ПЛАН
Урока теоретического обучения №15,16
По дисциплине ОДБ.01 Русский язык
Количество часов 1
Дата:14.02.22
Группа: 3
Специальность: ПК
Преподаватель: Демченко Т.О
Тема: Бессоюзная (интонационная) связь однородных членов предложения. Союзы при однородных членах предложения.
Цель урока: Повторить и систематизировать материал по теме «Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах»
Тип урока: урок-практикум, закрепление полученных знаний.
Ход урока
I. Организация урока.
Закрепление материала прошлого урока. (переписать в тетрадь)
II. Практикум.
1)Графический диктант (Расставить знаки препинания) Выполнить!
1) Вода отражала небо и была то серой то бирюзовой то мягко-молочного цвета.
2) Дети собирали в лесу грибы и ягоды цветы и лесные травы.
3) В ту минуту я не то чтобы испугался а растерялся на какое-то время.
4) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
5) Поворчал он да не посмел ослушаться.
6) Приеду не завтра но скоро и пробуду у вас все лето.
- Итак кто может подвести итог проделанной работы
III. Актуализация знаний, работа с текстом.Выполнить анализ текста!
Но ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро и скоро, точно дым затуманили солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь…сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая, тревожная ночь…
· Тема и основная мысль текста
· Заглавие, его смысл
· Стиль, тип
· Средства художественной изобразительности
· Связь между предложениями
· Синонимы
· Антонимы
· Многозначные слова
· Устаревшие слова
Однородные члены предложения (тесты).
1. Укажите, сколько в предложении однородных членов, если они есть (знаки препинания не расставлены):
а) нет однородных членов;
б) два однородных члена;
в) три однородных члена;
г) четыре однородных члена;
д) пять однородных членов
1. Язык Бунина прост почти скуп чист и живописен.
2. Четыре года ты ее не видел четыре года писем не писал.
3. Помню я вечер весенний розовый блеск облаков запах душистой сирени светлые окна прудов.
4. Весна посылает вести радостно ясно ново.
5. Солнце блестело и на только что распустившейся листве и на молодой траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки.
6. Яркий майский день заиграл всеми своими голубыми красками.
7. Еще у древних необходимым условием усовершенствованного воспитания считалось путешествие.
8. Росло во мне желание жить водить большие корабли любить знакомиться дружить.
9. Незаметно зажглась и начала разгораться в небе оранжевая полоска зари.
10. Подхватил меня резкий ветер закружил забросил в тайгу.
2. Укажите, нужна ли запятая перед союзом да:
а) нужна;
б) не нужна
1. Сын раскрыл было рот да пошатнулся на ногах, позеленел в лице и вышел вон.
2. А жизнь сурова, она идет себе да идет по своим законам.
3. В настоящую лесную глушь забираются только белки да пестрый дятел.
4. Я давно хотел об этом рассказать да был чем-то огорчен.
5. А потом позвонил медведь да как начал, как начал реветь.
3. Определите, сколько запятых нужно поставить в предложении с однородными членами, соединенными союзом (союзами):
а) одну запятую;б) две запятых;в) три запятых;г) не нужны запятые
1. Шли лесными тропинками и лесным бездорожьем забредали на хутора и в маленькие деревушки.
2. Глубоко-глубоко отражались в пруде и берег и вечернее небо и белые полоски облаков.
3. Я люблю эти темные ночи эти звезды и клены и пруд.
4. Дом был весь окружен этими видами этим воздухом да полями.
5. Небо на востоке посветлело и отливало зеленью.
6. В этом возгласе было и восхищение и благодарность и любовь.
7. Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и мирные места.
4. Укажите, какой знак пропущен в предложении с однородными членами:
а) запятая;б) двоеточие;в) тире;г) все знаки стоят верно
1. Зимой и летом, днем и ночью, в шторм и в непогоду выходят в море корабли.
2. Все вокруг: и лесные дали, и небо, и широкая гладь канала посветлело.
3. Лиственные деревья: осина, ольха, береза – еще голы.
4. Все вижу стволы, прошлогодние листья, сухие стебли трав.
5. В поздний час все домашние в сборе братья, сестры, отец и мать.
6. И леса твои, и поля твои все забрал бы с собой.
7. Ужинали все вместе и оба лесничих, и кучер, и женщины.
8. Все вокруг: подсолнухи акации и сухая трава – были покрыты пылью.
9. Был там липовый парк и леса, и вековое безмятежное спокойствие.
10. Вся мебель: диваны, столы и стулья были сделаны из красного дерева.