Смешанные железнодорожно-автомобильные перевозки




 

При прямых смешанных железнодорожно-автомобильных со­общениях перевозочный процесс, начатый на железнодорожном транспорте, продолжается после передачи груза на автомобиль­ный транспорт. К сожалению, этот вид прямых смешанных со­общений развит столь слабо, что данных об объеме перевозок в официальной транспортной статистике не приводится. Вместе с тем смешанные (не по единому перевозочному документу) же­лезнодорожно-автомобильные перевозки носят массовый харак­тер.

Факторами, повышающими эффективность смешанных же­лезнодорожно-автомобильных перевозок, являются: применение централизованной системы завоза и вывоза грузов автотранспор­том крупных специализированных автохозяйств; контейнериза­ция и пакетизация перевозок; концентрация перегрузочных, складских и других грузовых операций на небольшом количест­ве хорошо оснащенных станций и контейнерных пунктов с соз­данием оптимальной сети транспортно-складских баз (термина­лов), выполняющих распредели-тельные функции и называемых за рубежом центрами дистрибуции; создание объединенных предприятий железнодорожного и автомобильного транспорта, обеспечивающих доставку грузов «от двери до двери»; примене­ние логистических принципов технологии, организации и управ­ления перевозочным процессом с доставкой грузов по системе «точно в срок».

Централизованный завоз и вывоз грузов автомобильным транспортом остается эффективной формой координации и улучшения показателей работы различных видов транспорта. Это подтверждает недавний опыт использования автомобильного транспорта при взаимодействии его с железнодорожными стан­циями, морскими и речными портами и аэропортами.

Малые автотранс­портные предприятия не эффективнее крупных и средних предпри­ятий. По опыту стран с развитой рыночной экономикой, произ­водительность автомобилей семейных предприятий и частных лиц в 18–20 раз ниже, чем автомобилей крупных и средних транспортных фирм.

Автомобильный транспорт настолько пластичен и гибок в своих производственных структурах и технологиях, что позволяет осуществлять контакт с железнодорожным транспортом с ис­пользованием самых различных транспортных схем. Развитие контейнерных и пакетных перевозок, доставка автомобилей, ав­топрицепов и полуприцепов в поездах, на речных и морских па­ромах приводят к тому, что подчас становится трудным отнести ту или иную перевозку к продукции какого-то одного вида транспорта. Взаимопроникновение и синтез технических средств и транспортных технологий в современных условиях ста­новится одним из главных факторов, стимулирующих смешан­ные железнодорожно-автомобильные перевозки.

Переход на прогрессивные формы транспортного обслужива­ния клиентуры и населения во многом зависит от степени кон­центрации перегрузочных, складских и других операций, связан­ных с доставкой грузов. В ходе реализации отраслевой програм­мы «Терминал» должна быть коренным образом модернизирова­на вся существующая система транспортно-экспедиционного об­служивания и создана на ее базе новая грузопроводящая и грузораспределительная система. Вместо тысяч железнодорожных станций, расположенных в крупных транспортных узлах и на участках, операции с контейнерными и другими грузами сме­шанного железнодорожно-автомобильного сообщения могут вы­полнять всего 120–150 крупных терминалов (центров дистрибу­ции), расположенных по всей территории страны и совпадающих с наиболее технически оснащенными станциями железных до­рог, морскими и речными портами, аэропортами. Оптимальное количество таких центров и их рациональное территориальное размещение могут быть установлены технико-экономическими расчетами.

В последнее время заметно обострилась конкурентная борьба за перевозки между железнодорожным и автомобильным транс­портом, причем более успешно эту борьбу пока что ведут авто­транспортные хозяйства. Чтобы сохранить свои позиции, неко­торые отделения дорог и железнодорожные станции пошли на крайние меры: грузовые автостанции и их филиалы на железно­дорожных станциях стали закрываться. На железнодорожном транспорте создаются собственные автохозяйства, что позволяет осуществлять завоз и вывоз грузов своими транспортными сред­ствами, не прибегая к услугам со стороны. Если эта форма не придет в противоречие с действующим антимонопольным зако­нодательством, то расширение ее, видимо, будет способствовать ускоренному развитию прямых смешанных железнодорожно-автомобильных перевозок преимущественно в рамках предпри­ятий системы МПС.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Единая транспортная система: учеб. для вузов/ В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др.; Под ред. В.Г. Галабурды. 2-е изд. с измен. и дополн. – М.: Транспорт, 2001. – 303 с.

2. Единая транспортная система. Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: