Количество замещаемых оборудованием рабочих функций человека определяется «звенностью» оборудования.
В зависимости от количества замещаемых рабочих функций все средства механизации и автоматизации подразделяются на:
- ручные орудия труда | - звенность | Z = 0 |
- машины ручного действия без специального источника энергии | - звенность | Z = 1 |
- механизированные ручные машины с подводом энергии от специального источника | - звенность | Z = 2 |
- механизированные машины | - звенность | Z = 3 |
- машины-полуавтоматы | - звенность | Z = 3,5 |
- машины-автомата | - звенность | Z =4 |
- гибкие автоматизированные производства (ГАП) | - звенность | Z =5 |
Сопоставляя количество имеющихся звеньев с максимально возможным, можно оценить технический уровень любой машины с точки зрения замещения функций человека в процессе труда.
К ручным (немеханизированным) операциям относятся операции, выполняемые с использованием инструмента и оборудования со звенностью Z=0.
К механизированным операциям относятся операция, выполняемые с использованием оборудования и инструмента со звенностью Z = 1-3.
К автоматизированным операциям относятся операции, выполняемые с использованием оборудования со звенностью Z = 3,5- 5.
С учетом специфики производственных процессов на АТП и УТТ максимальная звеностъ оборудования принимается Z =4.
Порядок расчета показателей механизации производственных процессов. Определение показателей механизации для отдельных операций, технологического процесса и в целом для предприятия.
Расчет частных показателей механизации проводится для каждого вида ТО, постовых и участковых работ ТР, складских и вспомогательных работ
Расчет частных показателей механизации проводится:
|
– по процессам ТО – на одно воздействие;
– по процессам ТР – на один текущий ремонт в соответствии с перечнем работ;
– по складским и вспомогательным работам – применительно к условному количеству хранимых грузов по каждому складу или к условному объему каждого вида вспомогательных работ.
Уровень механизации производственных процессов У рассчитывается по формуле:
где Тм - трудоемкость механизированных операций процесса из применяемой технологической документации, чел.мин;
То - общая трудоемкость всех операций процесса из применяемой технологической документации, чел.мин..
Степень механизации производственных процессов С, % рассчитывается по формуле:
При этом
где Zi - звенностью применяемого оборудования, соответственно равная I; 2; 3; 3,5; 4;
Мi - количество механизированных операций, выполняемых с применением оборудования со звенностью Z =1, 2; 3; 3,5; 4.
С учетом этих двух формул рассчитываются показатели механизации каждого вида работ, так и показателей механизации в целом по предприятию.
Уровень механизации производственных процессов в целом по АТП эксплуатирующего несколько типов подвижного состава, рассчитывается по формуле:
,
где: , , , , - соответственно суммарная трудоемкость механизированных операций ТО и ТР для грузовых, автобусов и легковых автомобилей, складских и вспомогательных операций, чел·мин.
, , , , - соответственно суммарная трудоемкость всех операций ТО и ТР для грузовых, автобусов и легковых автомобилей, складских и вспомогательных операций, чел·мин.
|
, , - коэффициенты, учитывающие долю грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей в общем количестве автомобилей АТП.
, , ,
где Ai – количество грузовых, автобусов, легковых автомобилей.
Степень механизации производственных процессов в целом по АТП, эксплуатирующему несколько типов подвижного состава, рассчитывается по формуле:
, (12.9)
где Мi – количество механизированных операций, выполняемых при ТО и ТР, складских и вспомогательных работ, с учетом звенности оборудования;
Нi – общее количество операций каждого типа подвижного состава, складских и второстепенных работ, выполняемых на АТП
Расчеты показателей механизации выполняются на основе используемых в АТП рабочих технологий ТО и ТР подвижного состава. При отсутствии рабочих технологий, а также при разработке проектов расчеты показателей механизации проводятся по типовым технологиям, руководствам, кооперационным нормативам и нормам времени в соответствии с используемыми в действующих АТП или применяемым в проектах оборудованием и схемой организации работ.