вернуться к тому, которое оказалось трудным для ребенка.
«Коврики»
На странице даны четыре изображения.
Справа сверху 7 строчек — 9 шеститочий.
Слева сверху 7 строчек — 9 клеток: точки 1—3—4—6.
Справа внизу 7 строчек — 9 клеток: точки 1—2—4—5.
Слева внизу 7 строчек — двухклеточные комбинации точек: 1-я клетка — 2-4-6, 2-я клетка — 1-3-5; далее без пробела повторить еще четыре раза.
Спросите ребенка, на что похожи рисунки на «ковриках». Про левый верхний (при чтении) он может сказать, что похож на шоколадку, вафельку, дорожки или что-либо еще. Вы должны понять, чем вызвана его ассоциация. Лишь в случае затруднения можете предложить одну-две из своих версий, а затем задать ему тот же вопрос. Если у ребенка появится вариант, что это похоже просто на точки, то пусть посмотрит правый верх ний «коврик» и сравнит его с первым. Если снова будут просто точки или «терка», то перейдите к следующему упражнению, а к этому вернитесь позже. В ходе работы установлено, что рисунок на втором «коврике» для наших детей был похож на палочки, спички, карандаши, макароны, горизонтальные линии, вафельные трубочки. Рисунок на левом нижнем «коврике» дети сравнивали с дорожками из квадратиков, пастилой, ореховым тортом. Рисунок на по-следнем «коврике» напоминал овалы, цепочки, сок (должно быть, ассоциация с капельками сока).
«Автопарк»
Нарисуйте шесть одинаковых квадратов на странице. Их номера можно не помечать. Говорим, что это автопарк. Ребенок должен запомнить номера стоянок: слева сверху вниз — 1-я, 2-я, 3-я; справа сверху вниз — 4-я, 5-я, 6-я. Возьмите маленькую машинку и поместите ее на одну из «стоянок». Ребенок должен назвать ее номер. Затем начинайте игру, вы — диспетчер, а ребенок — водитель машины. Говорите ему, на какую стоянку нужно ехать. Далее вы можете взять до шести машинок и располагать их на стоянках в разных сочетаниях
«В саду»
Игра проводится аналогично предыдущей, но вместо машинок можно взять бабочек или пчелок, вырезанных из бумаги, которые будут опылять цветочные клумбы по распоряжению главного садовода.
«Дорожки»
«Дорожки» выполняются разной длины из шеститочий в произвольном порядке. Важно, чтобы между ними были достаточные промежутки. В нашем пособии 9 строчек с шеститочиями, между которыми промежутки — по 1 строчке. Ребенок должен «ходить» пальцами по «дорожкам», сравнивать их по длине, находить одинаковые. Желательно, но необязательно даже сосчитать количество «плиток» на каждой «дорожке».
«На кирпичном заводе»
В произвольном порядке (т. е. строчки начинаются неровно, с разных клеток) через строчку пишем шеститочия через клетку: разное количество на каждой строке. В нашем пособии девять строчек.
Рассказываем ребенку о том, что такое заводы и какие они могут быть. Говорим, что сейчас мы попали на завод, где дегделают кирпичи, и рассказываем, что можно из них делать. Представляем, что каждая строчка — это ящик с кирпичами, и нужно сосчитать, сколько кирпичей в каждом ящике.
На странице размещаем через строчку следующие комбинации точек:
1- Я строка: 1-4;
2- я строка: 1—2—4—5;
3- я строка: шеститочия;
4- я строка как 2-я; 5-я строка как 1-я; 6-я строка как 3-я.
Далее в произвольном порядке заполняем вышеупомянутыми комбинациями три строки, делая между ними промежутки в одну строку.
Теперь вы пришли в лес. В нем много животных. Когда животные ходят по снегу или по земле, они оставляют следы (работаем с первыми тремя строчками). По первой тропинке пробежал зайчик и оставил тоненькие маленькие следы. По второй тропинке пробежала лисичка и оставила след пошире и побольше, ведь ее лапки больше заячьих. А по третьей тропинке прошел медведь и оставил большие широкие следы. Теперь надо определить, кто был на следующих трех «тропинках». А на последних трех «тропинках» следы перемешались, и надо определить, чьи они.
Следует ограничивать время этой игры, чтобы ребенок не уставал и не терял к ней интерес. Обязательно обращайте внимание на положение кистей рук.
«На экскурсии»
Изображаем первую «башню» при помощи шеститочий: с одной стороны строчки находятся на одном уровне, а с другой каждая нижележащая строка на одно шеститочие длиннее.
Следует сделать два изображения — для правой и левой руки.
В нашем пособии представлено упражнение для левой руки.
Вы пришли на экскурсию. Перед вами башня, на которую нужно подняться, чтобы лучше осмотреть местность. Правая рука на первой клетке нижней строки, а пальцами левой руга поднимаемся по «ступенькам» вверх на башню. Наверху остановка. Беседа о том, что видно с башни. Затем спуск. Можно сосчитать ступеньки.
Вторая «башня» выполняется начиная сверху следующим образом: одно шеститочие посередине верхней строки; на следующей строке под верхним шеститочием — три шеститочия, 2-е из которых находится под верхним; далее — пять, семь, девять и т. д. шсститочий.
Теперь нужно подниматься на башню с двух сторон пальцами обеих рук. Конечно, наверху опять остановка и беседа о том, что теперь видно с башни. Когда будете «спускаться», не забудьте, пожалуйста, сосчитать ступеньки.
«Лабиринты»
Лабиринты изображаем шеститочиямн, идущими в горизонтальном и вертикальном направлениях. В нашем пособии в качестве примера представлено два лабиринта.
Вы попали в лабиринт, пещеру, горы и т.д. Нужно быть очень осторожными и внимательными, чтобы не заблудиться. учите ребенка держать правильно руки, вести подушечками пальцев по лабиринту. Ведущая рука должна определять направление движения. Следует пройти лабиринты сверху вниз и снизу вверх. Сначала работайте с первым лабиринтом, так как он более легкий
«В поезде (машине)»
Последние две строчки на этой же странице представляют вразбивку комбинации точек: 1-4, 3-6 и 2-5. Эго — «дорога». Вы едете по дороге, и ребенок должен говорить, где вы едете: по ровной дороге, поднялись в гору или на холм.
«На сахарном заводе»
Изображаем вразбивку целые и нецелые шеститочия через клетку, не забывая делать промежутки между строчками.
Шеститочия могут быть похожи и на кусочки сахара. Но не всегда на заводе бывает все в порядке. Случается и брак — когда что-либо сделано неправильно. Вот этот брак и нужно найти. Внимание: за один раз не давать ребенку для игры больше одной строчки.