Контрольно измерительные материалы




Областное государственное автономное профессиональное

Образовательное учреждение

«Белгородский педагогический колледж»

РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК протокол № __ от «__»_______201_г. Председатель ________ _________ подпись ФИО УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по УМР ________ _________ подпись ФИО

 

 

 

Контрольно измерительные материалы

по дисциплине «Основы экологической культуры»

по специальности 050144 «Коррекционная педагогика»

для студентов 3 курса

 

 

Разработчик: Бурченко Т. В., преподаватель основ экологической культуры

 

 

 

 

 


Инструкция: выберите один правильный ответ

1. Когда зародилась экологическая наука?

1) В античные времена.

2) В эпоху Возрождения.

3) 19 веке.

4) Во второй половине 20 века.

 

2. Кто впервые ввел термин “экология” в науку?

1) Аристотель.

2) Чарльз Дарвин.

3) Эрнст Геккель.

4) Владимир Иванович Вернадский.

 

3. Что служит объектом изучения экологии?

1) Клетки

2) Виды микроорганизмов, животных и растений

3) Надорганизменные системы

4)Окружающая среда, влияющая на живые организмы

 

4. Аутэкология – это …

1) Экология особей

2)Экология популяций

3)Экология видов.

4) Экология сообществ

 

5. Демэкология - это …

1) Экология особей

2) Экология популяций

3) Экология видов

4)Экология сообществ

 

6. Синэкология - это …
1) Экология особей

2) Экология популяций

3) Экология видов

4)Экология сообществ

7.Экология изучает различные явления, происходящие в живой природе. Найдите их среди ответов и укажите явление, которое основным предметом изучения экологии не служит.

1) Влияние окружающей среды на организм

2) Взаимоотношения между особями разных видов

3) Механизм возникновения мутаций под действием мутагенных факторов внешней среды.

4) Влияние организмов на окружающую среду.

 

8. «Правило конкурентного исключения» сформулировал

1) Г. Ф. Гаузе

2) Ч. Дарвин

3) Т. Морган

4) И. Р. Майер

 

9. Какими факторами среды являются рельеф, климат, почва, воздух

1) антропогенные

2) биотические

3) абиотические

 

10. Какие факторы среды взаимодействуют в биоценозе

1) антропогенные

2) биотические

3) абиотические

4) все перечисленные

 

11. Зелёные растения, производители органического вещества – это…

1)продуценты

2)консументы

3)редуценты

4) все ответы неверные

 

12. Наиболее благоприятная для организма интенсивность экологического фактора носит название

1)оптимальный фактор

2)ограничивающий фактор

3)экологический фактор

4)антропогенный фактор

 

13. Существует несколько основных характеристик популяций животных, по которым разные популяции одного вида отличаются друг от друга. Найдите эти характеристики среди ответов и укажите ту особенность, которая такой характеристикой не является

1)Численность особей

2)Генофонд

3)Способность скрещиваться с особями, мигрирующими из других популяций

4)Возрастной состав, в том числе соотношение половозрелых и неполовозрелых особей

14. Существуют основные показатели, используемые для характеристики биогеоценоза и происходящих в нём процессов. Найдите эти показатели среди ответов и укажите признак, который к таким показателям не относят

1)Видовое разнообразие

2)Плотность той или иной популяции

3)Биомасса

4)Совокупность генофондов всех популяций

 

15. Назовите учёного-основоположника учения о биогеоценозах

1)В. В. Докучаев

2)В. Н. Сукачёв

3)В. И. Вернадский

4)Н. И. Вавилов

 

16. Назовите группу экологических факторов, к которой относят такие компоненты внешней среды, как забота животных о потомстве, ухаживание самцов за самками, паразитизм.

1) абиотические

2)биотические

3)антропогенные

4) все перечисленные

 

17. Какую интенсивность экологического фактора называют оптимальной для организма?

1) наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма

2) наименьшую среди тех, при которой возможно существование организма

3) наибольшую среди тех, при которых возможно существование организмов

4)изменение которой не сказывается на интенсивности жизнедеятельности организма

 

18. Соотношение половозрелых и неполовозрелых особей в популяции животных различно и зависит от многих причин. Найдите эти причины среди ответов и укажите признак, который такой причиной не является

1) продолжительность жизни особей

2)время наступления половой зрелости

3)интенсивность размножения

4)судьба особей после размножения

 

19. Площадь территории, занимаемой разными популяциями животных одного вида, а тем более различных видов, очень колеблется и зависит от нескольких факторов. Найдите эти факторы среди ответов и укажите фактор, который на площадь ареала не влияет

1)подвижность особей

2)наличие благоприятных для жизни климатических условий

3)наличие естественных географических барьеров и преград для расселения

4)уровень мутационной изменчивости

 

20. Как называются крайние значения интенсивности экологического фактора, при котором ещё возможно функционирование организма?

1)норма реакции

2)ограничивающие факторы

3)пределы выносливости

4)оптимальные значения

 

21. Как сказывается изменение интенсивности одного экологического фактора на пределы выносливости организма по отношению к другому экологическому фактору?

1) не изменяются

2)изменяются в ту или иную сторону

3)всегда сужаются

4)всегда расширяются

 

22. Термин «популяция» первоначально был предложен одним учёным-генетиком для того, чтобы отличить группу гетерозиготных особей от группы гомозиготных организмов чистой линии. Затем термин быстро прижился, особенно в экологии и генетике. Назовите учёного, предложившего этот термин

1) Т. Морган

2) В. Иоганнсен

3) Н. И. Вавилов

4) И. И. Шмальгаузен

 

23. Представим, что температура окружающей среды повысилась в направлении к оптимальному значению этого фактора. Как это повлияет на выносливость организма по отношению к неблагоприятным значениям влажности?

1) не изменит

2) снизит

3) повысит

4) все ответы не верны

 

24. В каком случае существование вида становится невозможным?

1) интенсивность каждого действующего на организм экологического фактора имеет величину, отличную от оптимальной.

2)интенсивность одного из факторов, действующих на организм, выходит за границы пределов выносливости

3)интенсивность одного из факторов, действующих на организм, имеет величину, отличную от оптимальной

4) все ответы не верны

 

25. Как называется экологический фактор, выходящий за пределы выносливости организма?

1)абиотический

2)ограничивающий

3)биотический

4)оптимальный

 

26. Биогеоценоз как экологическая система характеризуется определёнными особенностями, Найдите эти особенности среди ответов и укажите признак, который для биогеоценоза не характерен

1) включает в себя живые существа, которых относят к разным видам

2)является относительно устойчивой системой

3) является саморегулирующей системой

4)является замкнутой системой: не обменивается с внешней средой энергией и веществом

 

27. Представим, что температура окружающей среды понизилась в направлении к оптимальному значению этого фактора. Как это повлияет на выносливость организма по отношению к недостатку пищи?

1) не изменит

2) снизит

3) повысит

4) все ответы не верны

 

28. В наземном биогеоценозе микроорганизмы и грибы завершают разложение органических соединений до простых минеральных компонентов, которые снова вовлекаются в круговорот веществ представителями одной группы организмов. Назовите эту группу организмов

1) консументы

2)продуценты

3)редуценты

4)гаметофит

 

29. Укажите наиболее сложный наземный биогеоценоз

1) берёзовая роща

2) сосновый бор

3) дубрава

4) пойма рек

 

30. Назовите в агроценозе пшеничного поля группу организмов, к которой относят насекомых, птиц, полёвок, лис и других животных.

1) консументы

2)продуценты

3)редуценты

4)гаметофит

 

31. Назовите экологический фактор, ограничивающий распространение многих животных и растений к северу

1) нарушение характерного для средних широт чередования дня и ночи

2) недостаток пищи

3) недостаток тепла

4) избыток влаги

 

32. Как называется наиболее подходящее для организма сочетание величин абиотических и биотических факторов, благоприятное для его роста, развития и размножения?

1) пределы выносливости

2) оптимальное значение

3)биологический оптимум

4)норма реакции

 

33. Что такое биологический оптимум?

1)наилучшее для организмов сочетание абиотических и биотических факторов определённой интенсивности

2)интенсивность экологического фактора, наиболее оптимальная для организма

3)пределы выносливости для организма по отношению к одному экологическому фактору

4)совокупность пределов выносливости организма по отношению ко всем основным экологическим факторам

 

34. Укажите биотический фактор

1) свет

2) скорость ветра

3) газовый состав атмосферы

4)запах организма

 

35. Укажите организмы, которых относят к группе продуцентов

1) наземные растения, водоросли, бактерии-хемосинтетики

2)травоядные и плотоядные животные

3)бактерии гниения и брожения, грибы

4) все ответы не верны

 

36. Укажите организмы, которых относят к группе консументов

1) наземные растения, водоросли, бактерии-хемосинтетики

2)травоядные и плотоядные животные

3)бактерии гниения и брожения, грибы

4) все ответы не верны

 

37. Как в большинстве биогеоценозов называют группу организмов, которые являются первичными производителями органического вещества и с которых начинается большинство пищевых цепей?

1) консументы

2)продуценты

3)редуценты

4)гаметофит

 

38. Качественно новая форма организованности, возникающая при взаимодействии Природы и общества, это …

1)биосфера

2)ноосфера

3)стратосфера

4)тропосфера

 

39. Назовите группу экологических факторов, под действием которых происходит наиболее быстрая и часто скачкообразная смена биогеоценозов

1) абиотические

2)биотические

3)антропогенные

3) все ответы неверны

 

40. Сильно развитые корни длиной до 16м у верблюжьей колючки; жировые отложения в горбе верблюда; подкожные отложения жира у грызунов; содержание липидов в кутикуле насекомых, Все эти особенности являются приспособлением животных к одному из важных экологических факторов

1) недостаток питательных веществ

2) высокая температура

3) недостаток влаги

4)низкая температура

 

41. Как в биогеоценозе называют группу организмов, представители которой разрушают органические остатки, доводя распад органических веществ до простых минеральных соединений?

1)продуценты

2) консументы

3)редуценты

4)все ответы не верны

 

42. Укажите у животных и растений пустынь приспособления, которые у них сформировались к периодически возникающему недостатку влаги.

1) длинные и сильно развитые корни у многолетних растений

2) летний сон и летняя спячка у грызунов и черепах

3) обильные подкожные жировые отложения у грызунов и верблюда

4) всё перечисленное

 

43. Назовите антропогенное воздействие, которое с меньшей скоростью, чем другие, ведёт к смене биогеоценоза

1) вырубка леса

2) неумеренный выпас скота

3)распашка земель с созданием агроценозов

4)строительство водохранилищ

 

44. Представьте, что в результате хозяйственной деятельности человека на большой площади увеличилась численность растений одного вида. Как это скажется на численности насекомых, которые питаются растениями этого вида?

1) численность не изменится

2) численность увеличится

3)численность уменьшиться

4)все варианты ответов неверные

 

45. Существует несколько основных характеристик популяций, по которым разные популяции одного вида отличаются друг от друга. Найдите их среди ответов и укажите ту особенность, которая такой характеристикой не является

1)Экологические условия ареала

2)Интенсивность миграции

3)Наличие у особей специфических изменений признаков

4)Формы внутривидовых отношений

 

46. Деятельность человека привела к существенным неблагоприятным изменениям в биосфере. Укажите среди них то изменение, которое уже сейчас может иметь более тяжёлые последствия я человечества, чем другие

1)климатические изменения, связанные с «парниковым» эффектом

2)загрязнение атмосферы

3)загрязнение водоёмов

4)уменьшение видового разнообразия

 

47. Назовите учёного-основоположника целостного учения о биосфере

1)В. В. Докучаев

2)В. Н. Сукачёв

3)В. И. Вернадский

4)Н. И. Вавилов

 

48. Озоновый слой, защищающий обитателей Земли от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца, разрушается под влиянием химических соединений, выбрасываемых человечеством в атмосферу. Назовите одно из таких химических соединений.

1)оксид азота

2)углекислый газ

3)кислород

4)азот

 

49. В 1987 году десятки стран подписали в Монреале соглашение, предусматривающее снижение производства фреонов (хлорфторуглеродов) на 50%. С чем связано ограничение использования фреонов?

1)загрязняют почвы и водоёмы

2)разрушают почвенный покров и вызывают гибель лесов

3)загрязняют продукты питания

4)создают «парниковый эффект» и разрушают озоновый слой

 

50. Укажите основную причину, по которой человек должен планировать свою хозяйственную деятельность в мировом масштабе

1)истощение ресурсов биосферы

2)стремление получить максимальную пользу от биосферы

3)существенное воздействие человека на происходящие в биосфере процессы, способное нарушить её устойчивость

4)угроза гибели биосферы

 

51. Кислотные дожди губят леса и обитателей внутренних водоёмов. Они порождаются химическими соединениями, которые в огромных количествах выбрасываются человечеством в атмосферу. Назовите химические соединения, являющиеся основной причиной образования кислотных дождей

1)углекислый газ

2)сернистый газ

3)фреон

4)метан

 

52. Назовите расстояние, на котором формируется озоновый слой, отражающий губительные для жизни организмов космические излучения и частично ультрафиолетовые лучи.

1)5-7км

2)7-15км

15-35км

35-75км

 

53. Как уничтожение лесов влияет на уровень грунтовых вод?

1) не изменяет

2) повышает

3) снижает

4) ведёт к исчезновению

 

54. Активное участие человека в замкнутом процессе круговорота веществ, когда производительные силы Человека участвуют в непрерывном обмене веществом, энергией и информацией с биосферой, превращает биосферу в…

1) гидросферу

2) литосферу

3) ноосферу

4) сферу Дайсона

 

55. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека, отражающееся на функционировании экосистемы, связано с фактором…

1) антропогенным

2) абиотическим

3) биологическим

4) ограничивающим

 

56. Наука, изучающая отношения организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой, называется…

1) экологией

2) палеонтологией

3) систематикой

4) антропологией

 

57. Нравственно-духовная сфера жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность - это

1) экологическая культура

2) экологическое образование

3) экологическое сознание

4) экологическое мышление

 

58. Закон: «ограничивающим фактором жизни организма может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет величину выносливости организма к этому фактору» сформулировал

1) В. Шелфорд

2)Ю. Либих

3) В. И. Вернадский

4) К. Бэр

 

59. Система деятельности, не обеспечивающая сохранение природно-ресурсного потенциала, называется

1)Нерациональное природопользование

2) Рациональное природопользование

3)Рекреационное природопользование

4) Все ответы неверны

 

60. В какое время года «дыры» в озоновом слое наиболее крупные?

1) летом

2) весной

3) зимой

4) осенью

 

61. Назовите химическое соединение, из которого в нижних слоях стратосферы под действием солнечного излучения образуется озон

1) CO2

2) O2

3) H2O

4) H2O2

 

62. Представление об экологической нише было впервые высказано

1) Джоном Гриннелом

2) В. В. Докучаевом

3) В. И. Вернадским

4) К. Бэром

 

63. В конце XIX века, завезённые в Австралии кролики в условиях обилия корма и отсутствия естественных врагов, расселились почти по всему континенту, разоряя лучшие пастбища, выедая проростки молодой сосны. К кроликам применили один из биологических методов борьбы, что на определённый срок снизило их численность. Назовите этот метод.

1) внедрение естественных врагов-хищников

2)заражение вирусом

3) внедрение естественных конкурентов по источнику питания

4) стерилизация самцом

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: