Психолого-педагогические особенности овладения изобразительными умениями




 

Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений рук руки и глаза [22, 87]. Для создания изображения ребенку необходимо овладеть такими движениями руки, с помощью которых может быть передана форма предмета. Особое место в развитии рисовальных движений руки ребенка принадлежит младшему возрасту, тому периоду, когда ребенок впервые берет в руки карандаш и начинает водить им по бумаге. Чтобы выяснить особенности рисовальных движений, выявить, как возникают формообразующие движения, что этому предшествует и способствует, важно было проследить, как развиваются движения руки малыша в процессе рисования. Первоначальный период изобразительной деятельности характеризуется последовательным освоением руки с карандашом и кистью.

На втором году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая такие беспорядочные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Проводя карандашом, ребенок делает важное «открытие» - карандаш оставляет след. Малыш замечает материальную проекцию собственных действий-то, что след получается разным в зависимости от характера движения руки. Так при слабом нажиме линии будут бледными и тонкими, а при сильном - толстыми; короткими резкими движениями можно нанести штрихи, а размашистыми резкими движениями - линии. То есть ребенок видит наглядный образ собственных действий. Каракули вызывают у малыша интерес, стремление их повторить. Такое стремление ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно - двигательных координаций нового уровня. От случайных, беспорядочных движений ребенок постепенно переходит к осознанным движениям. Рука делается все более послушной, штрихи и линии приобретают все более разнообразный характер. Однако осознанно повторить их ребенок еще не может. У него в рисовании еще много нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата. Благодаря неоднократному повторению одних и тех же движений ребенок упражняется в начертании тех или иных линий, движения становятся более смелыми, быстрыми. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, а рука задает определенный образ действия. Дети учатся воспроизводить свои движения. Сухомлинский В.А говорил: «Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Рисуя, ребенок дает волю своим фантазиям. Не важно правильно ли подобраны цвета и выдержан ли масштаб. Значение имеет только то, как ребенок представляет определенный момент.

Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окружающего мира. Такой рисунок еще очень далек от действительности, и у малыша нет намерения что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.

Новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания, причем не только в рисовании, но и в игре, бытовой деятельности, при освоении речи. Знаковая функция, представляющая собой одну из фундаментальных человеческих способностей, начинает осваиваться в раннем детстве, при непосредственном воздействии взрослого, который учит ребенка узнавать картинки в книжках, использовать в игре предметы - заместители, называть нарисованные каракули. Процесс рисования предполагает действие замещения. Ребенок дает предмету и изображению одно и то же название, устанавливая, таким образом, их соотношение. И в то же время он понимает, что изображение предмета выступает его заместителем, обозначением. Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа, показанного взрослым, к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования. Слово устанавливает и закрепляет связь между и изображением. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают. Постепенно малыш переходит к пониманию того, что одно лишь обозначение предмета, без его сходства с оригиналом, не может удовлетворять окружающих. Он стремится к тому, чтобы его рисунок узнавали другие люди и прежде всего взрослые. Переход к намеренному изображению предмета создает условия для того, чтобы рисунок все больше приближался к действительности и становился узнаваемым. Обучение и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способности. Психологи - материалисты признают известную роль природных, биологических факторов как природных предпосылок развития способностей. Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками [21, 210].

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Задатки не специфичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многозначны. Индивидуальные задатки, в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности [21, 119]. Задатки в определенной мере определяют потенциальные возможности развития большинства анатомических, ряда физиологических и некоторых психических свойств ребенка. Тип высшей нервной деятельности, особенности строения и функционирования органов чувств каждого ребенка отличается врожденными особенностями [5, 295].

Характеризуя способности, советский психолог Б.М. Теплов пишет: «Способности не существуют без соответствующей конкретной деятельности человека. Всякая способность возникает и развивается в процессе такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности, которая без нее осуществляться не может» [15, 24]. Одним из первых исследователей изобразительного творчества, обратившим серьезное внимание на проблему способностей, был немецкий психолог Э. Мейман. Он отмечал, что выдвигаемые в литературе причины отсутствия способностей или низкой одаренности к рисованию сводятся по большей части к двум вариантам: первый - отсутствие правильного видения; второй - недостаточная искусность руки [15, 24]. Анализируя способности к изобразительной деятельности, А.Г. Ковалев пишет: «Каждая способность имеет свою структуру. В структуре способности следует выделить опорные и ведущие свойства и, наконец, определенный фон или вспомогательные свойства» [11, 25]. К опорным свойствам способности к изобразительной деятельности он относит высокую природную чувствительность зрительного анализатора, развивающегося во время деятельности. Сюда же, по мнению ученого, относятся сенсомоторные качества руки художника и, наконец, высокоразвитая образная память.

Т.С. Комарова отмечает, что при обучающем воздействии взрослого у ребенка формируется ручная умелость, которая позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое к реальному объекту [16, 88]. Первый компонент ручной умелости включает способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши, краски и пр.). Второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы. Третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того рисунка, который должен сделать ребенок. В рисунке отражается опыт, полученный ребенком из собственных действий с предметами, из своей графической деятельности по изображению, из обучающих воздействий взрослого [18, 88 - 89].

Л.А. Венгер отметил что, рисуя предметы, ребенок руководствуется своеобразной логикой, отбирая те черты, которые в данном контексте наиболее значимы, передавая свое представление о действительности и отношение к ней [18, 89]. В рисунке, несомненно, присутствует обобщение, но образное. Если ребенок ориентируется на подчеркивание существенных признаков в объектах, то получаются схематические изображения. То есть в ходе рисования возникают предпосылки графического моделирования [18, 89].

Рисуя, ребенок не только отражает свое представление о действительности, но и размышляет о ней, выражая свое понимание окружающего. Он проигрывает ситуации, в которые сам не попадает, или повторяет на качественно новом уровне хорошо знакомые события, по-новому их осмысливая. Моделирование действительности в рисовании происходит на основе не только графических образов, но и в речи, которая выполняет в этой деятельности разнообразные функции. Рассмотрим наиболее важные из них. С помощью речи дошкольник поясняет содержание изображения, устраняет возможное расхождение между элементами рисунка и деятельностью. Такие пояснения для него очень важны, поскольку рисунок адресован другому человеку и должен быть ему понятен. Используя речь, дошкольник создает многообразные ситуации, которые лишь в известной мере отражаются в рисунке и выходят далеко за его пределы. Поэтому речь по ходу рисования зачастую богаче самого рисунка. С помощью слова ребенок объясняет происходящие события, предусматривает их развитие [20,90]. Реализация замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа характеризуют проявления творчества в детском рисовании. В то же время речь может отрицательно влиять на оригинальность рисунка. Называние определенным словом фигуры не дает ребенку возможности зрительно проанализировать ее очертания. По мере освоения изобразительной деятельности у ребенка создается внутренний идеальный план действия, который, который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют гораздо более важное значение, чем сам рисунок. Рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности, в то же время помогает ему ее освоить, является средством познания. Целенаправленное обучение изобразительной деятельности определит содержание детских рисунков, которое обусловлено постепенным освоением технических умений и навыков. В изобразительной деятельности ребенок усваивает разные элементы социального опыта (отражая в рисунках себя, свою семью, социальные явления) [20, 92].

Овладение действиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. Действия с простыми, знакомыми предметами перестают вызывать интерес. Теперь ребенка привлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. К трем годам ребенок обычно уже минует стадию каракулей. Он имеет некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. Однако ограниченность этого запаса и обычно никто, кроме самого ребенка, не может точно определить, что же нарисовано. Большая часть рисунков детей трех - четырех лет - изображения отдельных предметов. Развитие детского рисования происходит под влиянием обучения и знакомства с предметами на собственном опыте. Решающее влияние оказывает обучение на то, как рисует ребенок, как он изображает разные предметы. Если взрослые преимущественно показывают детям, как изображается тот или иной предмет, учат техническим приемам, обращают внимание детей на недостатки в их рисунках и советуют, как их устранить, предлагают получше рассмотреть изображаемые предметы и указывают на их особенности, которые следует отобразить в рисунке. Все это, безусловно, влияет на развитие рисования, но влияет по-разному. Если взрослые преимущественно показывают ребенку, как рисуют определенные предметы, и ребенок пытается копировать образцы, то эти образцы, обычно сильно упрощенные, без существенных изменений переходят из одного рисунка в другой. Ребенок не заботится о том, чтобы его рисунок был похож на изображаемый предмет. Значительно больше помогает развитию рисования такое обучение, при котором ребенку дают некоторые приемы изображения и стараются обратить внимание на особенности изображаемых предметов. Никакие формы обучения не могут привести к тому, чтобы ребенок начал рисовать, как взрослые. И вовсе не только из-за того, что он плохо владеет техническими приемами. Дети еще не могут усвоить, что рисунок всегда изображает только видимые особенности предметов, если смотреть на предмет с одной стороны. На детский рисунок оказывает влияние весь опыт ребенка, полученный самыми разными путями - при рассматривании предметов, их ощупывании, выполнении с ними разнообразных действий. Кроме того, ребенок изображает только те особенности предметов, которые кажутся им важными, опуская многие другие. Рисунок ребенка изменяется в зависимости от того, что он делает с предметами, как знакомится с ними, на что обращает внимание. Графическая форма, в которой дети изображают предметы, обусловлена, прежде всего, тремя моментами: имеющимися в распоряжении ребенка графическими образами, зрительным впечатлением от предмета и двигательно - осязательным опытом, приобретаемым в процессе действия с ним. Кроме того, ребенок передает в рисунке не только впечатление от предмета, но свое понимание предмета, свое знание о нем. Характерно, что дети способны узнавать изображения сделанные сверстниками. Так, детям предложили несколько игрушек, не похожих ни на какие известные. Они могли рассмотреть их, потрогать, поиграть. После того как дошкольники привыкли к игрушкам и запомнили их названия, нескольким детям из каждой возрастной группы предложили нарисовать все игрушки. Сначала все дети рисовали по памяти (игрушки были спрятаны). Во второй раз дети рисовали, когда игрушки находились перед ними. Затем все рисунки предъявляли детям, знакомым с игрушками, но не изображавшим их. Оказалось, что дети узнают в рисунках своих сверстников игрушки, причем узнают не только изображения, отражающие достаточное число признаков, но и такие рисунки, в которых передается один - два существительных с точки зрения маленького художника признака.

Хотя детский рисунок ориентирован на отражение действительности, он очень часто не соответствует тому, что ожидает увидеть взрослый. Но как бы ребенок ни противостоял взрослому, он ориентирован, прежде всего, на то, чтобы быть таким, как взрослые. Рисунок ребенка, поэтому медленно, но верно развивается в направлении, приемлемом для данной культуры. В построении графических образов ребенок все больше ориентируется на зрительные впечатления.

Таким образом, изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие современных детей. Ребенок в рисовании переходит от неопределенных графических образов, вступающих как знаки сходных групп предметов, к собственно изображению конкретного реального предмета. Развитие изобразительной деятельности в таком направлении требует от ребенка, прежде всего развития мышления и восприятия, умения не только смотреть, но и видеть, что позволяет передавать предметный мир по принятым изобразительным канонам. В процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребенка. Один из великих мыслителей Франции 18 века Д. Дидро писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерствам» [11, 21]

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: