ЭТАП 3 – НАПИСАНИЕ КЕЙСА




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»

Методическое пособие

По подготовке к участию во

Второй московской компетентностной олимпиаде

Для обучающихся образовательных организаций

С примерным заданием

Г. Москва

Что такое Кейс?

 

Кейсэто головоломка, части которой нужно сложить, чтобы получить представление о том, что представляет собой ситуация, привлекшая ваше внимание. Главное, что необходимо помнить при составлении кейса - то, что он должен заключать в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, проанализировать и предложить определенное решение, обоснованное рядом условий и критериев.

 

Кейс должен содержать достаточно информации, чтобы можно было понять, в чем состоит суть проблемы, и «интригу», которая заинтересует тех, кому он предназначается, и вызовет желание проанализировать полученную информацию и предложить возможное решение. Написание кейса похоже на создание детективной истории.

Хороший кейс это не просто качественное описание той или иной ситуации. Это информация, изложенная таким способом, чтобы читатель погрузился в ту же самую ситуацию, что и сам создатель кейса, когда он впервые столкнулся с заинтересовавшим его случаем. Описание же, в свою очередь, предоставляет информацию, раскрывает ситуацию, расставляет акценты, подталкивает к заключениям и, таким образом, помогает прийти к определенным выводам.

Мы предлагаем вам некоторые советы относительно того, как написать кейс таким образом, чтобы ваши читатели в дальнейшем смогли «пережить» то же, что и вы, когда начали свое исследование проблемы, и столкнуться с теми же трудностями в поиске ответов на поставленные вопросы и вариантов приемлемого решения.

 

В процессе работы над написанием кейса выделяются три основных этапа:

· Исследование;

· Анализ;

· Фактическое написание.

Начать необходимо с исследования, однако, даже когда вы подойдете к завершающей фазе создания кейса, вы можете почувствовать необходимость вернуться назад и исследовать более обширный круг информации.

ЭТАП 1 – ИССЛЕДОВАНИЕ

  • Исследование в библиотеке и в Интернете.

Предварительно выясните, что уже было написано и опубликовано по интересующей вас теме, и ознакомьтесь с наиболее важными публикациями и статистическими данными. В ходе исследования вы, возможно, выясните, что существует реальная проблема, которую необходимо решить, или же предпочтете развить собственную идею в целях положительных изменений в ситуации. Например, ваш кейс может быть посвящен проблеме заповедника, который привлекает такое количество посетителей, что это наносит вред природным ресурсам. В этом случае задача заключается в том, чтобы защитить объект от значительного ущерба, в то же время не сокращая выгодного для развития инфраструктуры и местной экономики массового потока туристов.

С другой стороны, вы можете выяснить, что выбранное вами место не посещается достаточным количеством туристов из-за недостаточно развитой инфраструктуры или отсутствия доступной информации. В этом случае необходимы решения, которые позволят привлечь инвесторов, заинтересованных в строительстве аттракционов, ресторанов, отеля, или использовать опыт рекламных и маркетинговых агентств для продвижения туристского направления с учетом сохранности природного и культурного потенциала туристского объекта.

 

Ваш кейс может быть посвящен местам и территориям, историко-культурные достопримечательности которых могли бы заинтересовать и привлечь большое количество туристов – ЕСЛИ БЫ потенциальные посетители знали об их существовании и о том, как до них добраться. Не исключено, что ваш кейс будет посвящен именно проблемам привлечения туристов в ваш город или регион страну, регион или город.

 

После того как будет принято решение о содержании вашего кейса (это может быть один или несколько вопросов), необходимо посетить интересующее вас место и поговорить с экспертами.

 

На данной этапе исследования важно определить его цели и сформулировать проблему, которую вы хотите рассмотреть и, по возможности, решить, а также выбрать объект исследования и изучить наиболее доступные источники имеющейся информации.

 

  • Опросы людей, владеющих информацией.

Проведение различных опросов – наиболее распространенный метод исследования, позволяющий выявить мнения опрашиваемых людей на основе полученных от них ответов на задаваемые вопросы. Найдите знающих людей и проинтервьюируйте их. Такие люди, возможно, работают в интересующем вас месте или располагают определенной информацией о нем. Помимо интервью экспертов, полезно опросить посетителей данного объекта и местных жителей.

Во время опросов задавайте людям такие вопросы, которые помогут вам выяснить их мнение.

 

Например:

- Каково ваше впечатление о данном месте?

- Что вы можете сказать по поводу текущей ситуации?

- Что вы могли бы рассказать об управлении и развитии данного места?

- Что, по вашему мнению, необходимо изменить?

 

Вам также необходимо задать вопросы, которые помогут вам выяснить факты, не упомянутые в изученных вами источниках информации.

 

Например:

- Не могли бы вы рассказать о типичном для данного места дне?

- Ведете ли вы какого-то рода статистику? Как получить к ней доступ?

- Кто является собственником данного объекта?

- Какие виды деятельности здесь осуществляются? Какие организации в них участвуют?

- Какую роль играет данное место в экономическом развитии города/ региона? Испытывает ли местное население воздействие, связанное с притоком туристов и посетителей? Если да, как вы могли бы его охарактеризовать?

 

Когда вы задаете вопросы, которые не позволяют интервьюируемым отвечать односложно: «да» или «нет», вы получаете больше информации. Ваша задача состоит в том, чтобы получить от респондента как можно больше информации. Затем, вы сможете добавить полученные факты, примеры и интересные сведения в ваш кейс. Не забудьте только уточнить, какую именно информацию вы можете использовать в вашей работе, и получить на это разрешение опрашиваемого.

 

В процессе проведения исследования вы должны получить ответы на следующие вопросы:

1. Известно ли потенциальным посетителям о существовании данного туристского объекта?

2. Если да, каково их отношение к изучаемому объекту?

3. Какова частота посещения представляющего для вас интерес объекта и использования, связанных с ним туристских услуг? Здесь желательно сопоставить собранную информацию с данными о посещении подобных объектов и сравнительный анализ предлагаемых услуг.

4. Какие категории населения посещают данный объект? Здесь вы можете снова собрать и сопоставить информацию об изучаемом объекте с другими, подобными объектами.

5. Через какие каналы информации потребители получают сведения об объекте и как приобретают предлагаемые услуги? И снова сопоставительный анализ информации, собранной о рассматриваемом в кейсе объекте с другими, сходными в каких-либо отношениях объектами, поможет вам глубже понять проблему.

Вы можете использовать разные виды опросов:

  • Устные интервью;
  • Панельные исследования;
  • Анкетирование.

 

Интервьюэто опрос в устной форме.

 

При индивидуальном интервью выбранный интервьюером респондент опрашивается напрямую при личной беседе, которая может быть как случайной (посетители объекта), так и запланированной (специалисты, работающие на объекте, сотрудники компаний и учреждений, имеющих какое-либо отношение к объекту).

В ходе группового интервью опрашивается группа людей, которая может быть отобрана на основе предварительной договоренности (группа специалистов, работающих на объекте) или произвольно (группа туристов, посещающих объект).

Неформальное интервью – беседа с респондентом, в ходе которой затрагиваются какие-либо личные интересы или проблемы опрашиваемого (например беседа с местными жителями, испытывающими непосредственное воздействие от посещений туристов и т.д.).

Диагностическое интервью направлено на определение существующих и уже выявленных проблем, по поводу которых интервьюер и опрашивает респондентов. В этом случае опрос ведется по заранее подготовленным опросникам.

 

Панельное исследованиеметод изучения изменения мнений людей. Повторное обследование, проводимое по единой программе одного и того же объекта и по единой методике через определенный интервал времени.

Анкетированиеэто метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений в различных областях с целью прогнозирования действий или событий.

При анкетировании каждому лицу из группы необходимо ответить на вопросы анкеты. Вопросы бывают открытые (дается свободный ответ) и закрытые (ответ состоит в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений), а также объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и т.д.) и субъективные (об отношении к условиям жизни или определенным событиям и личностям). Обычно анкетирование проводится анонимно.

ЭТАП 2 – АНАЛИЗ

  • Сведите полученную информацию воедино. К настоящему моменту вы собрали достаточное количество информации: опросили сведущих людей, изучили статьи и книги, ресурсы Интернета. Вы не можете включить в ваш будущий кейс информацию, значит, вам необходимо продумать, каким образом вы будете сортировать полученные данные. Таким образом, для того чтобы ситуация, описываемая в кейсе, была понятна вашим читателям, необходимо свести все имеющиеся у вас данные воедино, а затем приступить к отбору и сортировке информации, чтобы проанализировать ее.
  • Поручите каждую секцию материалов отдельным участникам проекта или их группам. Каждый участник или группа должны определить наиболее важные аспекты для данной секции информации, выделить приоритеты, решить, что необходимо знать читателям, чтобы понять ситуацию. Полезно, например, ввести всю информацию о посетителях данного места в единую таблицу, а затем построить график, демонстрирующий пики посещений в течение года.
  • Постарайтесь сформулировать суть проблемы в нескольких фразах. Когда вы будете делать это, вы можете обнаружить, что вам необходимо больше информации. Если вы удовлетворены способом, который избрали для описания проблемы, предлагаемой вниманию читателей, «разбейте» проблему на несколько частей. Каждая из частей будет представлять собой кусочек головоломки, который необходимо изучить до того, как вы сложите «картинку» и приступите к решению проблемы в целом. Обсудите это предложение с остальными участниками вашего проекта.

Например:

1. Местная достопримечательность не пользуется популярностью среди туристов. Однако многие говорят, что с удовольствием посетили бы ее при наличия достаточно развитой инфраструктуры и разнообразия предлагаемых услуг.

2. Местная достопримечательность расположена на территории природно-охранной зоны с исключительным природным ландшафтом, редкими растениями и животными, нуждающимися в защите.

3. Собственником данной местности является государство, однако в ближайшей перспективе правительство не видит реальной возможности для строительства дорог, ресторанов и отелей на бюджетные средства.

4. Ближайший город расположен достаточно далеко от данной местности, а в непосредственной близости нет возможности поесть или устроиться на ночь.

5. Ближайший город достаточно крупный, располагающий возможностью разместить большое количество посетителей.

6. В городе высокий уровень безработицы.

 

Спросите себя: Какое количество информации необходимо читателям для обсуждения темы с первого до последнего пункта?

 

Например, в отношении информации, связанной с пунктом № 1, читателям, возможно, потребуются статистические данные о количестве посетителей, а, также больше сведений о том, почему данное место считается достопримечательностью, заслуживающей посещения. Подобную информацию вы можете предоставить, используя источники, которые изучили, и результаты проведенных опросов.

 

Разделив информацию на несколько частей, вы можете проанализировать имеющиеся у вас данные, дополнить имеющиеся сведения, предложить варианты решений по каждому пункту. Когда вы будете удовлетворены количеством, качеством и классификацией имеющейся у вас информации, можете приступить к следующему этапу – фактическому составлению кейса.

 

ЭТАП 3 – НАПИСАНИЕ КЕЙСА

 

· 1. Изложите проблему или вопрос, который вы хотите предложить читателям.

В детективных историях преступление обычно совершается в самом начале повествования, и детективу необходимо собрать имеющуюся информацию воедино, чтобы в ходе расследования найти ответы на все вопросы. Составление кейса вы можете начать с постановки вопроса. Например, вы можете начать с интервью. Представьте, что во время интервью с сотрудником туристской фирмы он поделился с вами информацией об объекте, совершенно незаслуженно забытом туристами и посетителями. В чем причина? В этом необходимо разобраться! Вы можете начать «расследование», написав нечто подобное:

 

Богатый историческим наследием и культурными достопримечательностями город N расположен в заповедной местности. Представитель туристского агентства города Г-жа Х в беседе с нами выразила сожаление в связи с тем, что город посещает недостаточное количество туристов. «Я не знаю, почему так происходит…Возможно, у нас нет достойных отелей, где они хотели бы остановиться, или ресторанов, способных предложить должный уровень питания… А может быть, все дело в плохих дорогах?..» -недоумевает Г-жа X X.

 

После того как вы проинформировали читателей о существующей проблеме, сославшись на мнение представителя туристского бизнеса, вы можете предоставить им больше информации о характерных чертах и особенностях города, ставшего предметом вашего исследования, и подробно описать причины, по которым он не пользуется популярностью, предоставив возможность читателям сделать собственные заключения.

 

Поскольку вы являетесь автором кейса, вам и вашей команде необходимо поставить вопросы, а также задать тон для последующего повествования. Цель введения - «зацепить» внимание и интерес читателей и дать им ключ к тому, о чем необходимо задуматься.

 

· 2. Разделите кейс на секции.

Вам необходимо разделить вашу информацию по подтемам.

 

Например:

1. Введение в суть проблемы.

2. Информация об объекте, описываемом в вашем кейсе – где он расположен, история, развитие, наиболее привлекательные черты и т.п.

Данная часть должна представлять собой краткое общее описание. Вы можете ограничиться двумя страницами письменного описания с фотографиями, картами и т.п., изложенного таким образом, чтобы ваши читатели могли почувствовать себя так, будто побывали в описываемом месте. Сделайте акцент на специфических характеристиках местности или объекта. Что делает их особенными, не похожими на другие?

3. Посетители.

Вам необходимо привлечь читателей к сотрудничеству, вызвать их активное участие в вашем проекте. Предложите им обзор информации, отраженной в графиках или таблицах, которые вы включили в кейс. Выскажите различные предположения относительно того, почему объект не пользуется популярностью среди посетителей или определенных групп посетителей. Рассмотрите предположения, касающиеся каналов и инструментов информирования посетителей, у которых информация об объекте может вызвать желание увидеть его собственными глазами. Расскажите о собственном опыте, основанном на посещении города, обладающего сходными характеристиками, но предлагающего спектр услуг, представляющих интерес для потенциальных посетителей. Проведите сравнительный анализ. Желательно привести и проанализировать информацию о том, что нравится и не нравится посетителям (данные такого рода, полученные в результате опроса, полезно подвергнуть статистической обработке и отобразить графически). Интересен также анализ предложений посетителей по поводу совершенствования туристского обслуживания и инфраструктуры. Результатом такого рода исследования станет сегментирование рынка – выделение значимых потребительских групп и разработка продуктов, соответствующих их потребностям и желаниям. Именно на них можно сосредоточить усилия по разработке туристских услуг, связанных с изучаемым объектом.

4. Задайте вопрос: А следует ли, собственно говоря, привлекать к объекту массового туриста? Какие последствия это может иметь? Уделите этому вопросу особое внимание. Не секрет, что подчас развитие массового туризма и недостаточно хорошо продуманная стратегия привлечения посетителей приносит не только экономическую выгоду, но и массу сложных и противоречивых явлений в области окружающей среды и социально-экономической ситуации.

5. Государственная политика – в данную секцию следует включить информацию о том, какую роль играют административные органы в обеспечении развития туризма и привлечении туристов и посетителей к местности, где расположен описываемый вами объект. Что разрешено и что запрещено? Какие меры предпринимаются? Насколько они эффективны и достаточны? Что можно изменить и к каким результатам могут привести предлагаемые изменения?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: