РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ




ОБЪЕМ.

Объем внимания — это количество объектов (или их эле­ментов), воспринимаемых «Одновременно с достаточной яснос­тью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элемен­тов воспринимаются одномоментно, тем больше объем вни­мания и тем более эффективной будет деятельность.

Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно» Однако овьем внимания — ве­личина индивидуально меняющаяся, и классическим пока­зателем объема внимания у детей является цифра 3±2.

Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. Объем внимания начинающего читать ребенка очень мал, но по мере овладения техникой чтения приобретения опыта увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения. Ос­новное условие расширения объема внимания — наличие на­выков и, умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.

2. Устойчивость.

Устойчивость внимания — его временная характеристика— это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умствен­ной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после пре­одоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.

Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длитель­ного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.

Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим произвольным колебаниям. Пе­риоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд.

Если внимание неустойчиво, то качество работы резко сни­жается.

На устойчивость внимания оказывают влияние сле­дующие факторы:

— усложнение объекта (сложные объекты вызывают слож­ную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);

— активность личности;

— эмоциональное состояние (под влиянием сильных раз­дражителей может возникнуть отвлечение внимания на по­сторонние объекты);

— отношение к деятельности;

— темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют (захватывают ненужные участки коры головного мозга), зат­рудняется сосредоточение и переключение внимания).

Устойчивость внимания не означает его статичности. Ус­тойчивость тесно связана с динамическими характеристика­ми внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяет­ся на следующие стадии сосредоточения:

— первоначальное вхождение в работу;

— достижение сосредоточения внимания, затем его мик­роколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;

— снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.;

ИНТЕНСИВНОСТЬ

Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности

может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так, в состоянии утомле­ния человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения. Физиологичес­ки интенсивность внимания обусловлена повышенной степе­нью возбудительных процессов в определенных участках коры мозга при одновременном торможении других его участков.

КОНЦЕНТРАЦИЯ

Концентрация внимания — это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющее­ся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность — необходимое условие осмыс­ления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсив­ностью, что необходимо для выполнения важных видов дея­тельности. Физиологической Основой сосредоточенного вни­мания являются оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связа­ны с данным видом деятельности при одновременном разви­тии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.

Сосредоточенное внимание характеризуется резко выражен­ными внешними признаками: в соответствующей позе, мими­ке, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в тормо­жении всех лишних движений. В то же время внешние при­знаки не всегда соответствуют действительному состоянию вни­мания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о пол­ном равнодушии к происходящему.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Распределение внимания — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними.

Распределенное внимание является необходимым условием для успешного вы­полнения многих видов деятельности, требующих одновремен­ного выполнения разнородных операций.

Распределение внимания — это свойство внимания, с кото­рым связана возможность одновременного успешного выпол­нения (совмещения) двух и более различных видов деятель­ности (или нескольких действий). Рассматривая распределе­ние внимания, необходимо учитывать, что:

— трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;

— легче совмещать двигательную и умственную деятельность;

— для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.

Особое значение распределение внимания имеет во вре­мя учебы. Ребенок должен одновременно слушать взросло­го и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипу­лировать объектами и т.д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет ус­пешно.

Старший дошкольник и младший школьник плохо рас­пределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не сле­дует заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.

Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распреде­ленному вниманию формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответству­ющих навыков.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

Переключение внимания — это сознательное и осмыс­ленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Пе­реключение внимания всегда сопровождается некоторым не­рвным напряжением которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном пе­реходе субъекта от одного вида деятельности к другому, от од­ного объекта к другому, от одного действия к другому.

Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.

Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) — в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен.

Легкость и успешность переключения внимания зависят:

— от отношения между предшествовавшей и последую­щей деятельностью;

— от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;

— от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и

наоборот);

— от индивидуальных особенностей субъекта (типа не­рвной системы, индивидуального опыта и др.);

— от значимости цели деятельности для человека, ее ясно­сти, четкости.

Наряду с переключением внимания выделяется его отвле­чение — непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успеш­ного выполнения. Ребенку трудно начинать новую работу, осо­бенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.

Переключаемость внимания относится к числу тренируе­мых качеств.

КОЛЕБАНИЯ

Колебания внимания выражаются в периодической сме­не объектов, на которые оно обращается. Колебания внима­ния отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внима­нии. Периодичность колебания внимания отчетливо проявля­ется в опытах с двойственным изображением.

Классическим примером является двойной квадрат, пред­ставляющий собой одновременно две фигуры: 1) усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей вершиной, и

2) длин­ный коридор с выходом в конце.

Если смотреть на этот чер­теж даже с напряженным вниманием, то через определенные промежутки времени перед нами будет усеченная пирамида, то длинный коридор. Вот такая смена объектов и есть пример колебания внимания.

 

Колебание внимания объясняется тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться ин­тенсивно без перерыва. При напряженной работе соответству­ющие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении. Наступает их охранительное торможение, в результате которого возбудительный процесс в них ослабева­ет, возбуждение в тех центрах, которые до этого были затор­можены, повышается и внимание переключается на посто­ронние раздражители.

Внимание имеет избирательный характер. Благодаря это­му деятельность имеет определенную направленность. Внеш­не внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения заторма­живаются. Так, например, если необходимо внимательно рас­смотреть какой-либо объект, мы поворачиваем голову в на­правлении этого предмета. Когда мы внимательно что-либо слушаем, то наклоняем голову, чтобы лучше слышать. Такое приспособительное движение облегчает восприятие.

Направленность, или избирательность, внимания проявля­ется в различных формах. Первоначально выбор объектов вни­мания связан с анализом огромного потока информации, не­прерывно поступающего из внешнего мира. Эта ориентировоч­но-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность внимания про­является в бдительности, настороженности, в тревожном ожи­дании (непроизвольная избирательность). Осознанное выделе­ние каких-то объектов происходит в целенаправленной позна­вательной деятельности. В одних случаях избирательность вни­мания может носить характер поиска, выбора, контроля, свя­занных с определенной программой (произвольная избиратель­ность). В других случаях (например, чтение книги, прослуши­вание музыки и т.д.) чёткая программа необязательна.

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

 

Существуют так называемые отрицательные стороны про­цесса внимания или нарушения внимания — отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность.

Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта вни­мания, когда одновременно человек может воспринимать толь­ко небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

Причины нарушения могут быть внешними и внутренни­ми. Внешними причинами можно считать различные нега­тивные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действие внут­ренних причин можно представить как влияние нарушен­ной части психики на здоровую.

К нарушениям внимания относятся:

неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его

выполнении;

— снижение избирательного внимания, неспособность со­средоточиться на предмете;

— повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на

другое;

— снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Виды нарушений внимания: отвлекаемость; рассеянность; гиперподвижность; инертность; сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации вни­мания).

1. ОТВЛЕКАЕМОСТЬ

Отвлекаемость (отвлечение внимания) — это непроиз­вольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Вне­шняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раз­дражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсут­ствия интереса и гиперответственности. Внутренняя отвлека­емость объясняется запредельным торможением, развиваю­щимся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

— неполная нагрузка;

— недостаточная сформированность волевых качеств;

— привычка быть невнимательным (привычная невнима­тельность связана с отсутствием серьезных

интересов, повер­хностным отношением к предметам и явлениям);

— повышенная утомляемость;

— плохое самочувствие;

— наличие психотравмы;

— монотонная, неинтересная деятельность;

— неподходящий темп деятельности;

— наличие интенсивных посторонних раздражителей.

Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержа­нию и результатам деятельности.

2.РАССЕЯННОСТЬ

Рассеянность внимания — это неспособность сосредото­читься на чем-либо определенном в течение длительного вре­мени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «сколь­зящее» внимание. Рассеянность может проявляться: а) в не­способности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность — это невнимание человека к окру­жающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточен­ностью на каком-то одном предмете (явлении) или пережи­вании. «При сосредоточенном думаний, — пишет И.П. Пав­лов, — и увлечении каким-либо делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит — явно отрицательная индукция».

Механизмом рассеянности является наличие мощной до­минанты — очага возбуждения в коре головного мозга, подав­ляющего все прочие сигналы, поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.

Так называемая ученая рассеянность — это проявление очень высокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. В состоянии «профессорской» рассеянности ход мыслей логически упорядочен и строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск решения сложной задачи. Примеры «профессор­ской» рассеянности обычно находят в жизнеописаниях вели­ких философов, изобретателей и ученых.

К расстройствам внимания, получившим название стар­ческой рассеянности, относят его слабую переключаемость в сочетании с недостаточной концентрацией. Внимание чело­века как бы «залипает» на одном предмете, деятельности или теме размышления, но при этом, в отличие от рассеянности «профессорской», такое сосредоточение неэффективно.

Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и тревоги, когда мышление человека долго и не­прерывно занято повторяющимися и бесплодными мыслями и образами.

Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У болез­ненных и ослабленных детей подобный вариант рассеяннос­ти встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция уве­личения числа детей, имеющих различные отклонения в со­стоянии здоровья и хронические заболевания и, как следствие, нарушения внимания.

Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дош­кольников — мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В.П. Ка­щенко указывает еще на одну причину рассеянности - пе­реживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвле­каются в 1,5—2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.

В каждом случае приходится разбираться в причинах на­рушений и строить индивидуальный план коррекции рассе­янности с их учетом.

Причин подлинно рассеянного вникания много. Наиболее распространенными являются следующие:

— общее ослабление нервной системы (неврастения);

— ухудшение состояния здоровья;

— физическое и умственное переутомление;

— наличие тяжелых переживании, травм;

— эмоциональная перегрузка вследствие большого коли­чества впечатлений (положительных и

отрицательных);

— недостатки воспитания (например, в условиях гипер­опеки ребенок, получающий слишком много

словесных ука­заний, большой объем информации, привыкает к постоян­ной смене впечатлений, и

его внимание становится поверх­ностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и

концентрация внимания);

— нарушения режима труда и отдыха;

— нарушения дыхания (причиной нарушения правильно­го дыхания могут быть аденоиды, хронические

тонзиллиты и т.д.;. ребенок, который дышит ртом, дышит неглубоко, по­верхностно, его мозг не

обогащается кислородом, что отрица­тельно влияет на работоспособность, низкая работоспособность

мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность);

— чрезмерная подвижность.

Чрезмерная подвижность внимания — постоянный пе­реход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

3.ИНЕРТНОСТЬ

Инертность внимания — малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге пред­ставлений и мыслей.

В детском возрасте очень часто отмечается невниматель­ность. Невнимательность требует коррекции, если перечис­ленные ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:

— неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по не­внимательности;

— неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;

— частая отвлекаемость на посторонние раздражители;

— беспомощность в доведении задания до конца;

— отрицательное отношение к заданиям, требующим на­пряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполне­ния);

— потеря предметов, необходимых для выполнения зада­ния.

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ

 

Занятие № 1

 

№ заня- тия № игры, упраж нения Структура занятия Цель Оборудование Время прове- дения (мин) Примечания
    Игра «Ручеек»   Психогимнастика     В игре участвует нечетное количество детей. См. стр. 71
  Игра «Что слышно?» Развитие слухового внимания Предметы, издающие знакомые детям звуки (барабан, свисток, металлофон др.), ширма   см. стр. 84  
  Задание «Найди два одинаковых предмета» Развитие сенсорного внимания, объема внимания Карточка 1 (лист 9) каждому ребенку   Разрезать лист 9 на отдельные кар- точки. См. стр.72
  Игра «Кто летает?» Развитие мо- торно-двигательного внимания Список названий предметов   Список приготовить за- ранее. См. стр. 89
  Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности Развитие произволь- ного внимания и мелкой моторики руки Палочка и образец (лю- бая карточка с листа 13)   Разрезать лист 13 на отдельные карточки. См. стр. 73

 

 

Всего 20 минут.

 

Занятие № 2

 

№ заня- тия № игры, упраж нения Структура занятия Цель Оборудование Время прове- дения (мин) Примечания
    И гра «Ручеек»     Психогимна- стика     В игре участвует не- четное количество детей. См. стр. 71
  Игра «Слушай звуки»   Развитие реактивного внимания   Музыкальный инструмент или аудиозапись с высокими и низкими звуками     Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп. См. стр.85  
  Задание «Найди пять отличий» Развитие произвольного внимания и переключение внимания   Карточка 1 (лист 18)   Лист 18 раз- резать на отдельные кар- точки См. стр.73  
  Игра «кто летает» Развитие моторно-двигательного внимания Список названий предметов   Список приготовить заранее. См. стр 89
  Выкладывание мозаики по образцу. Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки Образец 1 (лист 20) и мозаика каждому ребенку   Разрезать лист 20 на отдельные карточки. См. стр. 74

 

 

Всего 20 минут.

 

 

Занятие № 3

 

№ заня- тия № игры, упраж нения Структура занятия Цель Оборудование Время прове- дения (мин) Примечания
    Игра «Ручеек» Психогимна- стика     В игре уча- ствует не- четное коли- чество детей. См. стр. 71
  Упражнение «Исключе- ние лишне- го» Развитие объема вни- мания, сен- сорного внимания Карточка 1 (лист 15) каждому ре- бенку   Лист 15 раз- резать на карточки. См. стр. 73
  Игра «Узнай по голосу-1» Развитие слухового внимания Платок (по- вязка) для завязывания глаз   См. стр. 86
  Выкладыва- ние из пало- чек по об- разцу 1-го уровня слож- ности Развитие произволь- ного внима- ния и мелкой моторики руки Палочки и образец узо- ра каждому ребенку (лю- бая карточка с листа 13)   Лист 13 раз- резать на карточки. См. стр. 73
  Игра «По новым местам» Развитие мо- торно-двига- тельного внимания Круги диа- метром 30— 3S см (нари- сованные на полу мелом или выре- занные из бумаги)   Можно про- водить под музыкальное сопровожде- ние. См. стр. 89

 

 

Всего 20 минут

 

Занятие № 4

 

№ заня- тия № игры, упраж нения Структура занятия Цель Оборудование Время прове- дения (мин) Примечания
    Игра «Ручеек» Психогимна- стика     В игре участвует нечетное количество детей. См. стр. 71
  Выкладывание из мозаики по образцу Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки Образец 2 (лист 20) и мозаика каждому ребенку   Разрезать лист 20 на отдельные карточки. См. стр. 74
  Игра «Со- вушка-сова» Формирова- ние внимания, воспитание выдержки Нарисованный на полу круг («гнез- до»), маска или шапочка совы   В начале игры роль совушки может исполнять взрос- лый. См.стр.90
  «Найди два одинаковых предмета» Развитие сенсорного внимания, объема внимания Карточка 2 (лист 9) каждому ребенку   Разрезать лист 9 на отдельные карточки. См.стр. 72
  Игра «По новым местам» Развитие мо- торно-двига- тельного внимания Круги диаметром 30—35 см   Можно проводить под музыкальное сопровождение. См.стр. 89

 

 

Всего 20 минут

 

Занятие № 5

 

№ заня- тия № игры, упраж нения Структура занятия Цель Оборудование Время прове- дения (мин) Примечания
    Игра «Ручеек» Психогимна- стика     В игре участвует нечетное коли- чество детей. См. стр. 71
  Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки Палочки и образец (лист 13) каждому ребенку   Разрезать лист 13 на отдельные карточки. См. стр. 73
  Игра «Узнай по голосу-2» Развитие слухового внимания Начерчен- ный на полу большой круг, платок для завязывания глаз   Круг диаметром 3 м. См. стр. 86
  Задание «Найди пять отличий» Развитие произвольного внимания Карточка 2 (лист 18) каждому ребенку   Лист 18 раз- резать на отдельные карточки. См. стр. 73
  Игра «По новым местам» Развитие мо- торно-двига- тельного внимания   Круги диа- метром 30— 35 см   Можно про- водить под музыкальное сопровождение. См.стр. 89

 

 

Всего 20 минут.

 

 

Занятие № 6

 

№ заня- тия № игры, упраж нения Структура занятия Цель Оборудование Время прове- дения (мин) Примечания
    Упражнение «Смотри на руки» Развитие ак­тивного внимания Музыкаль­ное сопро­вождение   См. вариан­ты движений на стр. 71
  Выкладыва­ние мозаики по образцу Развитие концентра­ции и объема внимания, мелкой мо­торики руки Образец 3 (лист 20)   Разрезать лист 20 на отдельные карточки. См. стр. 74
  Игра «Совушка-сова» Формирова­ние внима­ния, воспи­тание вы­держки Нарисован­ный на полу круг («гнез­до»), маскаили шапочкасовы   См. стр. 90
  Задание «Найди два одинаковых предмета» Развитие сенсорного внимания, объема вни­мания Карточка 3 (лист 9) каж­дому ребен­ку   Лист 9 раз­резать на карточки. См.стр. 72
  Задание «Найди все отличия» Развитие произвольно­го внимания Карточка каж­дому ребенку (лист 3)   См.стр. 73
    Игра «Будь внимателен» Стимулиро­вание вни­мания, раз­витие скоро­сти реакции Магнитофон или проиг­рыватель   См. описа­ние (стр. 86)

 

 

Всего 25 минут

 

Занятие № 7

 

№ заня- тия № игры, упраж нения Структура занятия Цель Оборудование Время прове- дения (мин) Примечания
    Упражнение «Смотри на руки» Развитие ак­тивного внимания Музыкаль­ное сопро­вождение   См. стр. 71
  Задание «Найди два одинаковых предмета» Развитие зрительного внимания, объема вни­мания Карточка 4 (лист 10) каждому ре­бенку   Разрезать лист 10 на карточки. См. стр. 72
  Задание «Найди пять отличий» Развитие произвольного внимания Музыкальное сопровождение   См. стр. 73
  Игра «Совушка- сова» Формирование внимания, воспитание выдержки. нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы.   См. стр. 90
  Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку   Разрезать лист 14 на отдельные карточки. См. стр. 73
  Игра «Четыре стихии» Развитие снимания, координации слухового анализатора.     См. стр.87

 

 

Всего 25 минут

 

Занятие № 8

 

№ заня- тия № игры, упраж нения Структура занятия Цель Оборудование Время прове- дения (мин) Примечания
    Упражнение «Смотри на руки» Развитие ак­тивного внимания Музыкаль­ное сопро­вождение   См. вариан­ты движений на стр. 71
  Задание «Найди пять отличий» Развитие произвольного внимания. распределения и переключение внимания   Карточка 4 (лист 19)   Лист 19 разрезать на отдельные карточки См. стр.73  
  Упражнение «Исключение лишнего» развитие мышление и объема внимания. Карточка 2 (лист 15) для каждого ребенка   Лист 15 разрезать на карточки. см. стр.73
  Выкладывание мозаики по образцу. Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки Образец 4 (лист 20) и мозаика каждому ребенку   Разрезать лист 20 на отдельные карточки. См. стр. 74
  Игра «Что слышно?» Развитие слухового внимания Предметы, издающие знакомые детям звуки (барабан, свисток, металлофон и др.), ширма   См. стр. 84
  Игра «Кого назвали, тот и лови!» Формирование внимания, развитие скорости реакции Большой мяч   См. стр. 90

 

Всего 25 минут

 

Занятие № 9

 

№ заня- тия № игры, упраж нения Структура занятия Цель Оборудование Время прове- дения (мин) Примечания
    Упражнение «Смотри на руки» Развитие ак- тивного внимания Музыкальное сопро- вождение   См. стр. 71
  Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку   Разрезать лист 14 на карточки. См. стр. 73
  Игра «Слушай звуки» Развитие ак- тивного внимания Музыкальный инструмент или аудиозапись   См. стр. 85
  Задание «Найди пять отличий» Развитие произвольного внимания Карточка I (лист 16) каждому ребенку   Лист 16 раз- резать на карточки. См. стр. 73
  Задание «Найди два одинаковых предмета» Развитие зрительного внимания, объема внимания Карточка S (лист 10) каждому ребенку   Лист 10 раз- резать на карточки. См. стр. 72
  Игра «Кого назвали, тот и лови!» Формирование внимания, развитие скорости реакции Большой мяч   См. стр. 90

 

 

Всего 25 минут

 

Занятие № 10

 

№ заня- тия № игры, упраж нения Структура занятия Цель Оборудование Время прове- дения (мин) Примечания
    Упражнение «Смотри на руки» Развитие активного внимания Музыкальное сопро- вождение   См варианты движения на стр.71
  Упражнение «Исключение лишнего» Развитие мышления и объема «внимания Карточка 3 (лист 15) каждому ребенку   Лист раз- резать на карточки. См. стр. 73
  Задание «Найди два одинаковых предмета» Развитие зрительного внимания Карточка 6 (лист 10) каждому ребенку   Лист 10 раз- резать на карточки. См. стр. 72
  Игра «Узнай по голосу-2» Развитие слухового внимания Начерченный на полу большой круг, платок для завязы- вания глаз   См. стр. 86
  Выкладыва- ние из мозаики по образцу Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки Образец 1 (лист 21) для каждого ребенка   Лист 21 разрезать на карточки. См. стр. 74
  Игра «Кого назвали, тот лови!» Формирование внимания, развитие скорости реакции Большой мяч   См. стр. 90

 

Всего 25 минут

 

 

Занятие № 11

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: