Упражнение 1: Чередование медленных и быстрых строчек речевым способом при одновременном повышении или понижении голоса на строке. После каждой строки, произнесенной медленно, необходимо добрать дыхание, т.е. вздохнуть не во весь объем легких. Перед медленной строкой дыхание надо взять с учетом длинного выдоха, чтобы его хватило на всю строку.
(медленно) Дайте мальчикам каравайчики! (Произносится в
(быстро) Дайте мальчикам каравайчики! нижнем регистре)
(медленно) Дайте девушкам, молодкам, (Голос поднят на
(быстро) Дайте девушкам, молодкам, полтона вверх)
(медленно) Молодцам в косоворотках, (Голос поднят еще
(быстро) Молодцам в косоворотках, на полтона вверх)
(медленно) Дайте девять кусков (Голос поднят еще
(быстро) Дайте девять кусков на полтона вверх)
(медленно) На старух и стариков. (Голос поднят еще
(быстро) На старух и стариков. на полтона вверх)
. Чередование двух медленных и двух быстрых строк с изменением высоты звучания. Перед изменением темпа надо поменять дыхание.
(вдох) Летит по бездорожью, по дороге (медленно, нараспев)
Минуя рубежи веков и стран,
(вдох) Скакун неукротимый, быстроногий, (быстро, речь)
И нет на нем узды и нет стремян.
Упражнение 3: Этот же текст (упражнение 2) можно использовать в упражнении на чередование трех медленных и одной быстрой с повышением последней на полтона.
Упражнение 4: Прочитайте «Сказку о глупом мышонке» Самуила Маршака, распределяя роли, соответственно меняя высоту, тембр и интонацию голоса.
Пела ночью мышка в норке:
Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
|
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь! (и т.д.)
Тон голоса
Упражнение 1: Поэзия может быть и визуальной, о чем свидетельствуют поэтические опыты Г. Державина. Составьте интонационную партитуру текста. Предложите свой текст для визуализации.
ПИРАМИДА
Зрю
Зарю
Лучами,
Как свещами,
Во мраке блестящу,
В восторг все души приводящу.
Но что? - от солнца ль в ней толь милое блистанье?
Нет! - Пирамида - дел благих воспоминанье.
Упражнение 2: В основе этого упражнения лежит формирование умения слышать, чётко и ясно произносить, осознавать и подбирать рифму, правильно интонировать текст. Закончите фразы:
ба - бу - бы на дворе стоят_______________________
бу - бы - ба из окна торчит_______________________
до - ду - да гудят_______________________________
жа - жа - жа есть иголки у _______________________
жи - жи - жи здесь живут________________________
са - са - са в лесу бегает_________________________
со - со - со у Вовы______________________________
усь - усь - усь на лугу пасётся_____________________
ча - ча - ча горит в комнате______________________
чу - чу - чу молоточком я________________________
оч - оч - оч наступила___________________________
Упражнение 3: «Мимозы»
Один товарищ сообщает: «Мимозы Мила маме купила». Другой переспрашивает, подвергая сомнению каждое слово товарища. Можно играть за обоих.
МИМОЗЫМиламамекупила?
МИМОЗЫМиламамекупила.
|
МимозыМИЛАмамекупила?
МимозыМИЛАмамекупила.
МимозыМилаМАМЕкупила?
МимозыМилаМАМЕкупила.
МимозыМиламамеКУПИЛА?
МимозыМиламамеКУПИЛА.
Упражнение 4: Составьте диалоги, которые могут произойти в следующих ситуациях. Продумайте содержание реплик и выберите оптимальную громкость голоса. Разыграйте диалоги в парах. Критерии оценки речевого действия: а) содержательность диалога; б) адекватность громкости ситуации общения. Продумайте, каким тоном будет говорит каждый герой вашего диалога.
1) Мама отдыхает, а вам с сестрой (братом) нужно обсудить какой-то важный вопрос.
) Вы пришли навестить больного друга, спрашиваете о его самочувствии, здоровье, чем ему можно помочь.
) Папа дома работает - составляет годовой отчет о работе. А вам нужно срочно спросить друга по телефону о домашнем задании по риторике. Вы поднимаете трубку и разговариваете с другом.
) На улице вас остановила старушка. Она спрашивает, как дойти до аптеки. Вы начинаете рассказывать маршрут. Но она вас плохо слышит.
Упражнение 5: Очень часто человеку трудно описать словами ту эмоцию, которую он переживает. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова так, чтобы сохранился авторский замысел. Составьте интонационную партитуру текста.
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум.
Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства.
Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь.
Суггестивность
Упражнение 1: «Без остановки»
|
Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение таким убедительным, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Тему могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым и вообще неизвестным темам. «Высшим пилотажем» является монолог вообще без темы.
Упражнение 2: «С привязкой к словам» Подберите 20-30 слов, отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельной карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.
Упражнение 3: Возьмите активное, глубокое дыхание. Хорошо артикулируя губами, произнесите:
БУП БОП БАП БЭП БИП БЫП
ПТКУ ПТКО ПТКА ПТКЭ ПТКЫПТКИ
ВЖА ВЖО ВЖУ ВЖЭ ВЖИ
РЖА РЖО РЖУ РЖЭ РЖИ
МНУ МНО МНА МНЭ МНИ МНЫ
МГУ МГО МГА МГЭ МГИ МГЫ
ШРУ ШРО ШРА ШРЭ ШРИ ШРЫ
ЩУКЛ ЩОКЛ ЩАКЛ ЩЕКЛ ЩИКЛ
ФРУ ФРО ФРА ФРЭ ФРИ ФРЫ
РЦУ РЦО РЦА РЦЭ РЦЫ
СУШ СОШ САШ СЭШ СЫШ СИШ
БРУ БРО БРА БРЭ БРЫБРИ
БАМ БУМ - БЕМ БЫМ БЭМ БИМ
БУН БОН БАН БЭН БИН БЫН