Россия будет расширять разноплановое взаимодействие с африканскими государствами на двусторонней и многосторонней основе, включая диалог и сотрудничество в рамках «Группы восьми», содействовать скорейшему урегулированию региональных конфликтов и кризисных ситуаций в Африке. Будет развиваться политический диалог с Африканским союзом и субрегиональными организациями, будут использоваться их возможности для подключения России к экономическим проектам на континенте. (КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 2008 года)
Африка является одним из наиболее проблемных регионов мира. Общая неблагоприятная ситуация на континенте характеризуется сохранением значительного числа вооруженных конфликтов. По существу в африканских странах все еще продолжаются процессы становления государственности и национального строительства, осложняемые давними межэтническими противоречиями, борьбой за власть и ресурсы, хроническим кризисом в социально-экономической сфере, крайней бедностью основной массы населения, нередко – внешним вмешательством.
Очевидно, что Африка не должна оставаться один на один со стоящими перед ней проблемами. Россия выступает за эффективное сочетание международной помощи континенту с действенными мерами самих африканцев. Усилия по урегулированию конфликтов должны сопровождаться шагами по обеспечению устойчивого развития Африки, скорейшему полноценному включению континента в глобальную экономику. Без активного участия африканских стран в мировых делах и международной хозяйственной жизни невозможно налаживание плодотворного сотрудничества, создание целостной и стабильной, базирующейся на примате общепризнанных правовых норм системы глобальной безопасности.
|
Несмотря на масштабы и сложность вызовов, с которыми сталкивается Африка, этот континент имеет важное значение для международных политических и экономических процессов. Страны региона составляют более четверти всего мирового сообщества и играют заметную роль при формировании согласованных подходов к глобальным вопросам в рамках ООН и других международных форумов. В Африке имеются крупные запасы стратегического сырья, богатые лесные, рыбные и другие ресурсы.
Все это предопределяет неослабевающее внимание к континенту со стороны его традиционных партнеров (Западная Европа и Северная Америка). Активно работают с Африкой “новые игроки”: Китай, Индия, ряд латиноамериканских государств и стран АСЕАН. Интересам России также отвечает расширение разноплановых связей с африканскими государствами.
2. Курс на развитие традиционно дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с Африкой позволяет задействовать африканский фактор для продвижения российских интересов на международной арене и решения наших собственных экономических задач. Укрепление России, возрастание ее веса в мировой политике создает благоприятные условия для наращивания российско-африканских связей. Сильный импульс развитию всего комплекса отношений с регионом придал первый в истории визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в страны Африки к югу от Сахары в сентябре 2006 года.
Важными предпосылками для расширения многогранного взаимодействия России с континентом являются тот потенциал сотрудничества, который был накоплен в предыдущие десятилетия, включая традиционные связи с руководящими элитами африканских государств, опыт взаимодействия в торгово-экономической, научно-технической, инвестиционной и других сферах, а также близость подходов к формированию нового мироустройства на основе принципов равноправия всех государств, многосторонней дипломатии и уважения международного права. С учетом этого необходимо и далее настойчиво искать пути совершенствования диалога со странами Африки, их региональными и субрегиональными организациями, прежде всего с Африканским союзом.
|
3. Весомым компонентом российско-африканских отношений становится участие нашей страны в международных усилиях по оказанию комплексного содействия Африке, в т.ч. по линии “Группы восьми”. Приоритеты российского председательства в “восьмерке” в 2006 году (энергетическая безопасность, развитие образования и борьба с инфекционными заболеваниями) отвечают коренным интересам африканских народов. Реализация принятых на саммите в Санкт-Петербурге решений по этим и другим вопросам будет способствовать мобилизации собственных усилий африканцев по достижению долгосрочных целей программы “Новое партнерство для развития Африки” (НЕПАД),привлечению дополнительной внешней помощи странам региона.
Рекомендация. Важно продолжать работу по обеспечению активного участия России в согласованных шагах в поддержку Африки с акцентом на миротворчество, облегчение долгового бремени африканских государств, содействие в подготовке кадров, предоставление гуманитарной помощи. Это будет способствовать укреплению статуса нашей страны как ответственного члена мирового сообщества, повышению ее авторитета на континенте и международной арене в целом.
|
4. Наряду с укреплением политического взаимодействия с континентом приоритетной задачей является активизация торгово-экономических связей, нынешний уровень которых пока не соответствует имеющемуся значительному потенциалу. Необходимость вывода на новый уровень российско-африканского партнерства диктуется потребностями в обеспечении сырьем набирающей обороты российской экономики. Кроме того, Африка является перспективным рынком сбыта для российских товаров, привлекательна с точки зрения развития инвестиционного сотрудничества, подключения российских предпринимательских структур к реализации на континенте различных проектов и программ.
Среди основных задач – последовательное стимулирование развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, обеспечение политико-дипломатического сопровождения проектов, осуществляемых в Африке российскими организациями, налаживание партнерства по линии регионов, прямых связей между российскими и африканскими деловыми кругами. (информация взята с МИДа за 2007г)