Назначение: уменьшение износа деталей; снижение коэф трения; защита метала от коррозии. Пластичная смазка – это густые мазеобразные продукты представл собой дисперстную систему, состоящ из жидкой и твёрдой фаз (загуститель). Классификация: загущенные УВ; селикогелевые; загущенные жирные кислоты. Эксплуатационные св-ва: предел прочности смазки (это то min удельное напряжение при котором происходит разрушение каркаса смазки в результате сдвига 1-го относительно др); вязкость; каллоидная стабильность (способность сопротивляться отделяться дисперстной среды); температура каплеподения (это температура при кот падает первая капля смазки помещённая в капсуле спец прибора и нагреваемая до стандартных условий); механич стабильность (способность смазок противостоять разрушению); водостойкость; хим стабильность (противостояние окислению кислородом воздуха); противо-коррозион св-ва; защитные св-ва. Классификация смазок: антифрик, многоцелевые, термостойкие, низкотемпературные, консервацион, уплотнительные (бензоупорная), автомобильные. Состоит из твёрдого загустителя и жидкого в-в (70-80%).
Основной особенностью пластичных смазок является то, что они совмещают в себе механические свойства твердых и жидких тел. Основные функции, выполняемые пластичными смазками, те же, что и для жидких масел – уменьшение износа деталей, снижение коэффициента трения и защита металлов от коррозии. Если преобладающее значение имеют две первые функции или даже какая-нибудь из них, то смазку принято называть антифрикционной.
Смазки, назначение которых преимущественно предохранять металлические изделия от коррозии, называются защитными. Значительная группа трущихся деталей автомобилей и гусеничных машин (шарниры рулевого управления, рессоры, подшипники ступиц колес, водяного насоса) работают в таких условиях, при которых к ним может проникать влага и пыль. Для смазки таких сопряжений жидкие масла не пригодны, т.к. они плохо удерживаются на поверхности деталей, заметно ухудшают смазочные свойства при попадании влаги, плохо герметизируют сборочную единицу от проникновения пыли. Поэтому возникает необходимость применять для смазки этих деталей пластичные смазки. Они предназначены для смазки, герметизации и защиты деталей и узлов от воздействия внешней среды. Основные свойства пластичных смазок: -температурные свойства; -механические свойства; -защитные свойства.
|
Показателем, условно отражающим среднюю температуру плавления смазки, является температура каплепадения. Температура каплепадения – температура, при которой из небольшого количества нагреваемой смазки отделяется и падает первая капля. Для определения температуры капле падения используется специальный прибор.
Механические свойства пластичных смазок характеризуются, в основном, тремя показателями: -пенетрацией; -пределом прочности; -вязкостью. Пенетрацией называется условный показатель, численно равный выраженной в десятых долях миллиметра глубине погружения конуса стандартного прибора за 5 секунд при температуре плюс 250 0С. Пенетрация условно характеризует способность смазки сопротивляться выдавливанию из узла трения, а также определяет легкость подачи смазки в узел трения. Поэтому для зимнего периода эксплуатация берут смазки с большим значение пенетрации (250-350 единиц), чем для лета (150-250 единиц).
|
Пределом прочности называется минимальное напряжение сдвига, при котором происходит разрушение ее структурного каркаса, образованного загустителем, в результате перемещения одного слоя смазки относительно другого. Предел прочности характеризует способность смазок удерживаться на вертикальных и наклонных поверхностях, а также в узлах трения и не сбрасываться с вращающихся деталей под действием центробежных сил. Наиболее высокий предел прочности имеют литиевые смазки.
Вязкостью называется оценка текучести смазки. Вязкость пластичных смазок изменяется не только в зависимости от температуры, но также и от скорости деформации слоев. Поэтому для смазок введено понятие «эффективная вязкость», т.е. вязкость, связанная с воздействием на них нагрузки. Таким образом, по величине эффективной вязкости можно судить о затратах энергии на относительное перемещение смазываемых деталей, на прокачивание смазок по трубам и смазочным каналам.
Пластичные смазки, применяемые для автомобильной техники, по назначению подразделяются на смазки: многоцелевые; общего назначения; морозостойкие; термостойкие; химически стойкие; приборные; авиационные; консервационные и канатные; специализированные. Многоцелевые смазки работоспособны в узлах трения всех видов.