Социальное управление – основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления на объект управления (общество, его отдельные сферы, организации, предприятия, учреждения и т.п.) для обеспечения их целостности, нормального функционирования, развития и достижения заданной цели.
Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками - политологией, социологией, психологией, экономическими науками. Однако каждая из них выделяет из него свой, только ей присущий объект и предмет исследования.
Общие черты социального управления:
1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей. Управление организует людей для совместной деятельности;
2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
3) направлено на достижение определенной управленческой цели;
4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
7) реализуется в рамках определенного механизма.
Структура социального управления:
- субъект управления (индивидуальный или коллективный);
- объект управления (индивид, социальная группа, общество).
- управленческие связи (прямые и обратные).
Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.
Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.
|
- управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.
Стадии процесса управления:
- анализ управленческой ситуации;
- выработка и принятие решения;
- организация и исполнение решения;
- контроль выполнения решения;
- подведение итогов, внесение корректив.
Принципиально важно, что управление как явление детерминируется иерархической структурой общества и порождаемой ею властью. Властью в широком смысле, выражающем бесчисленные взаимосвязи между людьми, при которых одни люди в силу разных причин, условий и факторов подчиняются интересам и воле других людей либо созданным людьми общественным институтам — обычаям, традициям, религиям, морали, праву и т.д.
В социальной системе выделяются две основные подсистемы – управляющая и управляемая. В частности, Г. Спенсер, проводя аналогию между обществом и живым организмом, выделял в обществе “управляющее и управляемое сословия”. Управляемость есть основная характеристика, а управление – основная функция социальной системы. “ Процесс управления, - писал академик В.Г. Афанасьев, - есть не что иное, как упорядочение системы. При этом поскольку одной из основных задач управления является сохранение качественной определенности системы посредством перевода ее из одного состояния в другое, упорядочивающее воздействие выступает как приведение системы в соответствие с присущими ей объективными закономерностями и тенденциями, характеризующими эту качественную определенность”. Однако для того, чтобы этот процесс шел успешно, социальная система должна быть управляемой.
|
Управляемость - как основная характеристика системы - означает ту степень контроля, который управляющая подсистема какого-либо организационного целого осуществляет по отношению к управляемой, а также ту степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей. Конечно, эта грань подвижна и варьирует в зависимости от типа социальной организации, качества управляющего воздействия, особенностей и т.д. Однако совершенно исчезнуть она не может. Это характерно для всех социальных систем.
Структуру социальной системы можно рассматривать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. На горизонтальной плоскости происходит обычное, изначально присущее ей, функционирование элементов системы. Управление на структурной горизонтали либо в принципе невозможно (взять, например, состоящую из взрослых современную семью), либо осуществляется в порядке “общественного договора” между составляющими ее элементами. Примером могут служить коммуны в швейцарских кантонах, общины в дореволюционной России. Управление на основе “общественного договора” или самоуправление возможно лишь на уровне сравнительно небольших по размерам системных образований.
Управление по горизонтали возможно только на основе “общественного договора” или самоуправления.
Большие по размерам и более сложные социальные системы имеют иерархи ческую и многоступенчатую структуру. Иерархия (от греч. hieros – священный и arche – власть) – система последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему, характеризующая различные многоуровневые системы.
|
Наиболее оптимальным является у правление по вертикали на основе иерархии в структуре социальной системы.
Вертикальное строение системы при ее иерархическом устройстве можно представить в виде многослойной пирамиды, своеобразной “пирамиды влияния”. При этом отношения внутри каждого слоя являются горизонтальными, т.е. равноправными, а между элементами различных слоев возникают отношения соподчинения.
Хотя элементы всех слоев иерархической системы взаимосвязаны и образуют единое множество, сами слои составляют отдельные подмножества, более тесно связанные отношениями внутри слоя, чем с другими слоями и отличаются друг от друга. Сущность этих различий – властное неравноправие элементов, основанное на неравном объеме степеней свободы образовывать активные связи с другими элементами, т.е. воздействовать на них. Так, как показано на рисунке 1, элемент К1 имеет возможность образовывать активные связи с элементами К2, К3, К4; элемент К2 – с элементами К3, К4. Чем выше уровень социального слоя, в котором находится элемент, тем шире его возможности воздействовать на другие элементы системы и наоборо т. Из двух элементов К1, К2, К1 образует активную связь (К1 –К2), К2 пассивную (К2 –К1). Все промежуточные звенья или подструктуры имеют активные и пассивные связи, за исключением низшего слоя. Однако решающие значение для иерархии управления имеют только активные связи, т.е. возможности активно воздействовать на другие элементы и их объединения (рис.1).
В научной литературе социальное управление подразделяется на виды по различным основаниям.
1.В зависимости от сфер общественной жизнедеятельности выделяют:
- управление обществом в целом,
- экономическое управление,
- социальное управление,
- политическое управление,
- духовно-идеологическое управление.
2. По субъекту управления:
1. Государственное управление, его субъектом является государство. В основе управления здесь находятся целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие всего общества.
2. Местное самоуправление как низовой и особо демократический
подвид государственного управления, субъектом которого выступают жители поселений и административных территорий, а смыслом служат проблемы комплексного обустройства местожительства людей.
Самоуправление - это такое управление государственными и общественными делами, которое осуществляется народом и различными самодеятельными объединениями (общественными организациями, трудовыми коллективами, территориальными сообществами и т.д.). непосредственно или через избранных представителей.
3. Менеджмент, который представляет собой управление собственностью со стороны собственника (хозяина, владельца). Естественно, что имеется в виду собственность как общественное отношение, в котором задействованы люди со своими интересами, а не простое пользование вещами, имуществом, услугами и т.д. Ничего здесь не меняется от того, что управлять по поручению или доверию собственника могут менеджеры — наемные управленцы, как и от того, что сама собственность может быть частной, долевой, общей, акционерной, кооперативной, коллективной, народной, муниципальной, государственной и пр. Целеполагание в управлении собственностью объективно состоит в приросте собственности, т.е. в получении дохода, прибыли, ренты.
4. Общественное управление, субъектом которого являются институализированные (юридически оформленные — через законы, уставы) общественные объединения. Таких субъектов в свободном, плюралистическом гражданском обществе много и они управляют как внутри своих собственных структур, так и вне их.
5. Групповая (коллективная) саморегуляция, субъектом которой
выступают группы людей, которые на каждом шагу общественной жизни свободно (по собственному усмотрению) и в то же время с учетом интересов других и норм культуры и социального общежития управляют совместным поведением и деятельностью.
Государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);
Местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);
Общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);
Коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).
++Виды социального управления:
- государственное управление – воздействие органов государственной власти с целью осуществления государственных функций по упорядочению общественных отношений (например, принятие закона, решение суда);
- муниципальное управление – воздействие муниципальных органов с целью осуществления местного самоуправления (например, управление муниципальным имуществом);
- коммерческое управление осуществляется в организациях, целью которых является получение прибыли (например, управление производством с целью реализация продукции);
- общественное управление осуществляется в некоммерческих организациях (например, управление политической партией с целью достижения власти).
Содержание понятия «государственное управление».
Государственное управление - один из видов социального управления. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства.