Россия и страны Центральной и Юго-Восточной Европы: возможности сотрудничества и противоречия.




Регион.

Юго-Восточная Европа — по сути Балканы,со всеми вытекающими.

Страны:Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция,Грузия, Македония, Румыния, Сербия, Словения, Хорватия,Черногория + иногда Турция и Кипр.

Политические векторы.

Румыния и Болгария: в мае 2004 года они стали членами НАТО, а с января 2007 года обеспечили себе членство в ЕС. Сложнее обстоит дело с государствами Западных Балкан. Их переговоры с Евросоюзом в обозримое время едва ли увенчаются успехом. Что же касается НАТО, то наиболее активные контакты с альянсом сегодня поддерживают Хорватия, Македония и Албания, подписавшие в ноябре 2002 года соглашение о совместных действиях на этом направлении. Сербия, Черногория, а также Босния и Герцеговина по разным причинам пока не включены в переговорный процесс, хотя их настойчивое стремление добиться хотя бы первичного приобщения к процессу интеграции очевидно.

Задача налаживания контактов со странами Балканского региона оказалась для ЕС крайне сложной. Согласно принятому в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене решению, членство в ЕС возможно для тех государств, которые соответствуют так называемым «копенгагенским критериям». В них, однако, не «укладывались» даже наиболее стабильные балканские государства -- Болгария и Румыния, и именно поэтому сроки их вступления в ЕС неоднократно переносились. Албании конкретные даты даже не предлагались, а республики распавшейся СФРЮ были лишь включены в предварительную программу «Региональный подход для Балкан». В итоге к концу 1990-х годов отношения ЕС со странами Юго-Восточной Европы характеризовались, по оценке одного из греческих исследователей, «удивительным разнообразием». В регионе соседствовали: полный член Евросоюза -- Греция, два кандидата «второй волны» расширения -- Болгария и Румыния, ожидающая интеграции в ЕС уже почти двадцать лет Турция, а также Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Хорватия и СРЮ, включенные в дополнительные программы Евросоюза.

Юго-Восточная Европа и РФ.

Сегодня, если исключить «проблему Косова», Юго-Восточная Европа уже не может восприниматься как поле геополитического противостояния России и Запада. В новой ситуации складываются реальные условия для масштабного экономического сотрудничества нашей страны со странами региона. Опираясь на крупнейшие энергетические компании, Россия сегодня в состоянии проводить более активную региональную политику, чем прежде. В данном смысле расширение российского экономического присутствия логично вписывается и в политику стабилизации региона, и в отношения России с Евросоюзом. Но это не исключает обострения конкуренции за контроль над путями нефти и газа, попыток создания альтернативных российским путей поставок энергоносителей в Юго-Восточную и Южную Европу.

Типичным для экономических отношений России со странами Юго-Восточной Европы стал существенный дисбаланс во взаимной торговле и явная асимметрия интересов России и ее партнеров, которые стремятся вернуться на российский рынок. Саму же Россию не устраивает то обстоятельство, что 90% ее экспорта в страны Юго-Восточной Европы приходится на энергоносители, сырье и полуфабрикаты, а доля готовой продукции продолжает неуклонно снижаться. Здесь, безусловно, сказывается ориентация наших партнеров на получение высокотехнологичной продукции из стран Евросоюза, хотя на нынешнем этапе их возможности в указанном плане остаются ограниченными.

 

Необходимо трехстороннего сотрудничество государств Юго-Восточной Европы с Россией и Евросоюзом, которое для них выгоднее и перспективнее, чем любые односторонние варианты. Только так, несмотря на неизбежные препятствия и трудности на этом пути, может завершиться этап векового противостояния России и Запада на Балканах.

Приоритеты и ограничения стран.

Экономика.

Импорт энергоносителей из РФ, высокотехнологиченых товаров из ЕС.

Вступление в ЕС.

Итог: поддержка данного вектора выгодно РФ,ЮВЕ,но не ЕС: РФ- расширенный рынок сбыта (за счёт расширения ЕС), ЮВЕ — демократизация, свободное перемещение капитала и т. д. ЕС- экономические плюсы для ЕС сомнительны.

Вывод: Поскольку расширение ЕС маловероятно в ближне- и среднесрочной перспективе,то необходимо предоставить другую интеграционную альтернативу. Ей может стать ЕвраАзЭс и другие Евразийские проекты.

Политика.

В основном страны смотрят в сторону ЕС и НАТО. Исторические связи с Болгарией (особенно ввиду экономического и геополитического укрепления Турции) могут не выдержать конкуренции с прагматическими предложениями ЕС и Турции. Другой союзник-Сербия,но постольку,поскольку поддерживаем её позицию по Косово(которое,напомню, отсоединилось,а мы против).

Культура и гуманитарное сотрудничество.

Бывший соцлагерь, славянские корни(в основном)- хороший фундамент для сотрудничества.

(Вроде проводился какой-то музыкальный ад типа Евровидения- «Славянский Базар»,вот там у нас всё ок)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: