Страны Центральной Азии – Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан – играют для России важную роль в качестве защиты от исламского мира и Азии, а также в качестве энергетических и экономических партнеров. Казахстан уже связан с Россией и является членом Таможенного Союза наряду с Беларусью. Туркменистан пытается по мере сил оставаться в изоляции, а Узбекистан активно выступает против попыток России к возрождению. Кыргызстан и Таджикистан, возможно, хотят оказать помощь России, однако внутренняя нестабильность и проблемы безопасности в обеих странах представляют для Москвы проблемы.
Отношения в сфере безопасности и военного сотрудничества РФ С ЦАР
1-й этап. 1992-1995
Страны ЦА были по большому счету оставлены ельцинской Россией наедине с угрозами, исходящими из охваченного гражданской войной Афганистана. Одновременно с этим в начале 90-х годов Россия значительно снизила уровень военного сотрудничества со странами Центральной Азии. Декларируемые планы формирования системы коллективной безопасности в ЦА (и в СНГ в целом) в рамках подписанного в мае 1992 года в Ташкенте Договора «О коллективной безопасности» практически не реализовывались. Аналогичная ситуация в сфере безопасности складывалась и в двустороннем формате отношений РФ со странами региона.
Важным исключением, выбивающимся из общего контекста политики России того времени, стала деятельность 201-я мотострелковой дивизии в Таджикистане и российских пограничников в ряде стран региона. Во многом именно усилиями российских военных в начале 90-х годов была предотвращена угроза дестабилизации Центральной Азии вследствие гражданской войны в Таджикистане (период 1992-1996 годов).
|
Однако в целом ельцинское руководство пыталось дистанцироваться от событий в ЦА. В отсутствии политической воли и поддержки со стороны Кремля российские военные фактически были оставлены на произвол судьбы, а само военное присутствие России в регионе стало постепенно приобретать все более формальный характер. Москва не смогла воспрепятствовать ни эскалации внутритаджикского конфликта, ни потоку наркотиков из Афганистана, ни усилению военного присутствия в регионе со стороны других стран.
2-й этап 1995-2000
Во второй половине 90-х годов Россия уже стала придавать большее значение стабильности и безопасности в ЦА. Главным образом это было связано с возросшим пониманием в РФ угрозы ее собственной безопасности со стороны радикального ислама. В конце 90-х годов исламские радикалы практически полностью контролировали Афганистан (после поражения сил Северного альянса в 1998 году) и Чеченскую республику (после вывода из нее в 1996 году российских войск). Учитывая рост террористической активности внутри самой РФ и параллельную эскалацию военного конфликта на северном Кавказе, в Москве появилось осознание тесной взаимосвязи между деструктивными силами, действующими на территории России, в Афганистане и ряде стран Центральной Азии.
3-й этап с 2000
Развитие сотрудничества со странами региона в военной сфере и по вопросам безопасности, пожалуй, рассматривается Москвой как основной механизм проецирования и усиления своего влияния в регионе, что в целом идет в контексте современного внешнеполитического курса Кремля на укрепление глобальных позиций.
|
Началом воплощения усилий Москвы по налаживанию практического взаимодействия стало создание в августе 2001 года в г.Бишкеке (Кыргызстан) отделения Антитеррористического центра (АТЦ СНГ) по Центральной Азии, которое было укомплектовано сотрудниками спецслужб России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Вскоре после этого, в 2003 году, РФ открыла военную авиабазу в Кыргызстане (г.Кант), которая стала одной из составляющих Коллективных сил быстрого реагирования, сформированных в рамках ОДКБ.
Наиболее активно сотрудничество в военной сфере и по вопросам безопасности сегодня развивается с Казахстаном, Таджикистаном, а также Узбекистаном. Москва, извлекая уроки из ошибок 90-х годов (из-за которых в 1999 году практически перестал работать ДКБ, подписанный в 1992 году в г.Ташкенте) начала придавать на порядок большое значение стимулированию заинтересованности государств региона в сотрудничестве именно с Россией.
Так уже с 2002 года Москва предоставила странам-участницам ОДКБ льготные условия для подготовки военных кадров в российских военных учебных заведениях, а также право приобретать российское оружие и технику для подразделений национальных ВС по ценам внутреннего российского рынка. Начиная с 2004 года, вошло в практику проведение ежегодных совместных учений, ориентированных на противодействие угрозам региональной безопасности.
Сегодня прослеживается все более четкий акцент России на развитии как двусторонних, так и многосторонних форм сотрудничества, где Москва берет на себя функцию координатора процесса формирования региональной системы безопасности. Последние события на Южном Кавказе и вокруг него внесли дополнительный импульс в вопросы взаимодействия России со своими центральноазиатскими партнерами в сфере безопасности. На саммите ОДКБ в Москве в начале сентября 2008 года главы государств Центральной Азии поддержали предложение России об усилении военной составляющей ОДКБ и углублении в рамках Организации коалиционного военного строительства.
|
И несколько фактов в тему:
1) Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), в которое входили Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан (присоединился в 1998 году) было образовано в 1994 г. Эта региональная организация занималась, прежде всего, локальными проблемами (Землепользованием, водоснабжением, экологией). В 2004 году к ОЦАС (Организация центрально-азиатского сотрудничества, как стал называться ЦАЭС) присоединилась Россия, что расширило круг вопросов, которыми стала заниматься эта организация, и в известной степени снизило степень соперничества Казахстана и Узбекистана за лидерство в регионе. В 2005 году страны ОЦАС приняли решение войти в ЕврАзЭС и слить обе эти организации. При этом руководство Узбекистана не только санкционировало вступление страны в ЕврАзЭС, но и заключило договор о союзнических отношениях с Россией, что еще два-три года назад казалось делом невероятным.
2) ТАДЖИКИСТАН. Эта миротворческая операция проводилась российскими силами в Таджикистане в составе Коллективных миротворческих сил под эгидой СНГ. Росссия выдвинула идею создания коалиции сил стран СНГ для обеспечения стабильности в регионе. В 1993 - решение о создании Коллективных Миротворческих Сил (КМС). При разработке их задач учитывался опыт миротворческих операций в Приднестровье и Южной Осетии. Помимо России, еще 3 страны взяли на себя обязательство направить по одному батальону в состав миротворческих сил. Узбекистан, Киргизия, Казахстан). КМС представляли собой обычную войсковую группировку российской армии. Используя вывеску КМС и эгиду СНГ Россия занимает стратегически важное для нее положение в этом регионе, поддерживая своей мощью сложившийся расклад сил в Таджикистане.