Тренировка голоса
Сила голоса
орфоэпический голос тембр тренировка
Упражнение 1. «Театральный смех»
Это упражнение выполнял в своё время Фёдор Шаляпин. Встаньте прямо. На выдохе театрально посмейтесь три раза: «ХА-ХА-ХА». Старайтесь, чтобы звук шёл глубоко из груди непрерывно и естественно, а также максимально ярко и уверенно. Выполните упражнение 4 раза.
Упражнение 2. Перед вами предложение, состоящее из слогов. Его следует произносить с распевной интонацией. То есть повышайте тон звучания своего голоса каждый раз при переходе к следующему слогу. Также не забудьте спуститься вниз:
МА - МО - МУ - МЭ - МЫ- МИ
ДА - ДО - ДУ - ДЭ - ДЫ- ДИ
БА - БО - БУ - БЭ - БЫ- БИ
Упражнение 3. «Вьюга»
Изобразите зимнюю метель, которая воет в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вам нужно тихо произнести «У-у-у-у». А по сигналу «Сильная вьюга» говорите уже громко: «У-у-у-у». Услышав «Метель кончается», произнесите тише и смолкайте по сигналу «Вьюга кончилась».
Упражнение 4. «Лесенка»
Усиливайте голос по мере увеличения шрифта:
2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Упражнение 5. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» -
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
Ши, ши, ши!
Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
Шо, шо, шо!
С вами я шушукаться не хочу!
|
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
Не пляши!..
До чего пугливые камыши!
Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.
Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!
Иду вперед (тирлим-бом-бом) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (тирлим-бом-бом)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?
Высота голоса
Упражнение 1. Произносите слоги сначала повышая, а потом понижая тон. Ни в коем случае не форсируй те звук, он должен быть плавным.
Упражнение 2. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем «спускайтесь» вниз.
Упражнение 3. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»
Упражнение 4. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
Упражнение 5. Представьте, что вы сидите в самолёте, который стремительно подымается вверх. Повышайте по мере чтения стихотворения голос, но не кричите, пусть голос будет звонче, легче и мелодичнее:
|
Белокрылый мощный Ту
Набирает высоту:
Он летит всё выше, выше…
Превратились в точку крыши…
Вот уже он выше туч…
А теперь меж облаками…
Вдруг ударил солнца луч!
Голубой простор под нами.
Выше, выше мчится «Ту»,
Покоряя высоту.
Тембр голоса
Упражнение 1. Прочитайте стихотворение «Неожиданный улов», меняя тембр голоса в зависимости от того, чьим голосом вы будете произносить текст:
Неожиданный улов
Сын сказал отцу: - Отец,
Что же это наконец?
Шесть часов мы удим, удим,
Не поймали ничего.
Лучше так сидеть не будем
Неизвестно для чего.
Замолчишь ты наконец! -
Крикнул с яростью отец.
От вскочил, взглянул на небо…
Сердце так и ухнуло!
И мгновенно что-то с неба
В воду с криком бухнуло.
Сын, при помощи отца,
Тащит на берег пловца,
А за ним на берег рыбы
Так и лезут без конца!
Сын доволен. Рад отец.
Вот и повести конец.
Упражнение 2. Пощёлкайте языком, изображая звонкие цоканья копыт. Делайте так 10 - 15 секунд и следите за изменениями окраски щёлкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта.
Упражнение 3. Поговорите шёпотом любые фразы, но в 1-ом случае «тёплым шёпотом» (как похвала) - задействован наибольший объём резонаторов, во 2 - ом - «холодным шёпотом» (как нарекание) - объём резонаторов сокращается.
Упражнение 4. Прочитайте фрагмент из стихотворения К. Чуковского «Телефон», меняя тембр голоса:
Упражнение 5. «СИРЕНА»
В этот раз представьте себе, что вы сирена. Сперва пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос). Напомню девушкам, что их грудной голос находится в самом низу диапазона.
|
Благозвучность
Упражнение 1. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.
Упражнение 2. Объясните, почему нарушено благозвучие в следующих фразах:
Огонек был слишком тускл, мгла сгущалась.
Привлекает внимание мраморное здание.
Этот мост строился с привлечением средств вкладчиков.
Упражнение 3. Скороговорка, чтобы избавиться картавости:
Крута гора,
В горе - дыра,
В дыре - кротовая нора.
*****
На дворе - трава,
На траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора!
*****
Обрадован баран -
У барана - барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.
Упражнение 4. Зажмите нос двумя пальцами и произнесите звук «А» так, чтобы нижняя челюсть была опущена, а в носу не чувствовалось вибрации (избавит от гнусавости в голосе).
Упражнение 5.
Устранение картавости с помощью игры со звуками:
Ра-Ра-Ра - рама, радуга, гора.
Ры-ры-ры - рынок, рыба, комары.
Ро-ро-ро - роза, родина, ведро.
Ру-ру-ру-руки, ручки, кенгуру.
Ар-ар-ар - повар, сахар, санитар.
Ир-ир-ир - пассажир, зефир, кефир.
Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.
Ор-ор-ор - помидор, топор, забор.
Ур-Ур-Ур - шнур, контур, абажур.
Ра-Ра-Ра - Рае нравится жара.
Ру-ру-ру - в роще бродит кенгуру.
Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.
Ро-ро-ро - быстро строится метро.
Ар-ар-ар - Роме нравится загар.
Ур-Ур-Ур - у розетки черный шнур.
Ир-Ир-Ир - в кружке с сахаром кефир.
Ор-ор-ор - красит Верочка забор.
Эр-эр-эр - марширует офицер.
Полетность и шумостойкость голоса
Упражнение 1. Это упражнение надо выполнять вдвоем.
Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.
Упражнение 2. Тренируйте полетность голоса, стремясь «отдать» звук, «послать» его вдаль, сохраняя не звучность (громкость), а силу голоса, энергию выдоха. Встаньте перед аудиторией и произнесите стихотворение шепотом, обеспечивая за счет полетности голоса хорошую слышимость во всех местах аудитории. Не забывайте о четкости артикуляции. Тяните гласные звуки на одной высоте, следя за дыханием. Попробуйте изменять тон голоса: повышать, понижать.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Упражнение 3. Чтобы голос был слышим на значительном расстоянии, во всех концах зала, надо уметь на негромком звучании посылать звук вдаль. Для тренировки лучше брать стихотворение с короткими строчками. Первые две строки произносите на средней громкости, вторые две - тише, но на той же высоте звука, как и в первых двух строках, следующие две строки - снова на средней громкости и т.д. Текст произносите не с выразительной интонацией, а с одинаковой протяжной восклицательной мелодией. Ударные гласные протягиваются не во всех словах, а только в тех, над которыми поставлены надстрочные значки ударения. В предлагаемом примере мы изобразим таким способом первые две строчки:
Поезжааай! за моряяя! океаааны!
И над всeеею! землёёёй! пролетиии!.
Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти
Упражнение 4. Сделайте 5-10 полных вдохов и выдохов и переходите к упражнению на развитие высоты голоса. Цель его - научиться изменять высоту голоса в пределах своего звукового диапазона. В качестве упражнения возьмем отрывок из «Илиады» Гомера и будем тренироваться на первых 4-8 строках, пока не усвоен весь курс. Сначала найдите один из звуков пониже среднего уровня и читайте первую строку, далее с каждой новой строкой повышайте понемногу голос; затем проделайте обратный ход - с каждой строкой понижайте голос, но не перегружайте его непосильными крайне низкими звуками. Не смешивайте повышение звука с усилением, а понижение с затиханием, держите всегда одну и ту же громкость.
Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), -
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?
Упражнение 5. Прочтите отрывок из стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки». Распределите звуковое нарастание в соответствии с нарастанием по смыслу. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:
У Скворцова / Гришки / Жили-были / Книжки -
Грязные, / Лохматые, / Рваные, / Горбатые,
Без конца / И без начала, / Переплеты / Как мочала,
На листах / Каракули. / Книжки / Горько / Плакали.
Адаптивность
Упражнение 1: «Волшебный сон»
Один участник рассказывает в течение 1-2 минут удивительный сон. Рассказ должен быть исполнен в художественной форме. Слушающие задают ему вопросы, стараясь сбить с толку или уличить в отсутствии логики.
Упражнение 2: «Критики»
Выступающий рассказывает о каком-то поступке. Остальные указывают на негативные явления поступка, стараясь «испортить» настроение говорящему. Задача говорящего - в течение 2-3 минут противостоять напору «критиков», защищая свою позицию. Не следует «отмахиваться» от критики, надо в ответ приводить контраргументы.
Упражнение 3: Вы - известный бизнесмен, которого попросили провести беседу на тему: «Как добиться успеха в бизнесе». Выступать предлагается перед:
а) уставшими студентами в конце занятий;
б) сотрудниками фирмы, успехи которой в бизнесе оставляют желать лучшего.