Понятие «техника рисования»




 

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественный образ. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментами, умение использовать художественные возможности этого материала [12, 7].

Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

Существуют классические и неклассические техники рисования. Классические техники определены в соответствии с используемым материалом: гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер. Перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе. Некоторые педагоги считают, что соус, сангина, пастель, уголь - техники для детей старшего дошкольного возраста. Однако, как показывает практика, они не только доступны, но и необходимы малышам. Безусловно, что их не так интенсивно применяют в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку это сопряжено с физическими усилиями: штрихи, нанесенные любыми мелками, предполагают растирание пальчиками. Значимость данных техник для малышей состоит в том, что они позволяют развивать мелкую моторику пальцев рук, формообразующие движения в процессе выполнения тушевки, штриховки, различной по форме и характеру. Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов. К неклассическим техникам относятся: монотипия, диатипия, акватипия, кляксография, линотипия, набрызг, пальцеграфия, тампонирование, граттаж, витраж, рисование мылом, солью, зубной пастой, чаем, манкой, тканью, восковой стружкой и т.д. Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий. Все зависит от задач и степени включенности каждой отдельной техники [22, 233].

Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина неоднократно указывали на необходимость обучения детей карандашной технике рисования, подчеркивая при этом ее роль не только как вспомогательного, начального этапа живописи, но и как самостоятельного вида графики.

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое [11, 5]. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники - самостоятельная важная задача. Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате чего форма в рисунке предмета искажается, вызывая огорчения маленького художника [14, 6].

Русский художник - педагог П.П. Чистяков неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабые стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла художника. Он писал: «К сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходится видеть грубовато - неумелое исполнение, а ведь это большой недостаток» [20, 339]. Техника, по образному выражению П.П. Чистякова, - это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения [12, 6]. Такой требовательный к себе художник, как Эжен Делакруа, считал, что художник должен постоянно совершенствовать свое мастерство в области контура, добиваясь, чтобы уже первые штрихи в зачаточном виде содержали то, чем будет выделяться готовое произведение, а для этого нужно постоянно работать над техникой линии, штриха [12, 6]. Советский художник Д.И. Киплик отмечает, что под техникой должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которой является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности [7, 5]. Знание техники дает художнику возможность не только создать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать живописные материалы, с художественной точки зрения. Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, угля, акварели, гуаши и пр.) в соответствии с их свойствами их изобразительными возможностями [12, 7].

Н.П. Сакулина подчеркивает необходимость чуткого и внимательного руководства рисованием детей как единственно правильного пути их художественно - творческого развития [12, 14]. В своих работах она говорит о необходимости пристального внимания педагога к формированию техники рисования, указывается, что наряду с обучением умению передавать в рисунке задуманное содержание необходимо учить детей техническим навыкам; отмечается, что приобретение умений владеть карандашом, кистью способствует развитию мелких и тонких движений кисти руки и пальцев. Проявляются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого. Необходимость обучения рисованию, и в частности техническими навыками, подчеркивается и современной психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого [12, 15]. Педагогикой и психологией доказано, что полноценное развитие ребенка возможно только в условиях его планомерного воспитания и развития. Определена роль образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В области рисования обучением охватывается и та группа умений и навыков, которая может быть определена как техника рисования [12, 16].

Известно, что дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности. Биографии многих художников, таких как, И.К. Айвазовского, А.Е. Егорова, О.А. Кипренского, И.Е. Репина, В.А. Серова, В.И. Сурикова, и др. свидетельствуют о том, что они рано начали проявлять интерес к рисованию, заниматься изобразительной деятельностью. В связи с этим ряд известных художников - педагогов отмечают целесообразность раннего развития способностей. Так, К.П. Брюллов говорил: «Надо начать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует» [11, 22]. Известный русский художник - педагог П.П. Чистяков подчеркивал, что всякий опытный и честный профессор скажет, что чем моложе ученик поступает к нему, те удобнее образовывать в нем художника [11, 22]. Советский ученый В.И. Киреенко, анализируя проявление и развитие способностей к изобразительной деятельности у детей пишет: «У подавляющего большинства наших испытуемых начало изобразительной деятельности относится к среднему дошкольному возрасту». Он подчеркивал важность изучения раннего проявления способностей, отмечал, что тонкая дифференцировка движений руки легче вырабатывается в раннем возрасте [14, 22].

В «Психологическом словаре» А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского приводится следующие определения: Способности - индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [18, 381]. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Предполагается, что формирование способностей проходит на основе задатков. Качественный анализ способности направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Уровень и степень развития способности выражают понятия таланта и гениальности. В психологии проблема способности освещается в работах Н.С. Лейтеса, Б.М. Теплова. Всестороннее развитие способности человека отвечает принципу общества: «От каждого - по способностям» [17, 381]. В психологии твердо сформировалось положение о том, что способности - это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются. Так, С.Л. Рубинштейн в своем капитальном труде по психологии писал: «Будучи пригодной для деятельности, способность в деятельности формируется» [23, 538].

Способности специальные - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности. Развитие специальной способности опирается на соответствующие задатки [21, 381]. Определенный уровень специальных способностей может быть сформирован практически у любого здорового человека. Тем самым имеются реальные основания для направленного развития способностей детей в условиях специально организованного обучения [21, 381 - 382]. Каждый ребенок появляется на свет с ему только свойственными, определяемыми наследственностью и внутриутробным развитием задатков [4, 295].

Ведущее свойство - это, прежде всего художественное творческое воображение. Необходимым фоном этой способности является определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению [11, 25]. Важное значение для детей имеет овладение технической стороной художественной деятельности. Без ручной умелости ни взрослый, ни ребенок не сможет воплотить в картине образы восприятия и воображения, как бы богаты они ни были. Внимательное изучение специфически возникновения и развития изобразительной деятельности маленького ребенка показывает, что дети с удовольствием повторяют многократно то или иное движение карандашом [11, 26].

Таким образом, природные особенности, передающиеся по наследству, могут служить лишь задатками тех или иных способностей, они выступают как предпосылки психического развития. Гораздо большее влияние, чем врожденные особенности, на различия в психическом развитии детей, формировании их способностей, особенностей развития их личности оказывают условия жизни, воспитания и обучения. Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности - прижизненное, а не врожденное образование. Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями и навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений и навыков - в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками [17, 208]. Например, в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков развиваются такие способности, как математическая память, логическое мышление и т.д. С другой стороны, при наличии хорошей математической памяти, способностей к логическому мышлению овладение знаниями, умениями и навыками в области математики происходит легче. Но отождествление способностей и знаний, умений и навыков было бы грубой ошибкой. Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Подобную ошибку совершили преподаватели Академии художеств, оценив работы юного В.И. Сурикова, будущего великого русского художника, пытавшегося поступить в Академию, таким образом: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» [17, 209] А ведь В.И. Суриков и в то время имел выдающиеся способности, хотя умения и навыки в области рисования у него еще не совсем сложились. Суриков в течение трех месяцев овладел техникой рисования и все-таки поступил в Академию [17, 209].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: