Это качество — проявление доброты Творца. Ведь, к примеру, когда дети Израиля согрешили и Всевышний отдал их в руки фараона, а потом они раскаялись — почему Он должен наказывать фараона, Санхерива, Амана и им подобных? (Ведь они — только орудия в Его руках — прим. пер.) Однако Всевышний не удовлетворяется тем, что говорит: «Они раскаялись, значит им больше не будет причинено зла, значит фараон, Санхерив и Аман оставят их в покое». Этого недостаточно, и Всевышний делает большее — злой замысел Амана возвращается на его голову, и также с фараоном и Санхеривом.
Причина, по которой Творец делает так, связан с тайной Торы, заключающейся в понятии козла отпущения: «и понесет на себе козел все их грехи в пустынную землю » (Ваикра 16). Смысл этого — что козел в буквальном смысле получает наказание за их грехи, и это очень сложно понять: как может быть, что евреи грешат, а козел несет их грехи?!
Объяснение этого следующее. Когда человек исповедуется перед Творцом в своих грехах и принимает на себя очищение, как сказал Давид: «начисто отстирай меня от греха», и как мы говорим в молитве: «сотри мой грех по великой Твоей милости», он молится чтобы грехи были очищены с помощью легких страданий, которые бы не помешали изучению Торы. И поэтому молитва продолжается: «(сотри мой грех), но не через тяжкие страдания и болезни». Это имел в виду царь Давид, когда сказал Всевышнему: «Ты прав во всем, что пришло на меня» — Давид безропотно принял на себя страдания, чтобы очиститься от тех грехов, которые искупляются только через страдания или смерть.
Так и происходит — когда человек исповедуется перед Творцом в своих грехах, Он налагает на него искупление в виде страданий. И тогда там немедленно появляется Самаэль (ангел зла), и требует свое, ведь его часть — это [зло, приходящее на человека]. Но Всевышний обращает это зло на голову Самаэля, подобно козлу отпущения, и таким образом Израиль очищается.
|
Причина этого — в том, что Творец устроил мир так, что всякий, чьими руками на Израиль накладывается наказание, будет уничтожен. Поэтому в Торе есть заповедь «Человек, который ложится с животным, должен быть умерщвлен, и животное вы тоже должны убить » (Ваикра 20:15), [хотя животное, собственно, ни в чем не виновато]. И по этой же причине камень или меч, с помощью которых был приведен в исполнение смертный приговор, должны быть похоронены — чтобы уничтожить их [духовную] силу и существование после того, как они были использованы.
В этом заключается и тайна истукана, которого видел во сне Невухаднецар (Даниэль 2:32—34). Израиль был отдан в руки царя Вавилона, которого символизирует золотая голова истукана; и после этого вавилонский царь был побежден Персией, которая соответствует серебряным рукам и груди истукана, которая в свою очередь была покорена другим народам, и так далее, пока Израиль не спустился до уровня «ног, часть которых из железа, а часть из глины». А в конце дней, все закончится благополучно: Всевышний поставит [тех, кто притеснял Израиль] и произведет над ними суд, как написано (Дварим, 32:23): «стрелы Мои истрачу на них (Израиль)», — «Мои стрелы (т.е. притеснители) кончатся, а Израиль не будет истреблен».
В книге Даниэля написано (2,34—35): «Сорвался камень без помощи (чьих-либо) рук и ударил истукана по ногам, которые из железа и глины, и раздробил их ». Это означает, что от истукана остались только ноги, а голова, руки и туловищу уже потеряли свою силу. И тем не менее, далее написано: «и тогда части (истукана) из глины, меди, серебра, золота были сокрушены вместе». Объяснение этого — в том, что в будущем Всевышний поставит Самаэля (ангела зла) и нечестивцев, исполняющих его дела, и произведет над ними суд.
|
В этом и заключается атрибут «и Ты ввергнешь в глубины моря все их грехи» — Творец направит силу правосудия на тех, кто называется «глубины моря», как сказано: «а нечестивцы — как разбушевавшееся море, когда оно не может утихнуть и его воды извергают ил и грязь» (Йешаяу 57:20). Это те, чьими руками Израиль получает наказание — Всевышний вернет потом все их злодеяния на их голову. Причина этого — в том, что после того как Израиль получает наказание, Творец сожалеет даже по поводу того, что было раньше, и требует ответа [от тех, чьими руками было произведено наказание]. Более того, «Я прогневался немного, а они усилили бедствие » (Захария 1:15). (То есть, народы мира причинили Израилю больше страданий, чем им было положено — прим. пер.)
Человек должен вести себя по отношению к ближнему в соответствии с этим качеством. Если тот — злодей, но сломан страданиями, не следует его ненавидеть, ведь страдания очищают его от зла. И нужно приближать к себе падших и получающих свою кару, проявлять к ним милосердие и спасать их от врага. Нельзя говорить: «он сам виноват, это все из-за его грехов», а следует, наоборот, относиться к ним милосердно в соответствии с этим качеством.