Основные приоритеты российской внешней политики на Корейском полуострове




В последнее время Корея выступает как одна из ключевых стран Северо-Восточной Азии, и это не случайно: ситуация на Корейском полуострове во многом определяет положение в СВА и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. В силу этих причин корейскому направлению в политике Российской Федерации в регионе Северо-Восточной Азии следует придавать приоритетное значение.

 

Заинтересованность в развитии отношений с Республикой Корея и внимательное отношение Российской Федерации к любому изменению ситуации в КНДР и на Корейском полуострове тесно связаны с обеспечением собственных экономических и стратегических интересов, в первую очередь — с упрочением безопасности и стабильности дальневосточных рубежей.

 

С точки зрения поддержания мира и безопасности в регионе наиболее удачным решением российских властей в области внешней политики стал курс на улучшение межгосударственных отношений Российской Федерации и КНДР.

 

Российская Федерация стремится к сохранению сбалансированных отношений с обоими корейскими государствами, основываясь на разделении политических и экономических интересов. В настоящее время прослеживается тенденция к сохранению status quo в корейском вопросе на основе нейтральной позиции «равной удаленности». Одновременно с этим Россия продолжает курс на поддержание политических и возможных экономических контактов с Севером и упрочение всесторонних отношений с Югом.

 

Подписав в феврале 2000 г. новый Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, КНДР и Российская Федерация практически нормализовали двусторонние отношения, что означало окончательный переход от прежнего одностороннего курса на построение отношений с Республикой Корея к политике «двух Корей».

 

Россия должна четко придерживаться нейтральной позиции в отношениях с Северной и Южной Кореями в политической сфере, особенно с точки зрения развития межкорейских отношений.

 

Нет смысла лукавить и не признавать тот факт, что с точки зрения торгово-экономического, инвестиционного и военно-технического сотрудничества Сеул — более важный партнер для России, чем Пхеньян. По-прежнему признается необходимость и возможность Южной Кореи играть ведущую роль в инвестиционном и хозяйственном развитии российского Дальнего Востока, что дает нашим южнокорейским партнерам значительные преимущества. В таких условиях двустороннее экономическое сотрудничество Российской Федерации и Северной Кореи в ближайшее время не имеет перспективы значительного роста.

Исходя из экономических интересов современной России и неспособности Пхеньяна решить проблему своей задолженности, нам не следует ожидать значительного прорыва в их экономических отношениях. Всё это позволяет утверждать, что в ближайшее время для России в политической сфере будет характерен нейтральный подход к обеим Кореям.

 

Отделяя политические проблемы от возможных экономических выгод, администрация В. Путина постепенно будет пытаться усилить свой авторитет и влияние на полуострове и в то же время продолжит развитие экономического сотрудничества с Республикой Корея, особенно в области транспортного сообщения и топливно-энергетического комплекса.

 

Военное сотрудничество Российской Федерации и КНДР может быть усилено только при условии, что оба государства столкнутся с общей угрозой или врагом. Единственной возможностью пересмотра позиции Российской Федерации может стать бесконтрольное развитие системы противоракетной обороны США и Японии или превентивные военные операции против ракетных объектов в КНДР со стороны США или Японии. Только такое развитие ситуации может стимулировать Москву и Пхеньян к сближению в военном отношении.

 

В последнее время очевидным становится намерение Республики Корея и России развивать более тесное сотрудничество не только в энергетике и транспортной отрасли, но и в военно-технической сфере. Очевидно, что российское руководство на протяжении последних трех—пяти лет видит наиболее перспективными направлениями взаимодействия Южной Кореи и Российской Федерации в энергетике, транспорте, связи, науке, совместном развитии информационных технологий и рыболовстве, реализации конкретных проектов в военно-техническом сотрудничестве и освоении космоса.

 

Существуют определенные проработки по развитию двусторонних отношений и сотрудничеству в ядерной области и взаимодействию в таких направлениях, как поставки в Южную Корею из России низкообогащенного урана, проектирование и создание реакторов малой и средней мощности для плавучих атомных электростанций и установок для опреснения морской воды. Однако недостаточность информации и закрытый характер военно-технического сотрудничества не дают нам простора для научного анализа.

 

Обращает на себя внимание и совпадение идеологии двух государств в отношении будущего Северо-Восточной Азии. Президенты Республики Корея и Российской Федерации договорились укреплять двустороннее сотрудничество в продвижении южнокорейской инициативы о начале «эры процветания в Северо-Восточной Азии» и российских проектов развития своих регионов Дальнего Востока и Сибири, по высказыванию Но Мухёна, «…это будет способствовать установления мира и процветанию всего региона».

 

Определение приоритетов по отношению к КНДР и Республике Корея, равно как и безусловная необходимость России участвовать в решении корейской проблемы, требуют от руководства Российской Федерации максимально придерживаться принципов «ограниченной вовлеченности» и «равной удаленности». Содержанием дальневосточной политики России остается неизменно позитивное отношение к перспективе объединения Кореи. Кроме того, любой

конфликт в регионе Северо-Восточной Азии напрямую угрожает военной, политической и экономической безопасности российского Дальнего Востока.

К сожалению, парадигма развития ситуации на Корейском полуострове в последние два — три года делает эту угрозу достаточно реальной. В такой ситуации устранение главной причины — конфронтации Республики Корея и КНДР — вне всяких сомнений соответствует коренным интересам России в Северо-Восточной Азии.

 

Необходимо признать, что в современных условиях КНДР и Республика Корея обладают всеми возможностями для самостоятельного решения проблем Корейского полуострова. Ведущее направление объединительного процесса — упрочение торгово-экономических отношений и гуманитарных связей.

 

Заинтересованные стороны должны осознавать, что главная цель их политики на корейском направлении заключается в сохранении status quo в ближайшей перспективе и обеспечении нейтралитета будущей единой Кореи. Именно на этом должны быть сосредоточены сегодняшние усилия России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: