ОБЪЕМ.
Объем внимания — это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых «Одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.
Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно» Однако овьем внимания — величина индивидуально меняющаяся, и классическим показателем объема внимания у детей является цифра 3±2.
Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. Объем внимания начинающего читать ребенка очень мал, но по мере овладения техникой чтения приобретения опыта увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения. Основное условие расширения объема внимания — наличие навыков и, умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.
2. Устойчивость.
Устойчивость внимания — его временная характеристика— это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.
Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.
|
Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим произвольным колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд.
Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.
На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:
— усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);
— активность личности;
— эмоциональное состояние (под влиянием сильных раздражителей может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты);
— отношение к деятельности;
— темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют (захватывают ненужные участки коры головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания).
Устойчивость внимания не означает его статичности. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:
— первоначальное вхождение в работу;
— достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;
— снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.;
|
ИНТЕНСИВНОСТЬ
Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности
может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так, в состоянии утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения. Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры мозга при одновременном торможении других его участков.
КОНЦЕНТРАЦИЯ
Концентрация внимания — это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность — необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.
Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Физиологической Основой сосредоточенного внимания являются оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.
|
Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
Распределение внимания — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними.
Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.
Распределение внимания — это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:
— трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;
— легче совмещать двигательную и умственную деятельность;
— для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.
Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать взрослого и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.
Старший дошкольник и младший школьник плохо распределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не следует заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.
Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ
Переключение внимания — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другому, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.
Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.
Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) — в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен.
Легкость и успешность переключения внимания зависят:
— от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;
— от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;
— от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и
наоборот);
— от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.);
— от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.
Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение — непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Ребенку трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.
Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.
КОЛЕБАНИЯ
Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Периодичность колебания внимания отчетливо проявляется в опытах с двойственным изображением.
Классическим примером является двойной квадрат, представляющий собой одновременно две фигуры: 1) усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей вершиной, и
2) длинный коридор с выходом в конце.
Если смотреть на этот чертеж даже с напряженным вниманием, то через определенные промежутки времени перед нами будет усеченная пирамида, то длинный коридор. Вот такая смена объектов и есть пример колебания внимания.
Колебание внимания объясняется тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва. При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении. Наступает их охранительное торможение, в результате которого возбудительный процесс в них ослабевает, возбуждение в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается и внимание переключается на посторонние раздражители.
Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, например, если необходимо внимательно рассмотреть какой-либо объект, мы поворачиваем голову в направлении этого предмета. Когда мы внимательно что-либо слушаем, то наклоняем голову, чтобы лучше слышать. Такое приспособительное движение облегчает восприятие.
Направленность, или избирательность, внимания проявляется в различных формах. Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Эта ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность). Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) чёткая программа необязательна.
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания — отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность.
Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действие внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.
К нарушениям внимания относятся:
— неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его
выполнении;
— снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
— повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на
другое;
— снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Виды нарушений внимания: отвлекаемость; рассеянность; гиперподвижность; инертность; сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации внимания).
1. ОТВЛЕКАЕМОСТЬ
Отвлекаемость (отвлечение внимания) — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.
Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:
— неполная нагрузка;
— недостаточная сформированность волевых качеств;
— привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных
интересов, поверхностным отношением к предметам и явлениям);
— повышенная утомляемость;
— плохое самочувствие;
— наличие психотравмы;
— монотонная, неинтересная деятельность;
— неподходящий темп деятельности;
— наличие интенсивных посторонних раздражителей.
Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.
2.РАССЕЯННОСТЬ
Рассеянность внимания — это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться: а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность — это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании. «При сосредоточенном думаний, — пишет И.П. Павлов, — и увлечении каким-либо делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит — явно отрицательная индукция».
Механизмом рассеянности является наличие мощной доминанты — очага возбуждения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы, поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.
Так называемая ученая рассеянность — это проявление очень высокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. В состоянии «профессорской» рассеянности ход мыслей логически упорядочен и строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск решения сложной задачи. Примеры «профессорской» рассеянности обычно находят в жизнеописаниях великих философов, изобретателей и ученых.
К расстройствам внимания, получившим название старческой рассеянности, относят его слабую переключаемость в сочетании с недостаточной концентрацией. Внимание человека как бы «залипает» на одном предмете, деятельности или теме размышления, но при этом, в отличие от рассеянности «профессорской», такое сосредоточение неэффективно.
Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занято повторяющимися и бесплодными мыслями и образами.
Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания и, как следствие, нарушения внимания.
Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дошкольников — мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В.П. Кащенко указывает еще на одну причину рассеянности - переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5—2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.
В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и строить индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом.
Причин подлинно рассеянного вникания много. Наиболее распространенными являются следующие:
— общее ослабление нервной системы (неврастения);
— ухудшение состояния здоровья;
— физическое и умственное переутомление;
— наличие тяжелых переживании, травм;
— эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и
отрицательных);
— недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получающий слишком много
словесных указаний, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, и
его внимание становится поверхностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и
концентрация внимания);
— нарушения режима труда и отдыха;
— нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания могут быть аденоиды, хронические
тонзиллиты и т.д.;. ребенок, который дышит ртом, дышит неглубоко, поверхностно, его мозг не
обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, низкая работоспособность
мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность);
— чрезмерная подвижность.
Чрезмерная подвижность внимания — постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
3.ИНЕРТНОСТЬ
Инертность внимания — малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:
— неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
— неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;
— частая отвлекаемость на посторонние раздражители;
— беспомощность в доведении задания до конца;
— отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);
— потеря предметов, необходимых для выполнения задания.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ
Занятие № 1
№ заня- тия | № игры, упраж нения | Структура занятия | Цель | Оборудование | Время прове- дения (мин) | Примечания |
Игра «Ручеек» | Психогимнастика | В игре участвует нечетное количество детей. См. стр. 71 | ||||
Игра «Что слышно?» | Развитие слухового внимания | Предметы, издающие знакомые детям звуки (барабан, свисток, металлофон др.), ширма | см. стр. 84 | |||
Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие сенсорного внимания, объема внимания | Карточка 1 (лист 9) каждому ребенку | Разрезать лист 9 на отдельные кар- точки. См. стр.72 | |||
Игра «Кто летает?» | Развитие мо- торно-двигательного внимания | Список названий предметов | Список приготовить за- ранее. См. стр. 89 | |||
Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности | Развитие произволь- ного внимания и мелкой моторики руки | Палочка и образец (лю- бая карточка с листа 13) | Разрезать лист 13 на отдельные карточки. См. стр. 73 |
Всего 20 минут.
Занятие № 2
№ заня- тия | № игры, упраж нения | Структура занятия | Цель | Оборудование | Время прове- дения (мин) | Примечания |
И гра «Ручеек» | Психогимна- стика | В игре участвует не- четное количество детей. См. стр. 71 | ||||
Игра «Слушай звуки» | Развитие реактивного внимания | Музыкальный инструмент или аудиозапись с высокими и низкими звуками | Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп. См. стр.85 | |||
Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания и переключение внимания | Карточка 1 (лист 18) | Лист 18 раз- резать на отдельные кар- точки См. стр.73 | |||
Игра «кто летает» | Развитие моторно-двигательного внимания | Список названий предметов | Список приготовить заранее. См. стр 89 | |||
Выкладывание мозаики по образцу. | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 1 (лист 20) и мозаика каждому ребенку | Разрезать лист 20 на отдельные карточки. См. стр. 74 |
Всего 20 минут.
Занятие № 3
№ заня- тия | № игры, упраж нения | Структура занятия | Цель | Оборудование | Время прове- дения (мин) | Примечания |
Игра «Ручеек» | Психогимна- стика | В игре уча- ствует не- четное коли- чество детей. См. стр. 71 | ||||
Упражнение «Исключе- ние лишне- го» | Развитие объема вни- мания, сен- сорного внимания | Карточка 1 (лист 15) каждому ре- бенку | Лист 15 раз- резать на карточки. См. стр. 73 | |||
Игра «Узнай по голосу-1» | Развитие слухового внимания | Платок (по- вязка) для завязывания глаз | См. стр. 86 | |||
Выкладыва- ние из пало- чек по об- разцу 1-го уровня слож- ности | Развитие произволь- ного внима- ния и мелкой моторики руки | Палочки и образец узо- ра каждому ребенку (лю- бая карточка с листа 13) | Лист 13 раз- резать на карточки. См. стр. 73 | |||
Игра «По новым местам» | Развитие мо- торно-двига- тельного внимания | Круги диа- метром 30— 3S см (нари- сованные на полу мелом или выре- занные из бумаги) | Можно про- водить под музыкальное сопровожде- ние. См. стр. 89 |
Всего 20 минут
Занятие № 4
№ заня- тия | № игры, упраж нения | Структура занятия | Цель | Оборудование | Время прове- дения (мин) | Примечания |
Игра «Ручеек» | Психогимна- стика | В игре участвует нечетное количество детей. См. стр. 71 | ||||
Выкладывание из мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 2 (лист 20) и мозаика каждому ребенку | Разрезать лист 20 на отдельные карточки. См. стр. 74 | |||
Игра «Со- вушка-сова» | Формирова- ние внимания, воспитание выдержки | Нарисованный на полу круг («гнез- до»), маска или шапочка совы | В начале игры роль совушки может исполнять взрос- лый. См.стр.90 | |||
«Найди два одинаковых предмета» | Развитие сенсорного внимания, объема внимания | Карточка 2 (лист 9) каждому ребенку | Разрезать лист 9 на отдельные карточки. См.стр. 72 | |||
Игра «По новым местам» | Развитие мо- торно-двига- тельного внимания | Круги диаметром 30—35 см | Можно проводить под музыкальное сопровождение. См.стр. 89 |
Всего 20 минут
Занятие № 5
№ заня- тия | № игры, упраж нения | Структура занятия | Цель | Оборудование | Время прове- дения (мин) | Примечания |
Игра «Ручеек» | Психогимна- стика | В игре участвует нечетное коли- чество детей. См. стр. 71 | ||||
Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки | Палочки и образец (лист 13) каждому ребенку | Разрезать лист 13 на отдельные карточки. См. стр. 73 | |||
Игра «Узнай по голосу-2» | Развитие слухового внимания | Начерчен- ный на полу большой круг, платок для завязывания глаз | Круг диаметром 3 м. См. стр. 86 | |||
Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания | Карточка 2 (лист 18) каждому ребенку | Лист 18 раз- резать на отдельные карточки. См. стр. 73 | |||
Игра «По новым местам» | Развитие мо- торно-двига- тельного внимания | Круги диа- метром 30— 35 см | Можно про- водить под музыкальное сопровождение. См.стр. 89 |
Всего 20 минут.
Занятие № 6
№ заня- тия | № игры, упраж нения | Структура занятия | Цель | Оборудование | Время прове- дения (мин) | Примечания |
Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | См. варианты движений на стр. 71 | |||
Выкладывание мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 3 (лист 20) | Разрезать лист 20 на отдельные карточки. См. стр. 74 | |||
Игра «Совушка-сова» | Формирование внимания, воспитание выдержки | Нарисованный на полу круг («гнездо»), маскаили шапочкасовы | См. стр. 90 | |||
Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие сенсорного внимания, объема внимания | Карточка 3 (лист 9) каждому ребенку | Лист 9 разрезать на карточки. См.стр. 72 | |||
Задание «Найди все отличия» | Развитие произвольного внимания | Карточка каждому ребенку (лист 3) | См.стр. 73 | |||
Игра «Будь внимателен» | Стимулирование внимания, развитие скорости реакции | Магнитофон или проигрыватель | См. описание (стр. 86) |
Всего 25 минут
Занятие № 7
№ заня- тия | № игры, упраж нения | Структура занятия | Цель | Оборудование | Время прове- дения (мин) | Примечания |
Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | См. стр. 71 | |||
Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие зрительного внимания, объема внимания | Карточка 4 (лист 10) каждому ребенку | Разрезать лист 10 на карточки. См. стр. 72 | |||
Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания | Музыкальное сопровождение | См. стр. 73 | |||
Игра «Совушка- сова» | Формирование внимания, воспитание выдержки. | нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы. | См. стр. 90 | |||
Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки | Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку | Разрезать лист 14 на отдельные карточки. См. стр. 73 | |||
Игра «Четыре стихии» | Развитие снимания, координации слухового анализатора. | См. стр.87 |
Всего 25 минут
Занятие № 8
№ заня- тия | № игры, упраж нения | Структура занятия | Цель | Оборудование | Время прове- дения (мин) | Примечания |
Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопровождение | См. варианты движений на стр. 71 | |||
Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания. распределения и переключение внимания | Карточка 4 (лист 19) | Лист 19 разрезать на отдельные карточки См. стр.73 | |||
Упражнение «Исключение лишнего» | развитие мышление и объема внимания. | Карточка 2 (лист 15) для каждого ребенка | Лист 15 разрезать на карточки. см. стр.73 | |||
Выкладывание мозаики по образцу. | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 4 (лист 20) и мозаика каждому ребенку | Разрезать лист 20 на отдельные карточки. См. стр. 74 | |||
Игра «Что слышно?» | Развитие слухового внимания | Предметы, издающие знакомые детям звуки (барабан, свисток, металлофон и др.), ширма | См. стр. 84 | |||
Игра «Кого назвали, тот и лови!» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Большой мяч | См. стр. 90 |
Всего 25 минут
Занятие № 9
№ заня- тия | № игры, упраж нения | Структура занятия | Цель | Оборудование | Время прове- дения (мин) | Примечания |
Упражнение «Смотри на руки» | Развитие ак- тивного внимания | Музыкальное сопро- вождение | См. стр. 71 | |||
Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности | Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки | Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку | Разрезать лист 14 на карточки. См. стр. 73 | |||
Игра «Слушай звуки» | Развитие ак- тивного внимания | Музыкальный инструмент или аудиозапись | См. стр. 85 | |||
Задание «Найди пять отличий» | Развитие произвольного внимания | Карточка I (лист 16) каждому ребенку | Лист 16 раз- резать на карточки. См. стр. 73 | |||
Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие зрительного внимания, объема внимания | Карточка S (лист 10) каждому ребенку | Лист 10 раз- резать на карточки. См. стр. 72 | |||
Игра «Кого назвали, тот и лови!» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Большой мяч | См. стр. 90 |
Всего 25 минут
Занятие № 10
№ заня- тия | № игры, упраж нения | Структура занятия | Цель | Оборудование | Время прове- дения (мин) | Примечания |
Упражнение «Смотри на руки» | Развитие активного внимания | Музыкальное сопро- вождение | См варианты движения на стр.71 | |||
Упражнение «Исключение лишнего» | Развитие мышления и объема «внимания | Карточка 3 (лист 15) каждому ребенку | Лист раз- резать на карточки. См. стр. 73 | |||
Задание «Найди два одинаковых предмета» | Развитие зрительного внимания | Карточка 6 (лист 10) каждому ребенку | Лист 10 раз- резать на карточки. См. стр. 72 | |||
Игра «Узнай по голосу-2» | Развитие слухового внимания | Начерченный на полу большой круг, платок для завязы- вания глаз | См. стр. 86 | |||
Выкладыва- ние из мозаики по образцу | Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки | Образец 1 (лист 21) для каждого ребенка | Лист 21 разрезать на карточки. См. стр. 74 | |||
Игра «Кого назвали, тот лови!» | Формирование внимания, развитие скорости реакции | Большой мяч | См. стр. 90 |
Всего 25 минут
Занятие № 11