Педагогические условия, направленные на формирование технических умений в процессе продуктивной деятельности (рисование) у детей дошкольного возраста




 

Определение условий эффективной организации художественно - творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывает интерес исследователей. Само понятие «условия» определяется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [19, 729].

Большинство исследователей, такие как В.И. Загвязинский, М.В. Копосова, А.В. Москвина, А.П. Тряпицина и др. отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определенных условий, а именно: положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями, сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений [27, 15].

Для создания собственных художественно - выразительных образов ребенку - дошкольнику необходимо овладеть минимумом художественного опыта, но процесс его освоения затрудняется из - за необъективности отношения к детскому рисунку. Многие педагоги считают, что дети слишком малы и неспособны реалистично передавать характерные черты какого-либо предмета, поэтому обучение своих воспитанников они строят по принципу репродукции при четком контроле за выполнением работы. В этом случае рисунки получаются одинаковыми. В них отсутствует индивидуальный стиль ребенка. В ребенке заложено очень много предпосылок, составляющих огромный творческий потенциал в области изобразительного искусства. Но для того чтобы весь «пассив», которым обладает дошкольник, перешел в «актив», необходимо целенаправленное обучение основам изобразительной грамоты с исторически сложившимися правилами и законами. Это становится возможным только в том случае, если взрослый объективно подойдет к оценке детских работ. В каждом рисунке необходимо видеть возможную перспективу роста и показывать ребенку, что в этой работе можно внести изменения, чтобы привести ее к большей выразительности [22, 158]. Еще одна педагогическая модель организации детского изобразительного творчества заключается в том, что педагог стремится добиться внешней эффектности детских работ, но не обучает основам цветоведения, композиции, рисунка. Как правило, такая ситуация возникает, когда неклассические техники используются как самоцель. Для достижения цели в развитии детского изобразительного творчества необходимо определить условия, при которых становится возможным не только повысить творческий потенциал ребенка, но и раскрыть, активизировать его резерв, заложенный природой [22, 158]

Для раскрытия потенциала каждого ребенка важно учитывать не только его индивидуальные и возрастные особенности, но и эстетические потребности, на основе которых формируются мотивы. Мотив как побудительная реакция к творчеству имеет большое значение в личностном становлении дошкольника, поэтому развитие детского изобразительного творчества сопряжено с решением проблем, относимых к другим сферам жизнедеятельности дошкольника.

При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть наполнена определенным содержанием, т.е. в ходе занятий, бесед, экскурсий, игр ребенок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области изобразительного искусства, узнавать что-то новое для себя, делать открытия и т.д. Во-вторых, творческий процесс наиболее результативен тогда, когда он интересен. Одна из важных задач, решаемых педагогом в работе с детьми, - активизация их интереса. Без интереса невозможно выполнить ни одну задачу, будь то обучение, закрепление или развитие. Интерес и способность удивляться - движущие силы творческого становления. Воспитателю необходимо всячески поддерживать у ребенка интерес к самостоятельному творчеству, ненавязчиво и корректно руководить им. Прежде всего, следует создать условия для проявления интересов детей. В каждой группе должно быть выделено удобное для изобразительной деятельности место, где дети всегда могли бы найти необходимые материалы. Можно заинтересовать детей деятельностью, рассмотрев с ними наиболее удачные рисунки, выполненные детьми самостоятельно, или организовать небольшую выставку этих рисунков. Педагог должен следить за тем, чтобы самостоятельная деятельность воспитанников была целенаправленной, чтобы они доводили начатую работу до конца. Рассматривая с детьми их рисунки, воспитатель отмечает тех, у кого интересные темы, кто придумал что-то новое, свое. Доброжелательная оценка, поощрение творческих проявлений положительно влияют на развитие способностей детей. Начиная со старшей группы необходимо побуждать детей к выполнению коллективных работ по рисованию, использую ситуации, складывающиеся в игре, в быту.

Очень важно, чтобы между людьми, имеющими непосредственное отношение к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, существовало согласие, единение в понимании сущности детского изобразительного творчества, в оценке его результатов, в характеристике педагогических принципов. Разрозненность во взглядах педагогов на проблему творчества не лучшим способом воздействует на детей [24, 160].

Детское изобразительное творчество - это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности [7, 122]. Иногда родители, восхищаясь детскими рисунками, считают, что главное - оберегать «внутренний мир» ребенка и давать ему возможность без всякого вмешательства со стороны взрослого выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Необходимо правильное педагогическое руководство этой деятельностью с учетом тех желаний и замыслов, которые возникают у ребенка. Взрослым не следует навязывать ребенку свое видение, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не помешало непосредственности детского восприятия, развитию индивидуальных способностей детей. Окружающая действительность - основной источник, влияющий на развитие детского изобразительного творчества. Формируя нравственные качества личности ребенка, родители должны помнить, что в творческой деятельности для этого есть все необходимые условия. Очень важно, чтобы родители заботились о накоплении у детей художественных впечатлений, которые ребенок получает в повседневной жизни. В процессе руководства изобразительной деятельностью детей родители должны сочетать их обучение некоторым умениям с развитием самостоятельности при выполнении своего замысла. Родители должны бережно относиться к результатам детского творчества и такое же отношение воспитывать у детей [7, 126].

Таким образом, если родители внимательны к детям, если привлекают их внимание к различным сторонам действительности, родной природе, искусству, - все это способствует обогащению изобразительной деятельности дошкольников. Научиться рисовать может каждый ребенок, если родители уделяют внимание этим занятиям, если они терпеливо помогают детям овладеть навыками и умениями и помнят о том, что изобразительное творчество требует от ребенка большого труда. Очень важно, чтобы каждый ребенок испытал радость творчества.

 


Заключение

 

Процесс творческого развития дошкольников целесообразно строить с учетом широкого подхода к решению этой проблемы. В рамках педагогического процесса, направленного на обучение основам изобразительной грамоты, не стоит лишать детей возможности самостоятельно открывать знания и закреплять умения. На любом возрастном этапе дошкольного детства важно научиться находить подход к любому ребенку, уметь моментально реагировать на ту или иную складывающуюся на занятии и в свободной деятельности ситуацию. Для раскрытия потенциала каждого ребенка важно учитывать не только его индивидуальные и возрастные особенности, но и эстетические потребности, на основе которых формируются мотивы. Мотив как побудительная реакция к творчеству имеет большое значение в личностном становлении дошкольника, поэтому развитие детского изобразительного творчества сопряжено с решением проблем, относимых к другим сферам жизнедеятельности дошкольника [22, 158].

При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть наполнена определенным содержанием, т.е. в ходе занятий, бесед, экскурсий ребенок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области изобразительного искусства. Во-вторых, творческий процесс наиболее результативен тогда, когда он интересен. Одна из первых и важных задач, решаемых педагогом в работе с детьми, - активизация их интереса. Без интереса невозможно выполнить ни одну задачу, будь то обучение, закрепление, развитие и т.п. Интерес и способность удивлять - движущие силы творческого становления. Но во всем необходима мера: и в игре, и в содержательности [22, 159].

Очень важно, чтобы между людьми, имеющих непосредственное отношение к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, существовало согласие, единение в понимании сущности детского изобразительного творчества, в характеристике педагогических принципов.

В организации процесса изобразительного творчества детей важно соблюдать закономерность. От заинтересованности педагога зависит степень увлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к деятельности, которую он организует, его результаты будут намного ниже, чем реальные возможности детей.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Данное условие реализуется в двух направлениях. Первое связано с устранением пробелов в знаниях, с предупреждением, коррекцией и исправлением возникающих педагогических, психологических проблем воспитания и развития детей как творческих личностей. Второе характеризуется активизацией творческого потенциала, повышением уровня развития творчества, углублением и расширением знаний, возможностей детей в области изобразительного искусства.

К любому достижению в области изобразительного искусства ребенок относится как к маленькой победе, поэтому равнодушие или небрежение к его результатам не только способствует отрицательному эмоциональному настрою по отношению к дальнейшей деятельности, но и тормозит творческий рост малыша в целом. Ребенок как формирующаяся личность очень зависим от мнения окружающих взрослых, имеющих для него авторитет, поэтому ля него важна оценка родителей и педагога [22, 160].

Без соблюдения материального обеспечения сложно достигнуть высоких результатов. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества во многом определяются отношением педагогов, родителей к изобразительному искусству, пониманием его значения для личностного становления детей. Если искусство выступает в качестве средства, способствующего самовыражению ребенка, то его работы приобретают индивидуальный характер. Когда средства искусства используются только ради самих средств, а не для формирования на их основе художественно - выразительного образа у дошкольников, работы теряют индивидуальный стиль, а процесс творчества, утрачивает свою сущностную характеристику [22, 160].

Рассмотренные условия и аспекты развития творчества успешнее реализуются в том случае, когда рационально и педагогически целесообразно организована развивающая среда [22, 161]

 


Список литературы

рисование дошкольный ребенок техника

1. Березина Н.О. Успех. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др. - М.: Просвещение, 2010. - 255 с.

2. Брокгауз, Ф.А. Словопедия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон., 2007. - Режим доступа: [https://www.slovopedia.com]

3. Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / М.А. Васильева, Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с.

4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду / Л.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1974. - 175 с.

. Венгер Л.А. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. Уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

. Волков Б.С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2007. - 287 с.

. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. - 192 с.

. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателя дет. Сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.

. Киплик Д.И. Техника живописи / Д.И. Киплик. - М.: «СВАРОГ и К», 1998. - 500 с.

. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Киреенко. - М., 1959. - 299 с.

. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1984. - 120 с.

. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - 2-е изд., испр. и доп. / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.

. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 256 с.

. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994. - 152 с.

. Корчинова О.В. Декоративно - прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В. Корчинова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.

. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. Училищ / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975. - 240 с.

. Ожегов С.И. Словарь Русского Языка / С.И. Ожегов.; Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю. Шведовой. - Москва «Русский язык», 1985. - 796 с.

. Парафеева С.В. Обучение детей рисованию: Пособие для воспитателей детских садов / С.В. Парафеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1972. - 85 с.

. Петрошевский А.В. Психология. Словарь / А.В. Петрошевский, М.Г. Ярошевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие ля студ. сред. проф. учеб. заведений / С.В. Погодина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 352 с.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

. Русскова Л.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986. - 400 с.

. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336 с.

. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания 1832-1919 / П.П. Чистяков. - М.: Искусство, 1953. - 592 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: