Примерный тест по дисциплине «Педагогическая риторика»




ВАРИАНТ 1.
№ ДЕ Тестовые задания Заполняется студен-том Заполняется преподавателем
Задание выполнено/не выполнено +/– ДЕ освоена/не освоена +/–
1. 1. Какое из суждений является верным?   А) Риторика – это теория аргументации. Б) Риторика – это наука о приёмах спора. В) Риторика – это наука о приёмах эффективного общения. Г) Риторика – это красноречие.     ______    
2. Указать предмет общей риторики:   А) Приёмы и правила построения речи. Б) Общие правила построения речи независимо от её профессиональной ориентации. В) Правила построения профессионально ориентированной речи. Г) Приёмы аргументации и спора.     ______    
3. Указать предмет частной риторики:   А) Правила политического красноречия. Б) Правила духовного красноречия. В) Правила педагогического красноречия. Г) Правила построения профессионально ориентированной речи.     ______    
2. 4. Кто является участником коммуникативной ситуации?   А) Коммуниканты. Б) Только адресат речи. В) Адресант, адресат речи и третьи лица (слушатели). Г) Адресант и адресат речи.     ______    
5. К числу невербальных средств общения принадлежат (указать правильный ответ):   А) Жесты, мимика, громкость речи, поступки человека. Б) Жесты, мимика и паузы. В) Жесты, мимика, позы, громкость речи, темп, паузы, интонация. Г) Громкость речи, темп, паузы и интонация, поведение человека.   ______    
  6. Указать количество видов речевой деятельности:   А) 1. Б) 3. В) 4. Г) 2.     ______    
  7. Назвать пассивные виды речевой деятельности:   А) говорение, аудирование, письмо, чтение. Б) говорение, аудирование. В) аудирование, чтение. Г) аудирование, письмо.     ______    
  8. Речевой жанр – это (указать правильный ответ):   А) то же самое, что текст. Б) то же самое, что речевой акт. В) тип текста, характеризующийся определёнными правилами словесного оформления. Г) определённый текст или речевой акт. :   ______    
  9. Аргумент к авторитету – это (указать правильный ответ):   А) психологическая уловка. Б) логическая уловка. В) логическая ошибка. Г) то же, что подмена тезиса.   ______    
  10. Задача информирующей речи – это (указать правильный ответ):   А) доставить удовольствие. Б) сообщить адресату что-либо. В) убедить адресата в чём-либо. Г) доказать адресату что-либо.   ______    
3. 11. Задача эпидейктической речи – это (указать правильный ответ):   А) информировать адресата о чём-либо. Б) убедить адресата в чём-либо. В) доставить удовольствие. Г) сообщить адресату что-либо.     ______    
  12. Классический канон регламентирует:   А) речевое поведение в целом. Б) этапы построения убеждающей речи. В) этапы построения информирующей речи. Г) этапы построения эпидейктической речи.     ______    
  13. Указать количество этапов построения убеждающей речи:   А) 2. Б) 3. В) 4. Г) 5.     ______    
  14. Элокуция – это (указать правильный ответ):   А) изобретение. Б) диспозиция. В) запоминание. Г) словесное выражение. Д) произнесение.     ______      
  15. Указать тип неблагозвучия. ООО «Оазис» – это:   А) хиатус. Б) нагромождение гласных. В) скопление гласных. Г) консонантное скопление.        
  16. Анафора, кольцо и хиазм – это (указать правильный ответ):   А) фигуры двусмысленной речи. Б) фигуры алогизма. В) фигуры повтора. Г) то же самое, что хиатус.     ______    
  17. Жанрами эпидейктической речи являются (указать правильные ответы):   А) Приветственный адрес. Б) Энкомий. В) Реклама. Г) Лекция.       1. ____ 2. ____ 3. ____   ---  
  18. Назначение эвфемизмов – это (указать правильный ответ):   А) украсить речь. Б) придать речи выразительность. В) сделать речь ситуативно уместной. Г) развеселить окружающих.   ______    
  19. Антифразис, астеизм и дилогия – это (указать правильный ответ):   А) фигуры алогизма. Б) фигуры повтора. В) фигуры двусмысленной речи. Г) приёмы эвфемии.   ______      
  20. Логическими уловками являются (указать правильные ответы): А) подмена тезиса; Б) вопрос с подвохом (quaesitio); В) софизм ложного основания; Г) аргумент к кошельку.     ____ ____ ____      
ВАРИАНТ 2.  
№ ДЕ Тестовые задания Заполняется студен-том Заполняется преподавателем  
Задание выполнено/не выполнено +/– ДЕ освоена/не освоена +/–  
  1. Наукой о приёмах эффективного общения является (указать правильный ответ):   а) культура речи. б) риторика. в) ортология. г) стилистика.     ______        
2. Общие правила построения речи независимо от её профессиональной ориентации изучает (указать правильный ответ):   А) частная риторика. Б) общая риторика. В) ортология. Г) стилистика.     ______        
3. Правила политического, духовного, педагогического и др. видов красноречия изучает (указать правильный ответ):   А) частная риторика. Б) ортология. В) общая риторика. Г) стилистика.     ______        
  4. Участниками коммуникативной ситуации могут являться:   А) 2 лица (адресант и адресат). Б) открытое множество лиц. В) 3 лица (адресант, адресат и третьи лица). Г) любые лица.     ______        
5. Жесты, мимика, позы, громкость речи, темп, паузы, интонация принадлежат (указать правильный ответ):   А) К числу языковых знаков. Б) К числу вербальных средств общения. В) К числу этикетных средств. Г) К числу невербальных средств общения.     ______        
  6. Назвать активные виды речевой деятельности:   А) говорение, аудирование, письмо, чтение. Б) говорение, аудирование. В) аудирование, чтение. Г) аудирование, письмо.     ______        
  7. Количество видов пассивной речевой деятельности составляет (указать правильный ответ):   А) 4. Б) 3. В) 1. Г) 2.     ______        
  8. Речевой жанр представляет собой (указать правильный ответ):   А) тип текста, характеризующийся определёнными правилами словесного оформления. Б) определённый текст или речевой акт. В) то же самое, что текст. Г) то же самое, что речевой акт.     ______        
  9. Аргумент к личности – это (указать правильный ответ):   А) логическая ошибка. Б) логическая уловка. В) то же, что подмена тезиса. Г) психологическая уловка.   ______        
  10. Сообщить адресату что-либо – это (указать правильный ответ):   А) задача эпидейктической речи. Б) задача информирующей речи. В) задача аргументирующей речи. Г) задача адресанта.     ______        
3. 11. Дать оценку, доставить удовольствие – это (указать правильный ответ):   А) задача эпидейктической речи. Б) задача информирующей речи. В) задача адресанта. Г) задача аргументирующей речи.   ______        
  12. Этапы построения убеждающей речи регламентируются:   А) правилами грамматики. Б) классическим каноном. В) правилами этикета. Г) правилами логики.     ______        
  13. Указать количество разделов классического канона:   А) 2. Б) 3. В) 4. Г) 5.     ______        
  14. Каким этапом построения убеждающей речи является элокуция?   А) первым. Б) вторым. В) третьим. Г) четвёртым Д) пятым.     ______          
  15. Психогическими уловками являются (указать правильные ответы): А) аргумент к жалости; Б) вопрос с подвохом (quaesitio); В) довод к страху; Г) аргумент к кошельку.                
  16. Эпифора, подхват и симплока – это (указать правильный ответ):   А) фигуры повтора. Б) фигуры алогизма. В) то же самое, что хиатус. Г) фигуры двусмысленной речи.   ______        
  17. Композиционными типами аргументации являются: А) восходящая аргументация; Б) нисходящая аргументация; В) диспозиция; Г)Гомеров порядок.     1. ____ 2. ____ 3. ____      
  18. Сделать речь ситуативно уместной – это (указать правильный ответ):   А) назначение фигур повтора. Б) назначение фигур алогизма. В) назначение эвфемизмов. Г) назначение фигур двусмысленной речи.     ______      
  19. К числу фигур двусмысленной речи принадлежат (указать правильный ответ):   А) эпифора, подхват и симплока. Б) анафора, кольцо и хиазм. В) антифразис, астеизм и дилогия. Г) эвфемизмы.     ______      
  20. Античная модель коммуникативной ситуации, предложенная Аристотелем, включает следующие три элемента (выбрать): А) оратор; Б) предмет речи; В) код и шум; Г) слушатель.              

 

б) промежуточная аттестация

Зачёт проводится в устной форме. Ниже приводится примерный перечень вопросов к зачёту:

1. Понятия общения и коммуникации. Подходы к определению данных понятий.

2. Коммуникативная ситуация и её составляющие.

3. Понятие речевой ситуации.

4. Виды и стили речевого общения: параметры классификации.

5. Коммуникация вербальная и невербальная.

6. Коммуникация устная и письменная. Особенности устной и письменной речи.

7. Коммуникация монологическая и диалогическая.

8. Коммуникация непосредственная и опосредованная.

9. Коммуникация эффективная и неэффективная.

10. Виды речевой деятельности.

11. Риторика как продукт и атрибут демократического общества. Свобода слова как условие появления риторики в античном мире.

12. Реформы Солона и Перикла как основа народовластия и свободы слова. Появление риторики как учебной дисциплины.

13. Вклад Эмпедокла, Горгия Леонтинского, Сократа, Исократа, Демосфена и Аристотеля в развитие риторики.

14. Распространение риторики в Древнем Риме. Вклад Цицерона и Квинтилиана в развитие этой науки.

15. Сравнительный анализ развития риторики в современных демократических и тоталитарных странах.

16. Эристика как историческая и генетическая основа риторики. Основные сферы действия эристики. Эристические приёмы в речи педагога.

17. Отношение софистов и судебных ораторов к истине и справедливости.

18. Причины запретов на риторику и попыток создания «идеальной риторики». Понятие риторического идеала.

19. Анализ софистической компоненты риторики. Причины снижения популярности и кризиса риторики.

20. Предмет риторики, следствия его расширения и замены.

21. Определение понятий «речевой акт», «текст» и «речевой жанр».

22. Основные требования к тексту, случаи несоблюдения таких требований.

23. Функциональные типы речи.

24. Информирующая речь. Основные жанры и приёмы информирующей речи учителя.

25. Убеждающая речь. Сфера действия риторики как искусства убеждения.

26. Эпидейктическая речь. Жанры и фигуры эпидейктической речи учителя.

27. Определение понятия «публичная речь». Профессии, предполагающие обязательное умение выступать публично. Виды и жанры публичной речи.

28. Задачи публичной речи. Приёмы долговременного и кратковременного удержания внимания и интереса аудитории.

29. Коммуникативные качества речи, наиболее актуальные для публичной речи.

30. Типы и функции пауз в процессе публичного выступления. Его темп, произносительный стиль, синтаксис, лексика, характеристики голоса.

31. Структурные части публичного выступления, их функции. Переходы между частями публичного выступления.

32. Роль введения и заключения в структуре публичного выступления. Их типы.

33. Определение понятий «вербальные средства общения» и «невербальные средства общения».

34. Основные классы средств невербального общения.

35. Пантомимика и кинесика. Кинесические средства невербального общения.

36. Понятие окулистики. Смысл и значимость понятия «зрительный контакт».

37. Проксемика. Типы расстояний между коммуникантами. Понятие личной зоны.

38. Виды акустических средств невербальной коммуникации.

39. Такесика и ольфакторика. Их роль в создании невербального имиджа.

40. Фактор внешности в усилении коммуникативной позиции учителя.

41. Красноречие и его виды. Особенности педагогического общения

42. Жанры и фигуры дидактической речи. Аллегория и хрия.

43. Основные составляющие преподавательского имиджа. Приёмы усиления собственного авторитета и своей коммуникативной позиции.

44. Понятие коммуникативного качества речи. Принципы классификации фигур и ошибок по отношению к качествам речи.

45. Ясность и неясность речи. Приёмы пояснения понятий.

46. Неясность и её источники. Риторическая тактика искусственной книжности.

47. Этапы создания текста. Определение понятия «классический канон».

48. Инвенция и метод общих мест. Понятие общего места (топа).

49. Промптуарий, его роль в процедуре инвенции.

50. Метод общих мест и кризис риторики.

51. Понятие диспозиции. Тактики расположения аргументов.

52. Понятие элокуции. Соотношение элокуции и украшения речи. Тропы и фигуры как центральная категория элокуции. Параметры классификации тропов и фигур.

53. Запоминание речи (memoria). Понятие мнемонического приёма.

54. Этап исполнения убеждающей речи (гипокризис).

55. Доказательство и его структура.

56. Дедуктивная и индуктивная схемы доказательства. Их лингвометодическая характеристика.

57. Общая типология приёмов аргументации (применительно к речи учителя).

58. Схемы расположения аргументов. Приём неполного опровержения.

59. Законы и правила логической аргументации.

60. Аргументация ad rem. Типология логических ошибок и софизмов.

61. Аргументация ad hominem. Психологические приёмы убеждающей речи.

62. Софистика и её основные постулаты.

63. Категория этоса, риторический идеал и образ ритора (применительно к учителю).

64. Место риторики среди других научных дисциплин.

65. Классическая риторика и её предмет.

66. Соотношение риторики и красноречия.

67. Общая и частные риторики. Педагогическая риторика и её предмет.

 

При оценивании ответов студентов критериями выставления оценки на зачете или экзамене выступает степень полноты освоения студентом основного содержания дисциплины, изученной в семестре:

– оценка 35–40 баллов выставляется студенту, обнаружившему всестороннее осознанное систематическое знание учебно-программного материала и умение им самостоятельно пользоваться, проявляющему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, умеющему свободно выполнять практические задания, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, в их значении для приобретаемой профессии;

– оценка 26–34 баллов выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учёбы и профессиональной деятельности; знания и умения студента в основном соответствуют требованиям, установленным выше, но при этом студент допускает отдельные неточности, которые он исправляет самостоятельно при указании преподавателя на данные неточности;

– оценка 15–25 баллов выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, обладающему необходимыми знаниями, но допускающему неточности при ответе или выполнении заданий; студент показывает осознанное усвоение большей части изученного содержания и исправляет допущенные ошибки после пояснений, данных преподавателем;

– оценка 1–14 балловвыставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; при этом студент обнаруживает незнание большей части изученного в семестре (экзаменуемого) материала, не справляется с решением практических задач и не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

 

 


[1] См.: Москвин В. П. Интертекстуальность: Понятийный аппарат. Фигуры, жанры, стили. М.: Изд-во научной и учебной литературы «УРСС», 2011. С. 46 – 62.

[2] Москвин В. П. Тропы и фигуры: параметры общей и частных классификаций // Научные доклады высшей школы: Филологические науки. 2002. № 4. С. 75 – 85.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: