Выстраивая свои внешнеполитические цели в отношении России, китайские эксперты обосновывают их следующим набором аргументов:
- во-первых, с удовлетворением отмечается завершение процесса демаркации российско-китайской границы;
- во-вторых, позитивно оценивается военно-техническое сотрудничество с Россией, помогающее Китаю модернизировать армию;
- в-третьих, выражается надежда на помощь России в обновлении технологического оборудования предприятий, построенных СССР в 50-е годы;
- в-четвертых, большие планы связываются с поставками в Китай российской нефти и газа из Сибири, что способно значительно укрепить энергетическую безопасность КНР;
- в-пятых, китайско-российское сотрудничество призвано оказать противодействие доминирующему влиянию в АТР США как единственной сверхдержавы современного мира;
- в-шестых, стратегическое партнерство с Россией дает основу для более успешной борьбы за выстраивание многополярной системы международных отношений, что является одной из важнейших глобально-стратегических целей КНР.
“Русский фактор” во внешней политике Китая самым прямым образом связывается с оценкой поведения США в Восточной Азии и в целом в АТР. В октябре 1995 года Пекин заявил о проведении США в АТР политики гегемонизма, под которой понималось.
Тайвань во внешней политике Китая.
Российская Федерация последовательно поддерживает Китай в вопросах территориальной целостности страны. 15 сентября 1992 года президентским указом было подтверждено, что РФ не будет устанавливать с Тайванем официальных межгосударственных отношений, а экономические, научно-технические, культурные связи между Россией и Тайванем будут вестись гражданами и неправительственными организациями на неофициальной основе
|
В Пекинской декларации, подписанной председателем КНР Цзян Цзэминем и президентом РФ В.В. Путиным 18 июля 2000 г., было ясно заявлено всему миру, что тайваньский вопрос – это исключительно внутреннее дело Китая и недопустимо вмешательство внешних сил в его решение.
Проблемы развития современного Китая. В целом, если исходить из достоверных и объективно фиксируемых обстоятельств, то при выработке стратегии для китайского направления и определения тактических инструментов по ее реализации российская дипломатия должна учитывать следующие четыре группы факторов:
1. Дефицит природных ресурсов
2. Бурный экономический рост Китая обусловливает постепенно усиливающуюся напряженность в триаде экономика - общество - политическая система.
3. Экономические и политические амбиции возвышающегося Китая
4. В США, которые считались и считаются в настоящее время главными протагонистами Китая в АТР и гегемоном, не заинтересованным в обретении КНР статуса глобальной державы.
Сценарии развития отношений РФ-КНР.
1. проведение политики, в результате которой продолжается отток российского населения с Дальнего Востока, ослабляются связи региона с европейской частью России, обостряющиеся в этой связи национальные проблемы и сепаратистские движения негативно сказываются на российско-китайских отношениях.
2. развитие союзнических отношений России и КНР. Здесь возможны разные варианты – от “мягкого” союза до военно-политического альянса на глобальном и региональном уровнях. Аргументами “за” такое развитие событий являлись:
|
• определенное сходство интересов РФ и КНР на мировом уровне;
• целый ряд сходных региональных проблем;
• взаимодополняемость экономик РДВ и северо-воcточных провинций Китая;
• успех китайских реформ, которые, по мнению ряда отечественных аналитиков, способны были “вытянуть” российский Дальний Восток на уровень современного развития и т.д.
3. варианты противостояния РФ и КНР. Здесь также могли использоваться мягкие и жесткие формы. Противостояние в жесткой форме сегодня означало бы возобновление запретительного режима на границе с Китаем, выселение из России всех нелегально живущих на ее территории китайцев, разрыв приграничной торговли, усиление дальневосточных военных группировок и т.п.
4. игра на геополитических противоречиях. Россия в собственных интересах может использовать явную обеспокоенность США наращиванием мощи Китая, получив дополнительные шансы для активизации своей внешней политики в зоне АТР.
5.сценарий, в соответствии с которым реально складываются российско-китайские отношения, вплетаются элементы всех четырех рассмотренных выше вариантов внешнеполитической линии России. В долгосрочной перспективе характер отношений между Москвой и Пекином будет зависеть:
а) от расклада внутриполитических сил в модернизирующейся России,
б) от политической и экономической ситуации в Китае после прихода к власти нового поколения политиков,
в) в целом от складывания новой системы международных отношений.
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
|
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, был подписан 16 июля 2001 г. в Москве председателем КНР Цзян Цзэминем и президентом РФ В.В. Путиным. Подписанный договор подтверждает, что “дружественные отношения двух стран являются межгосударственными отношениями нового типа, строящимися на основе не вступления в союз, неконфронтационности и ненаправленности против третьих стран”.
Договор не нацелен на создание военного союза (“мы ни к какому военному союзу не стремимся”, - заявил президент РФ). Документ не имел ни антиамериканской, ни какой-либо иной антизападной направленности.
Руководители России и Китая в декларации 2006 г.:
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) названа в декларации 2006 г. «самобытным фактором международных отношений». Россия и Китай объявили, что рассматривают развитие ШОС как «важный стратегический элемент своей внешней политики» и будут продолжать тесную координацию своих позиций в рамках ШОС.
В проблеме присутствия Китая на российском Дальнем Востоке в настоящее время выделяются экономический, демографический и геополитический аспекты:
- экономический аспект. Сибирь и Дальний Восток рассматриваются как сырьевой придаток КНР и одновременно рынки сбыта его товаров
- демографический аспект. Можно считать, что в настоящее время никакой «демографической экспансии» Китая в Россию нет.
Другой вопрос: может ли произойти массовая миграция китайцев на территорию России в будущем?
- геополитический аспект. Можно констатировать, что часть российской территории становится объектом интеграции в китайскую сферу влияния, причем интеграции не только экономической, но и политической. все (китайские исследователи квалифицируют почти все российско-китайские договоры XVII-XIX веков,неравноправными и несправедливыми, по которым к России насильственно были присоединены “части единой китайской нации” – народы Сибири и Центральной Азии)
Главные ориентиры России в развитии связей с Китаем:
— продолжение интенсивного и доверительного политического диалога;
— расширение и углубление взаимовыгодного экономического сотрудничества;
— активизация российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере.
Можно утверждать, что в начале XXI в. российско-китайские отношения вышли на самый высокий уровень за всю их историю. Закрыты спорные территориальные вопросы, совпадают базовые подходы двух соседних государств к ключевым проблемам мироустройства и международной безопасности. Дальнейший прогресс в российско-китайских отношениях зависит от того, насколько успешно будут реализовываться намеченные задачи социально-экономического развития в России и в Китае, и от экономической и политической ситуации в мире.
О большой значимости российско-китайского стратегического партнерства и взаимодействия свидетельствовал тот факт, что первый свой визит в зарубежные страны за пределами СНГ президент РФ Д.А. Медведев совершил именно в КНР 23-24 мая 2008 г.