6.1. Примерная тематика рефератов:. Рекомендации по организации самостоятельной работы




При реализации программы дисциплины «Культура речи» используются различные образовательные технологии: лекции и практические занятия (с использованием метода проектов, деловые игры, рефераты по темам курса) проводятся с использованием ПК и компьютерного проектора. Промежуточное тестирование проводится в компьютерных классах. Тесты по дисциплине разработаны в программе Test Office.

В течение 1-3 месяцев каждый студент пишет реферат на одну из предложенных тем. Затем рефераты должны быть сданы на проверку. В течение последующего времени происходит защита рефератов. Объем реферата – 10-15 стандартных печатных страниц. Реферат должен представлять собой логически последовательный анализ литературы по выбранной теме и заканчиваться выводами.

 

6.1. Примерная тематика рефератов:

1. Компьютерная терминология и компьютерный жаргон: появление, особенности использования (ОК-1, ОK-6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

2. Место заимствованной лексики в литературном языке (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

3. Как интонация обогащает нашу речь (ОК-1, ОK-6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

4. Формы работы с научной книгой: план, тезисы, выписки, конспект (ОК-1, ОK- 6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

5. Этикет научной дискуссии (ОК-1, ОK-6, ОК-16 ОПК- 1, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

6. Языковые формулы официальных документов. Язык и стиль распорядительных, документов (ОК-1, ОK-6, ОК-13, ОПК- 1, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

7. Язык и стиль информационно-справочных документов (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

8. Язык и стиль инструктивно-методических и организационных документов (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

9. Особенности составления коммерческой корреспонденции (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

10. Из истории русского делового письма (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

11. Интернациональные свойства русской официально-деловой речи (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

12. Этикет делового телефонного разговора. (ОК-1, ОK-6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5)

13. Этикет деловых переговоров (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

14. Этикет деловой переписки (ОК-1, ОK-6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

15. Как вызвать и поддерживать интерес слушателей (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

16. Д. Карнеги об искусстве публичного выступления (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

17. Искусство спора (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

18. Реклама, ее виды, способы влияния на людей (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

19. Эмоционально-экспрессивные возможности русской разговорной речи (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

20. Этикет непосредственного общения (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

21. Этикетные формы обращения (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

22. Невербальные средства общения (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6).

23. Этикет приветствия и представления (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

24. Этикет шутки, комплимента (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

25. Происхождение и значение личных имен (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

26. Образование парных наименований людей по месту жительства (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

27. Этикетное использование личных местоимений (ОК-1, ОK- 6, ОК-13 ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

28. Особенности московского и петербургского произношения (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

29. Русские традиции театрального произношения (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Специфику дисциплины «Культура речи» составляет следующее: 1) обширное содержание дисциплины, представленное в ГОС ВПО; 2) практическая направленность дисциплины (необходимость выполнения практических заданий, отработка практических навыков, формирующих речевое мастерство и речевую грамотность). Поэтому ряд тем выносится на самостоятельное изучение студентами. Самостоятельная работа организуется следующим образом: написание исследовательской работы «Виды речевых ошибок»; написание рефератов по избранной теме и с последующей их защитой в группе. В вопросах к экзамену отражены темы, выносимые на самостоятельное изучение. В конце учебного года в рамках Дней славянской письменности и культуры силами преподавателей кафедры русского языка и методики его преподавания проводится межфакультетская олимпиада по русскому языку и культуре речи. Олимпиада проводится в два этапа: 1) студенты, пожелавшие принять участие в олимпиаде, проходят тестирование по всему содержанию дисциплины «Русский язык и культура речи», 2) набравшие большее количество баллов за тест выполняют письменную творческую работу по одной из предложенных тем, авторы лучших работ награждаются дипломами победителей олимпиады на итоговом праздничном представлении в честь Дней славянской письменности и культуры.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Дисциплина состоит из пяти разделов. Каждый заканчивается контрольной точкой. Каждая контрольная точка включает итоговую работу:

Первая итоговая работа. Составление сводной таблицы функциональных стилей русского литературного языка.

Вторая итоговая точка. Контрольная работа 2.

Образец контрольной работы 2:

1. Сделайте стилистический анализ текста:

Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель дождя колеблется от 0,05 до 7 мм. <…> Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации (см.: Коагуляция). Однако этим путем может образоваться дождь, выпадающий из капельных облаков, интенсивность которого (количество дождя, измеренное в миллиметрах и вычисленное в предположении, что дождь шел целый час) не превышает 1—2 мм/час. Более интенсивные дожди выпадают из облаков, состоящих из переохлажденных капель и ледяных кристаллов.

Интенсивность дождя колеблется от 0,25 мм/час (моросящий дождь) до 100 мм/час (ливень). Днем выпадает дождя больше, чем ночью.

2. Объясните и исправьте стилистические и речевые ошибки:

1. Программа предложила совершенно новую концепцию музыкальной передачи, сделав ее более модной, современной, придумав огромное количество компьютерных фишек и наворотов. 2. Не болтливый, но и не разговорчивый, мой друг всегда найдет для меня слова поддержки. 3. Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине. 4. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища. 5. Изящно и просто фигуристы решили эту проблему и поставили на ней крест.

 

Третья контрольная точка. Контрольная работа 3.

Образец контрольной работы 3:

Найдите, объясните и исправьте речевые и стилистические ошибки:

1) Дуэль Гринева и Швабрина была спонтанной. 2) Излечить национализм нам помогут человеколюбие, доброта и чувство компромисса. 3) Пушкин использует сон Татьяны, чтобы оповестить читателя о «преданьях старины», о вере людей в предсказания, в сновидения. 4) У каждого ребенка было увлекательное занятие по дому: уход за цветами, за яблонями, за садом. 5) Мастер жил в полуподвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце. 6) Конечно, условия города отличаются от села. Да и психология человека не похожа на характер деревенского жителя. 7) Что мешало Татьяне оставить старого лысого мужа-инвалида и завести себе любовника в качестве Онегина?

 

Четвертая контрольная точка. Составление и произнесение речи на выбранную тему.

Пятая контрольная точка. Итоговая контрольная работа.

 

Вопросы к экзамену

1. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка (ОК-1, ОK- 6, ОК-13 ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

2. Общенародный язык. Литературный язык. Устная и письменная формы литературного языка (ОК-1, ОK- 6, ОК-13 ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

3. Стилистика. Стиль. Стилистическая окраска (ОК-1, ОK- 6, ОК-13 ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

4. Стилистическое использование синонимов и антонимов. Ошибки в употреблении синонимов и антонимов (ОК-1, ОK- 6, ОК-13 ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

5. Стилистическое использование омонимов и многозначных слов. Ошибки в использовании омонимов и многозначных слов (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

6. Паронимы. Ошибки, связанные с употреблением паронимов (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

7. Стилистические ресурсы фразеологии. Использование в речи фразеологизмов, связанные с этим ошибки (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

8. Лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, просторечие (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

9. Лексика пассивного запаса. Устаревшие и новые слова. Стилистическое использование (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

10. Научный стиль. Языковые и стилевые особенности. Жанры научного стиля. Подстили (ОК-1, ОK- 6, ОПК- 1, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

11. Официально-деловой стиль. Языковые и стилевые особенности. Канцеляризмы (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5)..

12. Язык и стиль деловых документов (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

13. Публицистический стиль. Языковые и стилистические особенности. Жанры (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5)..

14. Риторика. Публичная речь. Оратор (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

15. Подготовка публичной речи. Тема и цель выступления. Работа с источниками. Виды записей (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

16. Композиция публичного выступления (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

17. Аргументы и аргументация (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

18. Психолингвистические основы публичной речи приемы преодоления волнения и страха во время выступления, приемы поддержания внимания слушателей, приемы установления контакта с аудиторией, учет особенностей аудитории (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

19. Разговорная речь. Условия ее функционирования, языковые черты. Роль внеязыковых факторов (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

20. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

21. Речевой этикет. Понятие речевого этикета, виды речевого этикета. Формулы речевого этикета в одной из ситуаций общения (по выбору) (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

22. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

23. Московский и петербургский варианты орфоэпической нормы (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

24. Акцентология. Особенности русского ударения. Акцентологические нормы русского литературного языка. Причины акцентологических ошибок. (ОК-1, ОK- 6, ОК-16 ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

25. Нормативный аспект рода имен существительных (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

26. Варианты падежных окончаний имен существительных (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

27. Склонение имен и фамилий в русском языке (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

28. Нормы употребления имен прилагательных (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

29. Нормы употребления местоимений (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

30. Нормы употребления глагола (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

31. Образование и употребление причастий (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

32. Образование и употребление деепричастий (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

33. Склонение количественных и порядковых числительных (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

34. Нормы сочетания числительных и существительных. Употребление собирательных числительных. Числительные в составе сложных слов (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

35. Синтаксические нормы согласования сказуемого с подлежащим (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

36. Синтаксические нормы согласования определения и приложения (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

37. Нормы управления. Прямое дополнение после глагола с отрицанием (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

38. Синтаксические нормы русского языка. Общая характеристика. Порядок слов в простом предложении, сложное предложение, способы передачи чужой речи (ОК-1, ОK- 6, ОК-13, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

39. Изобразительно-выразительные средства русского языка (тропы), фоника (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

40. Риторические фигуры (ОК-1, ОK- 6, ОК-16, ОПК-3, ОПК-6, ПСК-4, ПСК-5).

41. Смысловая полнота и информативная насыщенность речи (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

42. Точность и ясность, богатство и разнообразие речи (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

43. Употребление иноязычных слов. Понятие старославянизма (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

44. Логичность, чистота и уместность речи (ОК-1, ОK- 6, ОПК-3, ОПК-6, ПК-5, ПСК-4, ПСК-5).

 

Образец практического задания к экзамену

1. Поставьте ударение в словах: автозаводская, базироваться, ветеринария, изгнила, избаловаться.

2. Произнесите слова: академизм, иноплеменный, жалейка, скворечник, враг.

3. Раскройте скобки, образуйте правильные формы: Письмо было написано американской девочкой (Саманта Смит). Театр поставил новую пьесу (Жан-Поль Сартр). Намечено провести 24 (лекция и семинар). Спортсмен бежал около 11,6 (секунда). Кто себя (обнаруживал – обнаруживали), (становился – становились) (жертвой – жертвами) снайперов.

4. Исправьте ошибки: На производственном собрании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: