Что вы можете сказать о себе?
Примерные ответы студентов:
1. Свои физические возможности, состояние здоровья.
2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).
3. Свой характер, темперамент, волю.
4. Свои вкусы, привычки.
5. Свои сильные и слабые стороны.
Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А зачем нам объективно оценивать себя?
Зачем вообще нужна правильная самооценка?
Примерные ответы студентов:
1. Понять свое призвание, выбрать профессию.
2. Избежать ошибок и разочарований.
3. Правильно вести себя с окружающими.
4. Не браться за невыполнимые дела.
5. Правильно определить цель в жизни.
Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет более уверенно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе. Исправлять свои ошибки.
III. Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"
(Слайд) А как же можно узнать человека с правильной самооценкой?
Вы видите таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но признаки перепутаны. Как правильно разместить слова в колонках?
Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. (В течение 3-5 минут студенты работают в группах по 5-6 человек)
Время истекло, слушаем мнения групп (студенты отвечают, обосновывают свой выбор; правильные ответы появляются в презентации)
(Слайд) Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.
(Слайд) Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.
(Слайд) Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.
Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)
Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)
Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)
IV. Проблемная ситуация "Как себя оценить? "
Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной студентки Наташи. Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка. Но в университете постоянно к ней придираются, ставят тройки, как и ее подружкам, которых Наташа считает намного глупее себя. Подруги, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. Наташа теперь с ними не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
(Слайд)
К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые вы видите (в презентации) "Как оценить себя?". Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?
Примерные ответы студентов:
- Судила о себе по мнению мамы и бабушки.
- Учебные неудачи объясняла придирками преподавателей.
- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.
- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.
V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы
Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями.
Жизненные цели - что это такое? (Это мечта, то, к чему человек стремится)
Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни)
Какие могут быть цели у человека в жизни? Какие у вас цели, назовите.
Примерные ответы:
- Богатство, слава, власть.
- Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.
- Быть просто хорошим человеком, любить людей.
- Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.
- Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.
Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и, в конце концов, его мечты сбываются. Говорят, что достичь цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется недосягаемой мечтой.
Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступиться своими принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляды на вещи, жизненные правила.
Есть люди, которые руководствуются принципами, например:
"Человек человеку - волк" (закон джунглей)
"Не верь, не бойся, не проси" (тюремный закон),
"Бери от жизни все!", "После нас - хоть потоп!" и т. п.
Какие еще вы знаете принципы? (высказывания студентов)
Зачем нужны принципы?Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? (студенты дают ответы)
(Слайд) Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания.