Во времена “холодной войны” Латинская Америка была одной из важнейших арен противостояния США и Советского Союза, но после распада биполярной системы международных отношений оказалась на периферии российской внешней политики. В большинстве стран региона, ориентировавшихся ранее на социалистическую модель развития, к власти пришли либерально ориентированные политические силы. В других государствах от власти добровольно или почти добровольно отказались спонсируемые Вашингтоном диктаторские режимы. В результате абсолютное большинство государств Латинской Америки устремилось к освоению модели либеральной рыночной экономики.
События, произошедшие в начале 1990-х годов, прежде всего в самой России и в странах Восточной Европы, затронули весь комплекс международных отношений. Эти изменения самым непосредственным образом отразились и на отношениях Российской Федерации со странами Латинской Америки. Период начала 1990-х годов оценивался крайне негативно, в частности, появился даже термин «бегство с Кубы». После некоторой паузы, с 1996 г. ситуация начала меняться. Два визита министра иностранных дел Е. М. Примакова (май 1996 г. и ноябрь 1997 г.) в Мексику, Венесуэлу, Бразилию, Аргентину, Колумбию, Коста-Рику и на Кубу не только помогли «сохранить лицо» российской дипломатии, но и открыли, по сути, новый этап в отношениях РФ с этим регионом.
В целом за период 1992-2000 гг. между РФ и странами Латинской Америки было подписано более 140 двусторонних документов, в том числе с 14 странами - так называемые договоры и декларации «нового поколения» (свободные от идеологической фразеологии), и число их продолжает расти. Примечателен тот факт, что уже в 1992 г. Российской Федерацией был получен статус постоянного наблюдателя при Организации американских государств (ОАГ), которую в прежние времена наши политические лидеры и многие специалисты язвительно называли не иначе как «министерством по делам колоний» и «орудием американского империализма».
|
В дипломатической практике РФ латиноамериканский регион выделился в самостоятельное направление с растущим потенциалом взаимопонимания и взаимодействия на международной арене. Новый импульс отношения со странами Латинской Америки получили после 2000 г. Начало им положили визиты президента РФ В.В. Путина на Кубу (декабрь 2000 г.), затем в Мексику, Бразилию и Чили (2004).
В соответствии с Концепцией внешней политики России, работа на латиноамериканском направлении нацелена на продвижение российских интересов в регионе. Усилия российской дипломатии в этом регионе были направлены на поиск совпадающих интересов с латиноамериканскими странами и их межгосударственными объединениями.
Большинство государств Латинской Америки рассматривает развитие отношений с Россией как возможность диверсификации своих внешних связей, в том числе торгово-экономических, видит в нашей стране одного из надежных партнеров на мировой арене. Близки подходы России и стран региона к вопросам обеспечения глобальной и региональной безопасности. Россия и такие латиноамериканские гиганты, как Бразилия, Аргентина, Мексика, имеют сходные позиции в системе мирохозяйственных связей. Государства Латинской Америки, так же, как и Россия, оказались в геостратегическом плане вне трех основных полюсов мирового развития - североамериканского, тихоокеанского и западноевропейского.
|
Другим базисным фактором, расширяющим поле для партнерства, служит общая незаинтересованность в однополюсном миропорядке и стремление к неконфронтационному сдерживанию гегемонистских устремлений в политике Соединенных Штатов.Наконец, в этот период также выявилась взаимная дополняемость экономик России и ведущих государств Латинской Америки. Она оказалась тем регионом, где российский экспорт рос наиболее динамично (в среднем на 30 % в год в 1994 - 1996 гг., превысив 4 млрд. долл.). Одним из самых перспективных направлений является сотрудничество в реализации масштабных планов по созданию системы нефтепроводов: от Венесуэлы - через территорию Бразилии - до Аргентины и Чили.
Стратегической экономической задачей для России, с точки зрения диверсификации ее экспорта в страны Латинской Америки, является развитие военно-технического сотрудничества (ВТС). В 2006 г. с заключением контрактов на поставки российского стрелкового оружия и боеприпасов, истребителей и вертолетов удалось выйти на масштабное и имеющее долгосрочные перспективы сотрудничество с Венесуэлой. Есть возможности расширения ВТС с некоторыми другими государствами.
Еще одним перспективным направлением является развитие научно-технических связей с Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Чили и другими странами, в том числе в сфере космических исследований (запуск спутников и космонавтов, зондирование Земли и т.п.), мирного использования ядерной энергии.
|
Экономическое проникновение остаетсяприоритетной задачей России в Латинской Америке.
Гуманитарная составляющая отношений РФ и стран Латинской Америки. Не менее важным фактором сотрудничества России со странами Латинской Америки является развитие гуманитарных и культурных связей. В Латинской Америке проживают порядка 300-350 тыс. выходцев из России и бывшего СССР — они есть практически в каждой стране этого обширного региона. Большим подспорьем в сохранении и развитии дружественных контактов с нашими соотечественниками является деятельность представителей Русской православной церкви. Русская духовная культура стала основой беспрецедентного проекта, который стартовал 17 октября 2008 г. и за месяц охватил семь государств и десять городов Латинской Америки. В последние годы российские регионы все активнее включаются не только в экономическое, но и в культурное сотрудничество со странами Латинской Америки.
В “Концепции внешней политики Российской Федерации”, введенной в действие президентом Д.А. Медведевым 12 июля 2008 года, указывается: “Россия будет стремиться к налаживанию стратегического партнерства с Бразилией; наращивать политическое и экономическое сотрудничество с Аргентиной, Мексикой, Кубой, Венесуэлой и другими странами Латинской Америки, Карибского бассейна и их объединениями, опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношениях с государствами этого региона за последние годы; расширять взаимодействие с этими государствами в международных организациях; поощрять экспорт в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, осуществлять совместные проекты в сфере энергетики, инфраструктуры, высоких технологий, в том числе в рамках планов, разрабатываемых в региональных интеграционных объединениях”.