При реализации программы дисциплины «Культура речи» используются различные образовательные технологии: лекции и практические занятия (с использованием метода проектов, деловые игры, рефераты по темам курса) проводятся с использованием ПК и компьютерного проектора. Промежуточное тестирование проводится в компьютерных классах. Тесты по дисциплине разработаны в программе Test Office.
В течение 1-3 месяцев каждый студент пишет реферат на одну из предложенных тем. Затем рефераты должны быть сданы на проверку. В течение последующего времени происходит защита рефератов. Объем реферата – 10-15 стандартных печатных страниц. Реферат должен представлять собой логически последовательный анализ литературы по выбранной теме и заканчиваться выводами.
6.1. Примерная тематика рефератов:
1. Компьютерная терминология и компьютерный жаргон: появление, особенности использования (ОК-1, ОK-6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
2. Место заимствованной лексики в литературном языке (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
3. Как интонация обогащает нашу речь (ОК-1, ОK-6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
4. Формы работы с научной книгой: план, тезисы, выписки, конспект (ОК-1, ОK- 6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
5. Этикет научной дискуссии (ОК-1, ОK-6, ОК-16 ОПК- 1, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
6. Языковые формулы официальных документов. Язык и стиль распорядительных, документов (ОК-1, ОK-6, ОК-13, ОПК- 1, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
7. Язык и стиль информационно-справочных документов (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
8. Язык и стиль инструктивно-методических и организационных документов (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
9. Особенности составления коммерческой корреспонденции (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
|
10. Из истории русского делового письма (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
11. Интернациональные свойства русской официально-деловой речи (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
12. Этикет делового телефонного разговора. (ОК-1, ОK-6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5)
13. Этикет деловых переговоров (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
14. Этикет деловой переписки (ОК-1, ОK-6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
15. Как вызвать и поддерживать интерес слушателей (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
16. Д. Карнеги об искусстве публичного выступления (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
17. Искусство спора (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
18. Реклама, ее виды, способы влияния на людей (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
19. Эмоционально-экспрессивные возможности русской разговорной речи (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
20. Этикет непосредственного общения (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
21. Этикетные формы обращения (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
22. Невербальные средства общения (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6).
23. Этикет приветствия и представления (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
24. Этикет шутки, комплимента (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
25. Происхождение и значение личных имен (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
26. Образование парных наименований людей по месту жительства (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
27. Этикетное использование личных местоимений (ОК-1, ОK- 6, ОК-13 ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
28. Особенности московского и петербургского произношения (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
|
29. Русские традиции театрального произношения (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Специфику дисциплины «Культура речи» составляет следующее: 1) обширное содержание дисциплины, представленное в ГОС ВПО; 2) практическая направленность дисциплины (необходимость выполнения практических заданий, отработка практических навыков, формирующих речевое мастерство и речевую грамотность). Поэтому ряд тем выносится на самостоятельное изучение студентами. Самостоятельная работа организуется следующим образом: написание исследовательской работы «Виды речевых ошибок»; написание рефератов по избранной теме и с последующей их защитой в группе. В вопросах к экзамену отражены темы, выносимые на самостоятельное изучение. В конце учебного года в рамках Дней славянской письменности и культуры силами преподавателей кафедры русского языка и методики его преподавания проводится межфакультетская олимпиада по русскому языку и культуре речи. Олимпиада проводится в два этапа: 1) студенты, пожелавшие принять участие в олимпиаде, проходят тестирование по всему содержанию дисциплины «Русский язык и культура речи», 2) набравшие большее количество баллов за тест выполняют письменную творческую работу по одной из предложенных тем, авторы лучших работ награждаются дипломами победителей олимпиады на итоговом праздничном представлении в честь Дней славянской письменности и культуры.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
|
Дисциплина состоит из пяти разделов. Каждый заканчивается контрольной точкой. Каждая контрольная точка включает итоговую работу:
Первая итоговая работа. Составление сводной таблицы функциональных стилей русского литературного языка.
Вторая итоговая точка. Контрольная работа 2.
Образец контрольной работы 2:
1. Сделайте стилистический анализ текста:
Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель дождя колеблется от 0,05 до 7 мм. <…> Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации (см.: Коагуляция). Однако этим путем может образоваться дождь, выпадающий из капельных облаков, интенсивность которого (количество дождя, измеренное в миллиметрах и вычисленное в предположении, что дождь шел целый час) не превышает 1—2 мм/час. Более интенсивные дожди выпадают из облаков, состоящих из переохлажденных капель и ледяных кристаллов.
Интенсивность дождя колеблется от 0,25 мм/час (моросящий дождь) до 100 мм/час (ливень). Днем выпадает дождя больше, чем ночью.
2. Объясните и исправьте стилистические и речевые ошибки:
1. Программа предложила совершенно новую концепцию музыкальной передачи, сделав ее более модной, современной, придумав огромное количество компьютерных фишек и наворотов. 2. Не болтливый, но и не разговорчивый, мой друг всегда найдет для меня слова поддержки. 3. Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине. 4. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища. 5. Изящно и просто фигуристы решили эту проблему и поставили на ней крест.
Третья контрольная точка. Контрольная работа 3.
Образец контрольной работы 3:
Найдите, объясните и исправьте речевые и стилистические ошибки:
1) Дуэль Гринева и Швабрина была спонтанной. 2) Излечить национализм нам помогут человеколюбие, доброта и чувство компромисса. 3) Пушкин использует сон Татьяны, чтобы оповестить читателя о «преданьях старины», о вере людей в предсказания, в сновидения. 4) У каждого ребенка было увлекательное занятие по дому: уход за цветами, за яблонями, за садом. 5) Мастер жил в полуподвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце. 6) Конечно, условия города отличаются от села. Да и психология человека не похожа на характер деревенского жителя. 7) Что мешало Татьяне оставить старого лысого мужа-инвалида и завести себе любовника в качестве Онегина?
Четвертая контрольная точка. Составление и произнесение речи на выбранную тему.
Пятая контрольная точка. Итоговая контрольная работа.
Вопросы к экзамену
1. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка (ОК-1, ОK- 6, ОК-13 ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
2. Общенародный язык. Литературный язык. Устная и письменная формы литературного языка (ОК-1, ОK- 6, ОК-13 ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
3. Стилистика. Стиль. Стилистическая окраска (ОК-1, ОK- 6, ОК-13 ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
4. Стилистическое использование синонимов и антонимов. Ошибки в употреблении синонимов и антонимов (ОК-1, ОK- 6, ОК-13 ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
5. Стилистическое использование омонимов и многозначных слов. Ошибки в использовании омонимов и многозначных слов (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
6. Паронимы. Ошибки, связанные с употреблением паронимов (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
7. Стилистические ресурсы фразеологии. Использование в речи фразеологизмов, связанные с этим ошибки (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
8. Лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, просторечие (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
9. Лексика пассивного запаса. Устаревшие и новые слова. Стилистическое использование (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
10. Научный стиль. Языковые и стилевые особенности. Жанры научного стиля. Подстили (ОК-1, ОK- 6, ОПК- 1, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
11. Официально-деловой стиль. Языковые и стилевые особенности. Канцеляризмы (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5)..
12. Язык и стиль деловых документов (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
13. Публицистический стиль. Языковые и стилистические особенности. Жанры (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5)..
14. Риторика. Публичная речь. Оратор (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
15. Подготовка публичной речи. Тема и цель выступления. Работа с источниками. Виды записей (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
16. Композиция публичного выступления (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
17. Аргументы и аргументация (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
18. Психолингвистические основы публичной речи приемы преодоления волнения и страха во время выступления, приемы поддержания внимания слушателей, приемы установления контакта с аудиторией, учет особенностей аудитории (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
19. Разговорная речь. Условия ее функционирования, языковые черты. Роль внеязыковых факторов (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
20. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
21. Речевой этикет. Понятие речевого этикета, виды речевого этикета. Формулы речевого этикета в одной из ситуаций общения (по выбору) (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
22. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
23. Московский и петербургский варианты орфоэпической нормы (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
24. Акцентология. Особенности русского ударения. Акцентологические нормы русского литературного языка. Причины акцентологических ошибок. (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
25. Нормативный аспект рода имен существительных (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
26. Варианты падежных окончаний имен существительных (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
27. Склонение имен и фамилий в русском языке (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
28. Нормы употребления имен прилагательных (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
29. Нормы употребления местоимений (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
30. Нормы употребления глагола (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
31. Образование и употребление причастий (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
32. Образование и употребление деепричастий (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
33. Склонение количественных и порядковых числительных (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
34. Нормы сочетания числительных и существительных. Употребление собирательных числительных. Числительные в составе сложных слов (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
35. Синтаксические нормы согласования сказуемого с подлежащим (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
36. Синтаксические нормы согласования определения и приложения (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
37. Нормы управления. Прямое дополнение после глагола с отрицанием (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
38. Синтаксические нормы русского языка. Общая характеристика. Порядок слов в простом предложении, сложное предложение, способы передачи чужой речи (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
39. Изобразительно-выразительные средства русского языка (тропы), фоника (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
40. Риторические фигуры (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).
41. Смысловая полнота и информативная насыщенность речи (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
42. Точность и ясность, богатство и разнообразие речи (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
43. Употребление иноязычных слов. Понятие старославянизма (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
44. Логичность, чистота и уместность речи (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).
Образец практического задания к экзамену
1. Поставьте ударение в словах: автозаводская, базироваться, ветеринария, изгнила, избаловаться.
2. Произнесите слова: академизм, иноплеменный, жалейка, скворечник, враг.
3. Раскройте скобки, образуйте правильные формы: Письмо было написано американской девочкой (Саманта Смит). Театр поставил новую пьесу (Жан-Поль Сартр). Намечено провести 24 (лекция и семинар). Спортсмен бежал около 11,6 (секунда). Кто себя (обнаруживал – обнаруживали), (становился – становились) (жертвой – жертвами) снайперов.
4. Исправьте ошибки: На производственном собрании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.