ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА




ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, особенности политического и правового сознания, правового регулирования, основные сущностные свойства права и государства.

Функции ТГП определены тем, что в системе юридических наук она носит мировоззренческий, установочный характер. Выделяют теоретическую, методологическую, воспитательную, идеологическую, практическую, организационную функции.

Если предмет науки отвечает на вопрос, что изучает данная наука, то методкакими средствами она достигает этой цели. Выделяют:

Общенаучные методы – это общие подходы к исследованию, те всеобщие принципы познания, которые исп-ся всеми без исключения науками. В основе общенаучных методов лежит определенное философское направление. Законы и категории философии являются всеобщими универсальными, распространяют свое действие на все явления окружающего мира, включая Г-во и право. В рамках философского способа познания формируются как общие подходы, например, диалектический, так и конкретные философские методы: анализа и синтеза, исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, сравнения и обобщения и др.

Частнонаучные методы – это правила, приемы и способы непосредственного знания о государстве и праве. К ним можно отнести конкретно-социологические методы познания Г-ва и права, логический, метод социального эксперимента, моделирования, исторический метод.

Специально-юридические методы позволяют получать еще более конкретное знание о государственно-правовой действительности. Их особенности обусловлены спецификой теоретического знания о государстве и праве, таковыми, например, являются формально-юридический и метод толкования. К этой группе методов относят также метод сравнительного правоведения, правового эксперимента и иные приемы и способы исследования.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Вопрос о причинах возникновения государства и права является одним из дискуссионных и выражен в различных теориях происхождения государства и права. Наиболее ранними из теорий о происхождении государства являются патриархальная и теологическая.

Патриархальная теория возникла в античный период, ее основателем был известней древнегреческий мыслитель Аристотель. Согласно этой теории государство возникает в результате развития семьи. По Аристотелю основой общественной организации является семья. Первоначально возникает семья, увеличение их количества и объединение приводит к образованию государства. Глава семьи (патриарх) становится государем. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Теологическая теория (от греческого «tеоs» – Бог) возникла во времена Средневековья, ее основоположниками принято считать средневековых богословов Фому Аквинского и Святого Августина. Согласно этой теории государство основывается по божьей воле, Бог объединяет людей в государство, государство есть результат божественного разума, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей и подчиняться ей во всем, проникнуть же в тайну божественного замысла и постичь природу и сущность государства невозможно.

Применительно к праву, теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Данная теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.

Договорная теория возникла в эпоху Возрождения и получила широкое распространение в эпоху Просвещения (Новое время). Представителями этой теории являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.И. Радищев и др. Эта теория противопоставлялась теологической теории и носила светский характер. По мнению ее сторонников, государство возникло в силу общественного договора - люди договорились и создали государство с целью обеспечения справедливости. По договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека.

Теория насилия возникла в середине XIX века в Германии, ее сторонниками являются Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский. В целом, согласно этой теории государство возникает в результате завоеваний одних племен другими, когда племя победителей подчиняет племя побежденных, присваивает себе всю их землю и принуждает их к систематической работе на победителей, к уплате дани или подати.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. Она связывает возникновение государства с возникновением частной собственности, расколом общества на классы и классовым антагонизмом (классовой борьбой). Марксистская формула: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Согласно марксистской теории право возникает параллельно с государством по тем же самым причинам. Праву предшествовали обычаи, которые выражали волю и интересы всего общества и обеспечивались общественным мнением и общественным принуждением. После раскола общества на классы появилась потребность в новых нормах, новых регуляторах, которыми и стало право.

Этическая теория сторонником, которой был И. Кант, сводится к тому, что государство осуществляет общественную справедливость, оно призвано реализовывать нравственное начало общества.

Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию о происхождении государства и права разработал Г.Гегель, согласно которой в основе государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум», «мировой дух». По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.

Все из перечисленных теорий объясняют свою позицию относительно вопроса о происхождении государства, но не все объясняют происхождение права, помимо описанных теорий существуют сугубо правовые теории, не объясняющие происхождение государства.

Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений по вопросу происхождения права. Сторонники теории считают, что параллельно существует позитивное право, созданное государством в ходе законодательной деятельности, и естественное право. Если позитивное право возникает по воле людей и постоянны, то причины появления естественного права иные и зависят от периода развития общества. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. При капиталистических отношениях естественное право вытекает из неизменной природы человека и присущей людям вечной справедливости и нравственных начал. Право порождено неизменной природой человек, значит оно вечно и неизменно, пока существует человек.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Гуго, Савиньи) настаивали на исторической теории возникновения права, доказывая, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания.

Среди всех мнений на источники возникновения права, были особенно «уникальные» воззрения. Например, создатель нормативистской теории Г.Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права, одним из создателей которой был Л. Петражицкий, усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Здесь право – это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида.

Существует ирригационная теория (Витфогель), которая утверждает, что государство в странах Востока возникло с необходимостью сооружения ирригационных систем, образовался бюрократический класс, поработивший общество. Таким образом, имеется множество теорий, объясняющих происхождение государства и права, многие из которых страдают антинаучностью или ограниченностью.

 

3) Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть имеет следующую структуру: 1) субъект власти (в частности, государство, население); 2) объект (на кого именно направлена власть); 3) отношения, возникающие по поводу власти; 4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может иметь различные мотивы: 1) привычка подчиняться; 2) страх; 3) убежденность в необходимости повиновения; 4) авторитет властвующего; 5) доверие; 6) правовые нормы; 7) воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти: 1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

 

4) Сущность – это совокупность наиболее значимых и решающих связей и отношений, характеризующих рассматриваемое явление в целом и определяющих его основные черты.

Определить Сущность государства – значит выяснить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает.

Существует два основных зеркальных подхода к пониманию сущности государства:

· Классовый (марксистский) – любое государство всегда стремится в первую очередь обеспечить интересы экономически господствующего класса, т. е. лиц, находящихся у власти. Интересы остальной части населения при этом также учитываются, но в меньшей степени, второстепенно, по остаточному принципу. Власть вынуждена учитывать интересы населения, т. к. иначе в обществе произойдет революция, т. е. власть не сможет сохранить себя.

· Социальный (общественный) подход исходит из общественной сущности государства, его способности объединять все общество, удовлетворять его интересы. Данный подход основывается на общесоциальной природе государства, ориентируется на демократические методы управления.

Описанные подходы к пониманию сущности государства не исключают друг друга, а дополняют. Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Однако любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство является не только инструментом господства какого-либо класса, но и представляет все общество, является средством его объединения. Общесоциальная роль государства составляет вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

Соотношение указанных сторон сущности государства неодинаково и зависит от множества факторов: национальной традиции, особенностей исторического развития, культурной и религиозной специфики, политического режима и пр. Например, у демократического государства будут преобладать общесоциальные черты, у тоталитарного – классовые.

 

5) Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2) цивилизационный подход.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2) класс, инструментом власти которого становится государство;

3) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

4) социалистический.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

1) современных и древних;

2) западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.

Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: