С целью обеспечения нормального взаимного расположения деталей, сохранения первоначальной затяжки соединений выполняют крепёжные работы. Простейшее крепежное соединение включает две детали: болт или шпильку и сплошную цилиндрическую гайку.
При выполнении ТО – 1 крепежные работы составляют 20 % от всего общего объема работ, а при ТО – 2 до 17 %. В первую очередь при ТО – 1 обращают внимание на крепление тех деталей, которые обеспечивают безопасность движения машины. Это детали рулевого управления, тормозного механизма, карданного вала, колес, двигателей. Следующим по важности являются детали, которые обеспечивают прочность соединения и воспринимают силовую нагрузку. К ним относятся стремянки, кольца рессор, элементы крепления балансирной тележки, фланцы полуосей, замки, петли и т.д.
Крепежные работы выполняются в 2 – 3 приема: сначала производят предварительную затяжку, а затем окончательную. Болты и гайки, расположенные по окружности затягивают в диаметрально – противоположном направлении. Гайки крепления головок цилиндра двигателя затягивают в порядке инструкции завода изготовителя. При ТО – 2 и ТО – 3 объем работ увеличивается в несколько раз. Для снижения работ при ТО и ТР важны: применение самоконтрящихся устройств, надежность которых в 8 – 10 раз выше, чем у обычных; широкое использование средств механизации.
Качественное выполнение крепежных работ при ТО существенно уменьшает объем работ ТР (на 17 %). Для этого необходимо выполнить следующие требования: крепежные работы проводить в установленном объеме при соответствующем ТО; крепежные соединения должны состоять из элементов, предусмотренных конструкцией; крепежные соединения затягивать в соответствии с техническими документами; затяжка крепежных соединений с регламентируемым усилием должна проводиться с помощью динометрического ключа; при проведении крепежных работ необходимо соблюдать меры по технике безопасности; затягивание крепежных соединений с повышенным крутящим моментом производимых гайковертами поручается работникам высокой квалификации; перед разборкой грязное крепежное соединение нужно очистить; при разборке пригоревшего или заржавевшего крепежного соединения его нужно предварительно обработать керосином; при поломке болтов или шпилек внутри детали просверлить в них отверстие, нарезать противоположную резьбу, завернуть болт и вывернуть его вместе с частью болта или шпильки.
|
При механизации крепежных работ используют отвертки, ключи и гайковерты с электрическим и пневматическими приводами. Принцип работы гайковерта с электрическим приводом основан на использование накопленной энергии маховика, передаваемой на ведомый вал в момент включения. Использование гайковертов в 3 – 4 раза повышает производительность труда слесарей – ремонтников.
Чрезмерно большой момент может повредить (сорвать) резьбу или вызвать текучесть материала стержня болта и ослабление затяжки. При применении динамометрических ключей надо иметь в виду, что на момент затяжки оказывает влияние сила трения в резьбовом соединении, которая существенно зависит от состояния резьбы (ее загрязненности, смятия).
Затяжку по углу поворота обычными, нединамометрическими ключами используют на практике слесари с большим опытом работы. Первоначально производится подтяжка резьбового соединения с усилием примерно 30 - 40 Н-м, чтобы выбрать все зазоры. Затем гайку слесарь поворачивает на угол, определенный опытным путем. Этот способ является единственно доступным в тех узлах, где невозможно установить динамометрический ключ, например болты крепления карданного вала.
|
Обслуживание резьбовых соединений требует соблюдения ряда условий. Длина ввертываемой части болта, который предназначен для ввертывания в стальную деталь, должна быть от одного до двух диаметров резьбы. Увеличивать глубину ввертывания бесполезно, так как основную нагрузку воспринимает только несколько витков резьбы, расположенных у входной поверхности детали. Длинные болты сложнее отворачивать, особенно при их коррозии. При наворачивании гайки болт выбирают по длине таким, чтобы он выступал из гайки не более чем на два-три витка резьбы. Перед сборкой резьба должна быть очищена, проверена и смазана.
Надежность детали резьбового соединения, изготовленные из разных металлов проверяется только визуально или на слух. Подтяжка без необходимости может вызвать потерю герметичности.