Античная (классическая) риторика




Античная риторика - это риторика, которая формировалась и развивалась в Древней Греции, а затем в Древнем Риме.

Древняя Греция. Древнегреческая демократия предполагала активное участие всех граждан в социально-политической жизни страны: выступление в народном собрании, совете пятисот, народном суде. Человек мог живым словом убедить в своей правоте и разгромить оппонента, защитить себя и доказать вину другого, раскрыть суть дела и способствовать его успешному решению, выиграть дело, повести полки за собой. В V в. до н.э. был составлен учебник по риторике.

Первыми учителями-профессионалами в Древней Греции были софисты, которых называли учителями мудрости и красноречия (V в до н.э.). Они готовили молодежь к общественной жизни, к проведению дискуссий, развивали у учеников умение использовать приемы доказательства и опровержения, отстаивать свое мнение, используя софизмы. Для доказательства истинности ложного высказывания софисты использовали рассуждение, построенное на логических уловках, т.е. умышленно ошибочных рассуждениях. Софизм строится на внешнем сходстве явлений, преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на двусмысленности слов и подмене понятий.

Древний Рим. С III в до н. э. под влиянием греческой начинает развиваться римская риторика. Владение живым словом в республиканском Риме было важным условием для активной политической и социальной жизни свободного гражданина: все дела решались дебатами в народном собрании, сенате, суде, где каждый мог выступать. Выдающийся древнеримский ритор, чье имя еще в древности стало нарицательным для оратора, Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.)

Свой практический опыт Цицерон обобщил в трех книгах по риторике («Об ораторе», «Брут», «Оратор»). Основные положения важны и для современного оратора.

античности красноречие рассматривалось и как наука, и как искусство. Античная риторика является классической риторикой, поскольку ею были выработаны основные понятия, правила и законы, которые использовались и развивались во все последующие времена, включая современную риторику: правила построения речи, риторический канон (этапы речи – от замысла до произнесения), учение о 3-х составляющих красноречия (оратор, речь, аудитория), учение об этосе, логосе и пафосе.

Этос. Оратор и слушатели должны руководствоваться общими этическими нормами (правовыми: «справедливо-несправедливо»; моральными: «достойно-недостойно»; нравственными: «хорошо-плохо»). Это создает благоприятные условия общения.

Логос. Необходимо использовать логические средства убеждения. Речь должна быть логична. Издревле была дилемма: воздействовать на слушателей аргументами, которые им близки и они их разделяют, или выдвигать доводы, которые правильны для оратора, но неприемлемы для аудитории. Некоторые древние ораторы пострадали за открытое высказывание своих убеждений, которые шли вразрез с убеждениями правящих: Платон был продан в рабство, Сократ был приговорен к смерти и отравлен, Аристотель отравлен в изгнании, Цицерон казнен.

Пафос в отличие от этоса и логоса должен влиять не на разум, а на чувства слушателей, чтобы настроить их на принятие нужного решения и совершение конкретного действия.

2. Риторика в эпоху Средневековья

Античная риторика была усвоена европейской культурой, входила в число избранных наук. Социально-экономические изменения повлияли на требования к оратору и ораторскому искусству. Красноречие в это время развивается в двух социальных областях – религии и образовании.

Особенностью религиозной риторики (начинает формироваться в период появления первых христиан), которая культивируется в церквях и монастырях, является особая аргументация: о чем бы ни говорил проповедник, все свои суждения и выводы основывал и доказывал одним непререкаемым источником – Библией. Риторика продолжает развиваться особенно в период еретических движений (выступления против догматов церкви).

Начало формирования церковно-богословского красноречия связано с именем византийского проповедника Иоанна Златоуста (ок.347 – 407 гг.н.э.).

Гомилетику – теорию церковного красноречия – разрабатывал Фома Аквинский (1224-1274 гг.) особенности гомилетики:

1. Внимание форме – напыщенность, внешняя красивость.

2. Главное – не убеждать, а внушать.

Церковное красноречие внесло в риторику приемы овладения чувствами и сознанием слушателей, влияния на психику и воображение.

Академическое красноречие формировалось на основе университетской лекции. В первое время лекции читались (лат. lectio – чтение, lector – чтец) по книге. С развитием книгопечатания читаемая лекция начинает вытесняться устной, в которой использовались приемы риторики.

3. Риторика в эпоху Нового времени

В эпоху Возрождения, а позже и Просвещения светское мировоззрение постепенно вытесняет богословское. В красноречие проникают светские мотивы, оно развивается в гуманистическом и демократическом направлении. В основе – античная риторика: гармония содержания и формы, внимание к технике речи, манере оратора, жестикуляции, мимике. Риторику активно используют, разрабатывают ее теоретические аспекты европейские писатели, ученые, мыслители (Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гете и др.).

В 50-х гг. XX в. возникает неориторика (термин ввел проф. Брюссельского университета Х. Перельман), или новая риторика, разрабатывается на стыке разных наук (психологии, психолингвистики, лингвистики, культуры речи, теории литературы, логики, философии, теории коммуникации, деловой коммуникации, коммуникационных технологий, и др.), постоянно обогащается различными концепциями.

Неориторика разрабатывает два основных направления:

1) аргументативная риторика исследует способы аргументации в современных публичных выступлениях;

2) лингвистическая риторика изучает средства выразительности и убедительности современных речевых сообщений.

Понятие риторики сейчас рассматривают в двух значениях:

1)в узком - дисциплина, изучающая ораторское искусство;

2) в широком - как разновидность речевой коммуникации; наука об убеждающей коммуникации, о научно обоснованных способах коммуникации.

Появляется деловая риторика – разновидность неориторики, наука об убедительной и эффективной речи в процессе делового общения: в сфере производственных, торговых, профессиональных отношений.

 

2)Риторический канон и современное красноречие

классическим риторическим каноном (в переводе с греческого «канон» – образец, правило, норма).

I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

III этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

3)Изобретение содержания речи(Инвенция)

I. Изобретение, нахождение (инвенция) или оформление общего замысла речи включает:

1. Выбор темы (если тема не обозначена) и определение ее аспекта.

О чем будем говорить? Что будет интересно нам и аудитории? Владеем ли в достаточной мере этим аспектом темы?

2. Формулировка аспекта темы.

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» - фраза из мультфильма, которая подчеркивает значимость названия. Удачная формулировка – залог успеха: название должно привлекать, а не отпугивать, быть достаточно коротким, но понятным и конкретным; содержать актуальную проблему.

Формулируем тему кратко, чтобы ее могли запомнить и воспроизвести.

3. Определение цели.

Зачем будем говорить об этом слушателями. Например: чтобы купили товар, о пользе и необходимости которого сообщаем; поддержали нашу позицию в дискуссии; увидели ошибки, которые допускает наш оппонент; выступили против нашего оппонента; помогли нам достичь определенной материальной цели и пр.

4. Работа над информацией:

сбор материалапо выбранному аспекту темы. Используем два вида источников:

1) опубликованные: официальные документы; научная, научно-популярная и справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, каталоги); СМИ, которые представляют энциклопедическую основу выступления;

2) неопубликованные: собственные знания и опыт; личные контакты, беседы; размышления и наблюдения. Это оригинальная часть выступления.

На фоне энциклопедических знаний оформляем замысел оригинальной части выступления:

· соотносим информацию: оригинальную, новую и общеизвестную. Информация не должна быть:

а) абсолютно неизвестной слушателям, т.к. они не смогут ее понять;

б) полностью общеизвестной, поскольку аудитории будет неинтересно слушать;

Инвенция предлагала говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент времени знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в будущем сообщении»

4) понятие о топосах, их роль и изобретение речи. Топика и аргументы. + тетрадь

Аргументом (лат. argumentum от глагола arguo – показываю, выясняю, доказываю
– довод, доказательство, умозаключение) будем называть фрагмент высказывания,
содержащий обоснование мысли, приемлемость которой представляется
сомнительной.

Риторический аргумент состоит из: (1) положения и (2) обоснования

Обоснование – совокупность доводов, формулировок мыслей, посредством которых
ритор стремится сделать положение приемлемым для аудитории: … если ум не может
жить без истины, а он, кажется, живет, и, конечно, не хочет признавать себя
лишенным жизни.

Положение аргумента – формулировка мысли, которая выдвигается ритором, но
представляется сомнительной аудитории: Но можно ли действительно находить
истину? – Должно думать, что можно

С точки зрения строения и содержания риторический аргумент включает три
составляющих: схему, топ, редукцию.

Схема представляет собой логическую форму данного конкретного аргумента.
Построение схемы подчиняется правилам логики, и схема является своего рода
логическим костяком аргумента, который позволяет не только судить о строении
сложной мысли, но и определить ее корректность.

Общее место или топ – положение, которое признается истинным или правильным и
на основе которого конкретное обоснование представляется убедительным. Топ
содержится или подразумевается в посылках аргумента.

Топика (лат"loci"-"места\") - это учение о совокупности общих мест, которые проявляют аспекты разработки какой-либо темы

5)Диспозиции как раздел классической и современной риторики. + тетрадь

Расположение (диспозиция) предполагает работу над последовательностью изложения, построения отобранного материала, композицией будущей речи. Расположение материала будет зависеть от вида монологической речи.

1. Обращение должно быть максимально уместным, т.е. соответствующим самооценке, социальному статусу и традициям сообщества, к которому слушатели принадлежат.

Для формального обращения используем слова: «граждане», «дамы и господа», а также оставшееся с советских времен «товарищи». В деловом общении к слушателям обращаемся со словами: коллеги, друзья; педагоги, преподаватели, юристы (называем людей по их профессиональной деятельности); москвичи, (по месту жительства) и др. Добавляем слова: уважаемые (в официальной ситуации) или дорогие (в менее официальной и неофициальной ситуациях), например: уважаемые коллеги, дорогие друзья, уважаемые участники собрания, дорогие соотечественники;уважаемые преподаватели/ дорогие преподаватели; уважаемые москвичи/дорогие москвичи.

2. З ачин долженподготовить аудиторию к восприятию речи, привлечь внимание, расположить для слушания.

В завязке важно показать актуальность обсуждения вопроса, проблемность темы выступления; заинтриговать постановкой проблемы; кратко сформулировать тезис (ясное и определенное суждение, содержащее мысль, истинность которой требуется доказать).

Требования к вступлению:

- краткость;

-умеренность в эмоциональном отношении;

-информативность (выразить суть предстоящего выступления; дать как можно больше сведений о предстоящей речи немногими словами).

В основной части раскрывается содержание тезиса, излагаются основные положения, строится система доказательств. Все собранные факты, наблюдения, доводы должны быть подчинены одной цели – доказательству истинности суждений.

Формулируем главную мысль в виде отдельного предложения.

Повторяем ее в выступлении не менее трех раз.

Выстраивая речь, следуем законам формальной логики.

Основная часть = изложение + аргументация (тезис + доводы)

В изложении раскрываем перед слушателями свое восприятие и понимание предмета речи, используя разные формы: описание, повествование, рассуждение.

В аргументации, используя сильные доводы, убеждаем аудиторию в том, что суждение является правильным и истинным. Подробное изложение тезиса нуждается в обосновании или аргументации. Без сильных аргументов самое яркое изложение не будет убедительным. Аргумент – отдельная законченная мысль, истинность которой проверена и доказана практикой. Подбирая аргументы, учитываем особенности аудитории: их намерения, интересы, ценности и др.

Выстраивая аргументы, помним о «законе края»: первый и последний аргумент должны быть сильными, о чем предупреждали еще античные ораторы.

Заключение = выводы + побуждение/призыв к действию

Аудитория хорошо запоминает заключение («закон края»),

поэтому в нем:

· напоминаем главную мысль;

· объясняем, что с ней надо делать.

6) Риторический аргумент в речах судебных ораторов + тетрадь

Основная цель выступающего в суде юриста — подготовить и произнести убедительную речь, склонив присутствующих к своему мнению. Разумеется, умение доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать доводы оппонента является необходимым основанием речи в любой сфере деятельности — политической, академической, социально-бытовой. Однако именно для судебного оратора эти умения составляют важную часть его профессиональной компетенции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: