Становление валютной системы России




 

Переходя к характеристике состояния валютной системы РФ, можно условно выделить 5 этапов развития современной валютной системы РФ.

Предпосылки к ее формированию были заложены на первом этапе, который начался в 1987 г. Этот период характеризуется серьезными реформами всей экономической структуры государства.

Нормативное регулирование валютных отношений в этот период было крайне фрагментарным, фактически не соответствующим наметившимся в стране изменениям. Впрочем, с 1986 по 1991 гг. был принят ряд документов, посредством которых снимался запрет на привлечение иностранных предпринимателей и иностранных капиталов в страну. К экспортно-импортным операциям разрешался допуск всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, а экспортерам (кроме отдельных сырьевых отраслей) было разрешено формировать собственные валютные фонды в среднем в размере 25-30% от валютной выручки.

Таким образом, по мере наращивания темпов экономических реформ валютное законодательство шло по пути ограничения прерогатив государства с одновременным расширением компетенции хозяйственного звена. Так, появилась конкуренция Внешэкономбанку СССР со стороны коммерческих банков, получивших право на самостоятельную валютную деятельность: открытие и ведение валютных счетов клиентов, проведение международных расчетов.

В то же время выявить реальный курс рубля по отношению к другим валютам в тот период было невозможно, так как ни в одном секторе мирового рынка рубль не соприкасался с денежными единицами других стран.

В целом, можно сказать, что этот этап стал важнейшей фазой к либерализации советской экономики. Следует отметить, что этот процесс во многом был связан с ускорением темпов глобализации, эффекты которой, несмотря на замкнутость экономической системы СССР, игнорировать было невозможно.

Начало следующего этапа было связано с принятием Закона СССР №1982-1 от 1 марта 1991 г. «О валютном регулировании» и разработанного на его основе письма Госбанка СССР №352 от 24 мая 1991 г. «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР», в соответствии с которыми:

· началась работа Валютной биржи Госбанка СССР, что привело к появлению биржевого курса рубля;

· Госбанк стал выдавать лицензии на совершение операций в иностранной валюте другим банкам;

· всем юридическим и физическим лицам было предоставлено право в определенном порядке продавать и покупать через уполномоченные коммерческие банки иностранную валюту по рыночному курсу;

· была отменена монополия валютной биржи Госбанка СССР.

января 1992 г. была учреждена Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), а уже 9 октября этого же года был принят Закон РФ №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», определяющий права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в РФ, принципы осуществления валютных операций, ответственность за нарушение валютного законодательства. В 1993 г. была создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), главной задачей которой являлось проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных операций.

С образованием РФ, как суверенного государства возникла необходимость ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитной и валютной. В то же время построение национальной экономики без учета сложившихся между бывшими советскими республиками связей, было невозможно.

Это объясняется тем, что образование на постсоветском пространстве новых независимых государств не сопровождалось одновременным процессом создания ими собственных национальных денежных систем со своими валютами: в 15 новых государствах продолжал действовать советский рубль, сохранился единый центр эмиссии, расположенный в Москве. Между тем, единый центр эмитировал только наличные рубли, безналичная эмиссия осуществлялась национальными банками самостоятельно, исходя из их национальных интересов.

С середины 1995 г. в результате относительного усиления бюджетной и денежно - кредитной политики был введен режим односторонней привязки рубля к доллару, реализованный в виде ограничений на возможную динамику обменного курса (валютный коридор), который в тот период позволил несколько ограничить инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. С этим нововведением принято связывать начало следующего этапа развития национальной валютной системы РФ.

Несмотря на действия правительства, направленные на создание эффективного валютного рынка, основные показатели платежного баланса ухудшались, что было связано с общим кризисом хозяйственного механизма, падением промышленного производства, а также спадом мировой экономической конъюнктуры на мировых товарных рынках, значительным снижением цен на энергоносители. Кроме того, государством были приняты международные обязательства по обеспечению конвертируемости российского рубля по текущим операциям.

Подобная политика валютного коридора (видоизменившись от горизонтального до наклонного) проводилась до начала финансового кризиса в ноябре 1997 г., когда значительный сброс государственных ценных бумаг нерезидентами, а позже резко возросший уровень свободных денежных средств в банковской системе привели к существенному и устойчивому повышению спроса на иностранную валюту (произошло усиление долларизации экономики). Начиная с этого времени, Банк России вынужден был поддерживать уровень обменного курса при помощи интервенций на внутреннем валютном рынке, что негативно сказалось на динамике его золотовалютных резервов. Достигнув беспрецедентно высокого за все годы реформ уровня (порядка 23-24 млрд. долл. в августе-сентябре 1997 г.), они начали постепенно сокращаться.

В этих условиях угроза дестабилизации валютного рынка страны приобрела постоянный характер, что привело к финансовому кризису 1998 г., выразившегося, в частности, в беспрецедентном падении курса рубля (на 80%). С этого времени и до 2001 г. продолжался четвертый этап развития валютной системы.

В развитии кризиса можно выделить два этапа: конец 1997 г. - первая половина 1998 г., когда он носил скрытый характер, и с середины 1998 г., когда он перешел в открытую форму.

Для четвертого этапа характерно следующее:

) усиление регулирующего воздействия государства на участников рынка;

) отмена валютного коридора и возврат к режиму плавающего курса рубля;

) сокращение доходов населения, что повлекло к изменению потребительского спроса и, соответственно, к снижению объемов импорта товаров и услуг. В результате увеличился спрос на отечественную продукцию;

) относительно низкие тарифы на услуги естественных монополий и умеренная динамика заработной платы. Это привело к снижению издержек производства в основных отраслях и повышению за счет этого конкурентоспособности российских товаров;

) повышение цен мирового рынка на экспортируемое Россией сырье;

) принятие законодательных актов, направленных на повышение эффективности деятельности Банка России, защиту банковских вкладов граждан и юридических лиц, усиление государственного контроля над законностью деятельности кредитных организаций;

) изменение структуры контролирующих органов. Так, Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. №867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю была упразднена, а ее функции переданы Министерству экономического развития и торговли и Министерству финансов РФ.

Активное комплексное использование различных инструментов валютного регулирования и благоприятное развитие ситуации на внешнем рынке, в конечном счете, привели к стабилизации экономики страны к 2001 г.

С 2001 г. начинается пятыйэтап развития валютной системы РФ, который в целом можно связать с либерализацией валютного рынка и укреплением Банка России.

Говоря о либерализации экономики, можно заметить, что ее мера определяется борьбой двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиливающейся глобализацией международного разделения труда и опережающим ростом международной торговли (по отношению к динамике мирового производства) с одной стороны, и стремлением государств к протекционистской защите внутреннего рынка и отечественного товаропроизводителя с другой. Соответственно, чем более открытой является экономическая система страны, тем менее ощутимо государственное влияние на субъекты экономики.

Начиная с 2003 г., одной из основных задач было достижение полной конвертируемости рубля. Ее реализация произошла 1 июля 2006 г. Валютная либерализация в России стала следствием улучшения макроэкономических показателей, ориентации на интеграцию в мировую экономику и вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Отмена всех валютных ограничений призвана способствовать переходу от сырьевой к инновационной модели экономического и социального развития, привлечению иностранных инвестиций, повышению конкурентоспособности экономики.

Расширение использования рубля в международных расчетах и придание ему статуса международной должны также содействовать экономическому и политическому укреплению страны в условиях увеличивающейся борьбы за сырьевые ресурсы, а также многократно увеличить возможности финансирования социальной сферы. Кроме того, это будет способствовать макроэкономической стабилизации в региональных масштабах. Естественно, что реальный эффект от такого изменения можно будет наблюдать не сразу, учитывая, что даже для более устойчивых экономик (например, экономики Китая) процесс перевода своей валюты в разряд резервной является довольно сложной задачей. В этом смысле у РФ есть ресурсные (экономические, политические, социальные) возможности для распространения своей валюты в качестве резервной в странах СНГ и других крупных внешнеторговых партнеров. Однако этот процесс требует тщательную подготовку с точными перспективными экономическими расчетами и комплексное правовое регулирование, направленное на приведение валютного законодательства стран в соответствие друг с другом.

Укрепление позиций российской валюты в перспективе могло бы привести к созданию рублевой зоны нового типа, в которой другие страны региона стремились бы привязывать свои национальные валюты к рублю, как твердой денежной единице. Это позволило бы постепенно сформировать региональную валютную сис­тему на пространстве СНГ, обеспечив в ее рамках согласованный рынок плавающих валютных курсов, необходимый для стабильного функционирования таможенного союза.

Для расширения зоны влияния рубля также необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами, торговлю с расчетом рублями. Хорошо организованная биржевая торговля - это лучший способ выявления объективной рыночной цены товара. Однако если цены на российское сырье будут устанавливаться в долларах, как это принято сейчас в мировой торговле, то это прямо не будет отражаться на конвертируемости рубля. Обратный процесс будет наблюдаться, если цены на российские нефть, газ и т.д. будут формироваться в рублях.

Привлекаемые таким образом потоки капитала будут постоянным доходом государства только в том случае, если в стране на должном уровне будут организованы все необходимые институты. В то же время необходимо отметить, что мировой опыт валютного регулирования показывает, что самостоятельно и без применения защитных мер справиться с серьезными трудностями платежного баланса могут только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом, которым РФ на сегодняшний день располагает не в полной мере. В этой связи переход к полной конвертируемости рубля без реальных экономических предпосылок, привел к формализации этого процесса. Проблемами, препятствующими процессу валютной интеграции России в мировую финансовую систему и обеспечения реальной свободной конвертируемости рубля, являются:

низкая конкурентоспособность российского финансового сектора вследствие низкого уровня его капитализации;

несовершенство валютного законодательства;

диспропорция в структуре экспорта, в том числе в финансовом секторе;

отсутствие сложившегося механизма государственной поддержки экспорто-ориентированных производств;

нестабильность экономики;

несоответствие масштабов инвестиционных процессов, в том числе с участием иностранного капитала, потребностям экономики.

В связи с вышесказанным, представляется важным перейти к дифференцированному валютному регулированию в целях защиты национальных интересов России. Это подразумевает не отмену валютного контроля в целом, а ослабление валютного регулирования с частичным смещением центра ответственности с национального уровня на уровень международных организаций настолько, насколько это соответствует месту экономики страны в международной торговле и не противоречит национальным интересам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: