Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам:
1.По субъектам и средствам коммуникаций:
- межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения;
- коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий. Такие коммуникации в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий и др.
2.По форме общения:
- вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени;
- невербальные – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.
3.По каналам общения:
- формальные коммуникации – позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки; определяются организационными и функциональными регламентами. Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления;
- неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой»; информация в ней часто распространяется с помощью слухов. По данным некоторых исследователей слухи, по меньшей мере, на 75% являются точными.
|
Информация по каналам передается по вертикали –сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости.
4. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов):
- вертикальные – коммуникации, координирующие и интегрирующие деятельность сотрудников различных отделов и подразделений в вертикальной плоскости иерархии, либо сверху вниз, либо наоборот;
- горизонтальные – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации;
- диагональные – коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях когда коммуникации работников организации другими способами затруднено.
5. По направленности общения.
- нисходящие коммуникации – коммуникации, направленные сверху вниз от руководителя к подчиненным;
- восходящие – коммуникации, направленные снизу вверх от подчиненных к руководителю.
Вид коммуни- Цели Виды передаваемой в |
кации сообщении информации |
Нисходящие 1.Поставить подчиненным конкретные 1.Об изменениях в политике |
задачи по выполнению работы организации |
2.Оперативно сообщить новости о 2.О бюджете организации, его |
деятельности организации изменении, исполнении |
3.Осуществить инструктирование по 3.Директивы вышестоящих |
выполнению работы органов управления |
4.Обеспечить обратную связь с 4. О новых системах и |
подчиненными по результатам процедурах |
деятельности 5.Инструкции, информация |
5.Предоставить всю информацию, для выполнения заданий |
необходимую для выполнения работы 6.О кадровых перемещениях и |
6.Обеспечить социальную поддержку реорганизациях |
подчиненным |
Восходящие 1.Получить достоверную информацию 1.Отчеты о выполнении |
о ходе выполнения работы и конечных работы, возникших в ходе |
результатах работы проблемах |
2.Обеспечить обратную связь с 2.Обращения с просьбой |
руководителем о полученных заданиях получить консультации по |
3.Изучить мнение подчиненных по интересующим вопросам |
интересующим вопросам 3.Жалобы подчиненных |
4.Получить представление об улучшении 4.Предложения подчиненных |
деятельности организации 5.Мнения подчиненных |
|
Литература
1. Базаров Т.Ю.. Управление персоналом. М., 2003.
2. Герчикова И.А. Менеджмент. М.: Бизнес и биржи, 2003
3. Ревская Н. Е. Психология менеджмента. СПб., 2001.
4. Русинов В.А. Психологические аспекты управления. М.,1998.